Опубликовано: 12000

Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов

Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов Фото - Ибрагим КУБЕКОВ

Знаете, не каждый раз нам пишут люди, по чьим жалобам суды накладывают на виновников многомиллионные штрафы.

Рост самосознания – по-научному констатировал бы этот случай какой-нибудь ученый-социолог, мы же говорим просто: наконец-то наших становится больше. Ну не хотят больше люди терпеть и платить монополистам только потому, что деваться больше некуда.

А история, происшедшая с алматинцем Владимиром М., сегодня типична для жителей мегаполиса. Каждое лето, а точнее, как только отключается отопление, вместо горячей из крана бежит чуть теплая вода, а когда приходит отопительный сезон, то начинается свистопляска с пресловутым общедомовым прибором учета тепла.

В доме Владимира его установили, как водится, по беспределу, без одобрения собственников, и теперь по два раза за сезон тягают туда-сюда то ли чинить, то ли поверять, объяснения причин наш читатель от тепловых сетей так и не добился (в судебном постановлении указано, что прибор снимался для диагностики. – Прим. авт.). Причем во время снятия прибора тариф вырастает, и жители соответственно вынуждены платить за отопление больше. Такая ситуация нашего читателя не устроила, и начал он наводить порядок в отдельно взятом доме.

Первым делом обращения пошли на сайт Алматинских тепловых сетей (ТОО "АлТС"), те реагировали вяло, ответы на поставленные вопросы не давали, а в завершение еще и выложили письмо Владимира целиком с указанием его домашнего адреса, телефонов и прочая. Подобное нарушение конституционных прав его не остановило, а даже наоборот. И стал он просить помощи у акимата, мол, может, вас послушают, а то я от них ответа уже который месяц добиться не могу. Там в защите гражданских прав алматинца поддержали, и получил он от АлТС письменный ответ. Правда, по ряду особо важных вопросов, например, о законности установки прибора, сколько тот стоит и за чей счет вы его туда-сюда таскали и чего-то делали, тепловики промолчали.

Наш читатель опять не сдался и стал атаковать уже контролера за монополистами от государства – департамент комитета по защите конкуренции и естественным монополиям МНЭ РК по г. Алматы. Те тоже вовремя не сообразили, что имеют дело с человеком целеустремленным и образованным, к тому времени Владимир и законы подучил, и методику о расчетах тарифов прошерстил, а потому направил он жалобу уже в Астану в комитет по защите конкуренции и естественным монополиям МНЭ РК. Там дело пошло побыстрей, Астана надавила на Алматы, все по закону, давно надо было это сделать, и департамент проверил-таки ТОО "АлТС" по жалобе нашего героя.

В результате обоснованность претензий Владимира М. нашла подтверждение, и уже департамент отправился в суд, где и было вынесено законное решение: “Подвергнуть ТОО “Алматинские тепловые сети” за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 164, ч. 4 Кодекса РК об АП, административному взысканию в виде административного штрафа в размере 1 600 месячных расчетных показателей, т. е. сумме 3,393,600 (три миллиона триста девяноста три тысячи шестьсот) тенге”. Итак, а за оба нарушения на круг вышло – 6 миллионов 787 тысяч 200 тенге. Согласитесь, недурно.

Но не это было целью Владимира, как мы помним, хотел он видеть горячую воду горячей, а плату за потребляемое тепло – справедливой, вот и продолжил он свое противостояние монополисту. Сейчас его обращения сводятся к просьбе выписать предписание на устранение нарушений, выявленных в ходе проверки по его жалобе. Пока внятного ответа наш читатель не получил, но еще не вечер, не все инструменты им были задействованы, так что дело продолжится.

Оптимизируем защиту

Теперь о том, чем полезен нам опыт Владимира в защите своих прав. Во-первых, он учит тому, что нельзя верить в невозможность чего-либо и где-либо доказать / добиться. Во-вторых, он показывает, что у нас с вами имеются все необходимые для этого инструменты. Но процесс, на мой взгляд, лучше оптимизировать.

Например, мой опыт и опыт Владимира показали, что не стоит тратить время на переписку в электронном виде, как бы вас для этого хозяева сайта ни заманивали. Самым эффективным остается традиционный способ: направить письменное заявление / жалобу / претензию по почте заказным письмом с уведомлением. Уведомление – это такой небольшой бумажный лист, который вы заполняете на почтамте и указываете в нем адрес, куда вам его потом доставить, а рядом вписываете адрес получателя письма, ФИО должностного лица. Здесь же получатель сделает отметку, что он ваше письмо получил, проставит дату, свою фамилию и подпись, после чего листок с почтовым штемпелем почтальон вам принесет домой. Этот листок впоследствии и будет доказательством того, что вы к оппоненту письменно обращались такого-то числа и он тогда-то его получил. Копии заявления / жалобы и уведомления впоследствии прилагаются к обращению в вышестоящую организацию либо суд. Помимо этого нужно приложить копии удостоверения, указать свой адрес, телефон – анонимные обращения по закону не рассматриваются.

Дальнейшие действия зависят от степени вашей удовлетворенности полученным ответом. Напомню, что за работу с жалобами у нас отвечает Закон “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц”. Мы очень подробно о нем писали и давали инструкции в “Караване”, №47 от 11 декабря 2015 года, в статье “Жизнь и фантазии”. Ознакомиться с материалом вы можете на нашем сайте caravan.kz (“Как принудить КСК убрать мусор возле своего дома. Пошаговая инструкция” от 14 декабря 2015 г.).

Не устану только повторять, что в конце обращения всегда приписывайте волшебное: “Ответ прошу предоставить в письменной форме в установленный законом срок на языке обращения”. Это значит, что если через месяц вы не получите письменный ответ, то смело идите дальше. Не стоит тратить время на повторное обращение – чуда не произойдет. По закону вы имеете право либо напрямую обратиться в суд, либо в вышестоящую организацию. В случае с монополистами, о которых идет речь, жалобу необходимо направить в курирующий государственный орган, в нашем случае это департамент комитета по защите конкуренции и естественным монополиям МНЭ РК по г. Алматы, подобные имеются во всех регионах республики. Далее, по сценарию того же Владимира, получили отписку, не хотят ничего делать, говорят, что все хорошо, это у вас что-то не так, направляете жалобу еще выше – в комитет по защите конкуренции и естественным монополиям МНЭ РК (статья 17 Закона “Об административных процедурах”). В этом случае к обращению прикладываете копии ваших посланий и к монополисту, и к департаменту. Акимат, если дело касается монополистов, лучше опустить, так как у них нет прямых функций: проводить проверки, выносить предписание или привлекать к административной ответственности. Этот госорган эффективнее привлекать в тех случаях, когда речь идет о бездействиях чиновников снизу, незаконном самострое, стихийных свалках, плохой работе КСК и т. д.

Закон на нашей стороне

Раз мы стали говорить о монополистах, то при защите ваших прав вам нужно будет просмотреть несколько законов: Закон РК “О естественных монополиях и регулируемых рынках”, Закон РК “Об административных процедурах”, Гражданский кодекс РК и Предпринимательский кодекс РК. В последнем прописано, в частности, всё, что касается правил проведения внеплановых проверок. Например, статья 144, часть 3, пункт 3 гласит: “Основаниями внеплановой проверки проверяемых субъектов являются: 4) обращения физических и юридических лиц (потребителей), права которых нарушены; 8) повторная проверка, связанная с обращением проверяемого субъекта о несогласии с первоначальной проверкой”. Согласитесь, знание того, что в случае несогласия с результатами проверки вы имеете право требовать ее повторного проведения, может здорово помочь в противостоянии чиновничьему нехотению.

К слову, в соответствии со ст. 18 п. 3 Конституции РК, Законом “О порядке рассмотрения обращения физических и юридических лиц” вы вправе знакомиться со всеми материалами проверки.

Итак, предположим, вы дошли до юридического триумфа, так же как и в случае с историей Владимира, монополист оштрафован, но… горячая вода не стала горячей. Здесь есть два варианта. Первый – направить жалобу в министерство национальной экономики РК, указав, что должностными лицами не соблюдается закон: нарушение есть, а предписания к его устранению – нет. Предписание департамент обязан вынести в соответствии с положением территориальных департаментов комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК (пункт 50), а также ст. 88 Предпринимательского кодекса, который начал действовать с 1 января 2016 года. Но лучше, чем в статье 153, вовсе не скажешь: “Если в результате проведения проверки будет выявлен факт нарушений проверяемым субъектом требований, установленных законодательством Республики Казахстан в соответствии с пунктом 2 статьи 132 настоящего Кодекса, должностное лицо (лица) органа контроля и надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, обязано принять предусмотренные законами Республики Казахстан меры по устранению выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности, установленной законами Республики Казахстан”.

Мною не случайно приводятся названия законов, статей и их цитаты, все это поможет вам эффективно защищать свои права как в суде, так и за его пределами, ведь когда чиновник или любое другое должностное лицо на той стороне телефонного провода или, прочитав обращение, видит, что перед ним грамотный гражданин своей страны и просто так отмахнуться не получится, то и порядок действий у него иной, приходится шевелиться.

Аппаратная психология

Но вернемся к алгоритму действий для нашего случая, когда попался непонятливый госслужащий. Второй путь – обращение в суд. Закон не возбраняет это сделать и после неудачного обращения в министерство. В любом случае в суд вы подаете жалобу на действие (бездействие) должностного лица. В Гражданско-процессуальном кодексе эти дела вынесены в особое производство. В жалобе прописываете все ваши действия: когда куда писали, какие ответы получали, какие результаты получили, в чем отказали /молча не сделали – в чем обвиняете и чего добиваетесь.

Какие документы вам понадобятся в суде для доказательства своей правоты. К жалобе прилагаете следующие копии: первое обращение к монополисту, почтовое уведомление о его получении; письменное обращение в департамент, почтовое уведомление к нему; ответы, которые были вам даны с конвертами; акт о результатах внеплановой проверки; решение суда, если имеется, и ваше последнее обращение с просьбой выписать предписание об устранении нарушений, ответ на него, если был дан. Если по каким-то причинам у вас нет копий акта о результатах внеплановой проверки либо решения суда, в этом случае нужно подать ходатайство в суд, чтобы вам оказали помощь в их получении у ответчика в качестве вашего доказательства. Скажу сразу, что в случае с Владимиром у чиновников почти нет никаких шансов, так как имеется решение суда, где факт нарушения в поставке воды с температурой ниже установленной публичным договором установлен. К слову, с подачи самого департамента по результатам их проверки.

Как правило, суды предлагают устранить причину жалобы ответчикам, и те с удовольствием это делают. Для чиновника обвинительное решение суда по таким делам сродни приговору: кому потом такой непонятливый подчиненный на госслужбе нужен? Так что за успех в этом деле не только закон, но и правила игры, принятые в госаппарате. А если горячая вода станет горячей, то оно и хорошо, оно нам и надо, так что можно будет решить дело по-мирному.

Подобный алгоритм действий пригоден не только в случае с монополистами, но и по всем другим делам. Единственное, о чем нужно помнить, что для этой категории дел предусмотрен трехмесячный исковой период, так что на затягивание с обращением в суд нет времени.

АЛМАТЫ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Новости партнеров