Опубликовано: 2800

50 лет первой победе!

50 лет первой победе!

50 лет назад алма-атинский “Кайрат” провел первый международный матч. В октябре 1957 года на стадионе “Спартак” он принимал финский клуб “Вааса”. С помощью участников и очевидцев матча мы попытались восстановить его картину.

Загадочная “Вааса”

20 октября 1957 года, а именно в тот день “Кайрат” встретился в Алма-Ате с “Ваасой”, в нашем городе стояла прекрасная солнечная погода. У парка Горького, где находится стадион “Спартак”, наблюдалось людское столпотворение. Еще бы – в Алма-Ату на международный футбольный матч прибыла команда из капиталистической Финляндии. Футбол в те годы был фантастически популярен в Советском Союзе, и Казахстан не являлся исключением.

– Вокруг футбола ажиотаж был страшный, – рассказывает нападающий “Кайрата” 50-х годов Владимир Болотов. – Матчи “Кайрата” обсуждали в каждом дворе.

Понятно, что первая международная игра вызвала у алма-атинских любителей футбола небывалый подъем. Что собой представляет загадочная “Вааса”, не знали не только болельщики, но и сами игроки “Кайрата”.

Вааса – город, расположенный на побережье Ботнического залива. Является одним из центров торговли и морского сообщения Финляндии. Свое название получил по имени царствующей фамилии Вааса. Был заложен в 1606 году шведским королем Карлом IX на месте старого торгового места и порта. С 1855 по 1917 год – Николайштадт. В 1918 году – столица “белой” Финляндии. Известен своими парками и музеями, которых в городе более 60. Из Ваасы самый короткий путь до Швеции – около 80 км. Для 27 процентов населения родным является шведский язык.

В 40–50-е годы местные команды пять раз становились чемпионами Финляндии: VIFK – в 1944, 1946 и 1953 годах, VPS – в 1945 и 1948 годах.

Серьезной накачки не было

– В то время информацию о зарубежных соперниках добывали всеми возможными способами, – вспоминает Владимир Болотов. – Часто нам в этом помогали работники посольств. Они ведь тоже были людьми, интересующимися футболом. С их слов мы пытались создать общее впечатление о возможностях соперника, выработать план на игру.

– Когда получили сообщение из Москвы о предстоящей игре с финнами, то испытали вполне понятное душевное волнение, – говорит нападающий и полузащитник “Кайрата” 50–60-х годов Леонид Остроушко. – Я в те годы интересовался не только советским, но и международным футболом. Знал, что “Вааса” – команда невысокого полета. Это подтвердила и сама игра.

Но не все в команде были первоначально уверены в победе.

– Небольшая боязнь, конечно, присутствовала, – говорит Владимир Болотов. – А вдруг у финнов сильная команда. Хотя игра была международной, никакой серьезной накачки со стороны партийного руководства республики не было. Мы и сами понимали, что не имеем права ударить в грязь лицом.

Стадион не мог вместить всех

Заполненные до отказа трибуны “Спартака” ждали начала поединка. Не всем любителям футбола посчастливилось получить заветный билет, многие так и остались за пределами стадиона.

– Я тогда выступал за юношескую команду, подавал мячи во время матчей “Кайрата”, поэтому с проходом на стадион никогда проблем не было, – вспоминает нападающий “Кайрата” 50–60-х годов Диас Омаров. – А в этот день неожиданно возникли трудности. Стадион не мог вместить всех желающих. Тогда рядом с северной трибуной отгородили еще небольшую часть, куда дополнительно впустили болельщиков. Среди них оказался и я.

И вот футболисты обеих команд вышли из-под восточной трибуны и выстроились напротив правительственной ложи. У каждого в руках был большой букет цветов. Кайратовцы предстали перед болельщиками в желтых футболках и белых трусах, финны – в белых футболках и черных трусах. Трибуны встретили игроков бурными аплодисментами. Со слов очевидцев, стартовый состав нашей команды выглядел так: Геннадий Денисов (вратарь), Борис Еркович (капитан), Владимир Болотов, Борис Каретников, Александр Межов, Владимир Мороз, Виктор Гасилин, Леонид Остроушко, Владимир Котляров, Борис Леонов, Альберт Краснов. Тренировал тот “Кайрат” Петр Григорьевич Зенкин.

– До войны Петр Григорьевич Зенкин играл за московский ЦДКА, – рассказывает нападающий “Кайрата” 50-х годов Альберт Краснов. – Перейдя на тренерскую работу, он стоял у истоков команды города Калинина, игравшей в финале Кубка СССР 1951 года против ЦДСА и уступившей столичным армейцам только в дополнительное время со счетом 1:2. За этого тренера мы готовы были пойти в огонь и в воду.

Переиграли по всем статьям

С первых минут матча “Кайрат” перешел в наступление. Финны пытались держать оборону, но справиться со стремительными атаками хозяев поля было нелегко.

– Игра в исполнении “Кайрата” получилась очень эффектной, – рассказывает Диас Омаров. – Запомнился порыв, стремление наших футболистов победить. “Вааса” оказалась командой вполне солидной, мощной, игравшей в добротный скандинавский футбол. Но наши превзошли соперников в желании выиграть, были быстрее, активнее. Возможно, на финнов повлиял товарищеский статус матча. Мне показалось, что они не особо расстроились своему поражению.

– Мне кажется, гости несколько растерялись перед переполненными трибунами “Спартака”, – делится своим мнением Владимир Болотов. – Горячая поддержка “Кайрата” зрителями негативно отразилась на действиях финских футболистов. А вообще по игре они оставили неплохое впечатление. Запомнились гости и своим внешним видом: высокие, мощные, светлые.

– А мне соперники показались слабенькими, – дополняет Леонид Остроушко. – Не сказал бы, что они создали нам какие-то проблемы.

Матч завершился победой “Кайрата” со счетом 4:0, а Владимир Болотов забил два мяча. Еще по одному голу в ворота финского вратаря отправили Леонид Остроушко и Борис Леонов.

Самому почетному гостю – баранья голова, Остроушко – глаз

– Хорошо помню свой гол, – говорит Леонид Остроушко. – Я тогда еще играл нападающего – в полузащиту меня перевел Николай Яковлевич Глебов в 1960 году. А в то время мы соревновались с Владимиром Болотовым, кто больше забьет. Так вот, один из голов “Ваасе” я забил ударом метров с 18 под самую штангу. Хороший получился удар.

– Мы могли победить и с более крупным счетом, – считает Альберт Краснов. – Три из четырех мячей были забиты с моих фланговых подач. Я и сам мог забить: прошел по краю до самой лицевой линии, затем вдоль нее почти до ближней штанги, обыграв по ходу трех финнов. Но боковой судья заметил, как мяч немного вышел за линию, и поднял флажок. Было очень обидно.

После матча был устроен большой банкет в гостинице на пересечении улиц Панфилова и Калинина. Правда, сейчас этого здания уже нет.

– По казахской традиции самому почетному гостю вручили голову барана, – рассказывает Леонид Остроушко. – Я же, как самый молодой участник матча, получил бараний глаз.

“Кайрат” 50-х – Электричка, Карета, Лимон…

Спустя год финны вернулись в Алма-Ату за реваншем.

– На сей раз приехала не “Вааса”, а другая команда (“Хотка”. – Прим. ред.), – говорит Альберт Краснов. – В ее составе играли несколько футболистов из сборной Финляндии, которые участвовали в отборочном турнире чемпионата мира. Но мы и их “раскатали” со счетом 6:0. В 1958 году у нас была очень сильная команда. Мы едва не вышли в класс “А”. В своей зоне “Кайрат” занял второе место, уступив свердловскому СКВО.

– “Кайрат” второй половины 50-х достоин того, чтобы попытаться вспомнить его поименно, – говорит Диас Омаров. – В воротах играли Геннадий Денисов, Анатолий Башкатов и Алексей Труфанов. Очень сильной была линия обороны, которую составляли Владимир Мороз, Борис Еркович и Борис Каретников. Последний выделялся высоким ростом, солнечно-рыжим цветом волос. В полузащите самым опытным был Владимир Котляров. Мне же больше всех импонировал молодой Михаил Исаев. Он был самым техничным в команде. Не зря его отмечал сам Николай Петрович Старостин, звал в московский “Спартак”. Еще выделялся Альберт Краснов – правый крайний нападающий. У него была высокая скорость и особая манера игры. Прорываясь по флангу, он никогда не срезал угол, а добегал с мячом чуть ли не до углового флажка, а уже оттуда выполнял нацеленную передачу. В нападении также играли небольшого роста Борис Леонов, совсем юный инсайд Леонид Остроушко и Владимир Болотов по прозвищу Лаутон. В то время все зачитывались книжкой о турне московского “Динамо” по Великобритании в 1945 году, а Тони Лаутон был ведущим нападающим лондонского “Челси”.

– У многих ребят были прозвища, – дополняет Альберт Краснов. – Меня прозвали Электричкой, Бориса Каретникова по его фамилии – Каретой, а нашего тренера Петра Григорьевича Зенкина – Генералом.

– Моим же прозвищем, никогда не догадаешься, было Лимон, – улыбается Леонид Остроушко. – Мы тогда на игры только начинали летать самолетами, а я очень тяжело переносил все эти перелеты. Вот и брал с собой на борт лимон в качестве закуски. Отсюда прозвище и прицепилось.

Долгих лет вам!

Как говорят ветераны, из участников того исторического матча с “Ваасой” сейчас осталось четверо. Трое живут в Алматы. Это – Борис Каретников, Владимир Болотов и Альберт Краснов. Каретников и Болотов свою жизнь посвятили футболу. Краснов – журналистике. Леонид Остроушко стал одним из самых известных казахстанских футбольных тренеров. Более десяти лет живет в Санкт-Петербурге. Но не так давно – уже в 2000-е годы – возглавлял казахстанские команды “Кайрат” (Алматы) и “Есиль-Богатырь” (Петропавловск).

Впоследствии у “Кайрата” было много ярких, красивых побед, о которых мы вспоминаем едва ли не в каждом номере нашей газеты, но выигрыш у “Ваасы” все равно стоит особняком. Ведь это была первая международная игра “Кайрата”. И ей в этом месяце исполняется 50 лет.

Сергей РАЙЛЯН

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи