Опубликовано: 530

“50 лет ушло на поиски могилы отца…”

“50 лет ушло на поиски могилы отца…”

Рассказывая о своих многолетних поисках, 78-летняя жительница города Капшагая Алматинской области Фаина ТВОРОГОВА (на фото) не может сдержать слез. “Я отца не видела, родилась, когда он был на фронте. А вот сестра запомнила его колючую шинель, к которой прикоснулась щекой, на всю жизнь, – вспоминает пенсионерка. – И эти ощущения мы с ней переживали, уже будучи взрослыми женщинами…”.

– С семьей мы жили в поселке Теректы Семипалатинской области, – рассказывает Фаина Трофимовна. – Отец, Воробьев Трофим Филиппович, ушел воевать на Русско-японскую войну. Потом вернулся. Я родилась, когда он был на фронте.

Мама рассказывала – забежал, помыл руки, подержал теплый кулечек часа два и …ушел. Пропал без вести 26 марта 1944 года у деревни Заборово Пушкиногорского района Калининской области.

Мама потом вышла второй раз замуж. Я благодарна отчиму, который нас поднял. Когда мне было 20 лет, занялась поисками информации об отце. Писала пачками письма, запросы в архивы, программы. Ответы то приходили, то нет. В России нашли останки без вести пропавшего солдата из Казахстана

Восемь лет назад Фаина Трофимовна переехала в город Капшагай. Говорит, в Семее остались могилы ее мужа, мамы, двух детей. Сейчас живет в дачном домике, занимается огородом. Все последние годы она не переставала искать могилу отца.

– В 2017 году написала обращение в отдел по делам обороны города Капшагая. Его сотрудники отнеслись к этому очень серьезно и переправили запрос в администрацию Пушкиногорского района Псковской области, – рассказывает женщина. – Когда в марте оттуда пришел ответ, меня аж трясло от радости.

В нем говорится, что 82-й стрелковый полк 33-й стрелковой Холмской дивизии 26 марта 1944 года вел боевые действия в направлении деревни Заборово.

В архиве хранится журнал боевых действий, в котором записано: “Боевым приказом командира корпуса поставлена задача силами двух дивизий форсировать в ночь с 25 на 26 марта реку Великая и выйти на дорогу на западном берегу реки Великая… Ночью 33-я и 115-я стрелковые дивизии выбили противника из укрепленных позиций, овладели Кузовихой, Бельково, Заборово. К исходу 26 марта противник был вытеснен, войска завладели великим плацдармом”. Я как представила – ночь, ледяная вода, кругом пули, взрывы... Что пережили наши отцы, страшно подумать!

Согласно именному списку безвозвратных потерь 82-го стрелкового полка, красноармеец-стрелок Воробьев Трофим Филиппович числится пропавшим без вести. Ни в одном захоронении Пушкиногорского района не значится.

– В ответе еще говорилось, что в 2005 году у бывшей деревни Заборово поисковым отрядом открыта могила восемнадцати неизвестных воинов, их останки перезахоронены в общую братскую могилу у деревни Чертова Гора, в которой покоятся около 7 000 бойцов Красной армии, – продолжает Фаина Трофимовна. – Сердцем чувствую, мой отец мог быть среди тех 18 воинов.

Более 50 лет ушло на поиски его могилы… Очень хочу туда съездить. Увы, у меня нет на это средств.

В горакимате мне отказали. Может, появится какой спонсор, который оплатит поездку? Все брошу, на крыльях туда полечу! Все мысли только об этом…

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи