Опубликовано: 1400

Задачки для будущих пенсионеров

Задачки для будущих пенсионеров

Агентство финансового надзора подвело промежуточные итоги выполнения Программы развития накопительной пенсионной системы (НПС) РК на 2005-2007 годы.

Наряду с решением основной проблемы - низкой (на 1 сентября 2006 года - отрицательной) доходности регулятору рынка и накопительным пенсионным фондам предстоит решить еще ряд важных задач НПС. Неточные прогнозы Прогнозы, которые давались по развитию НПС на момент принятия программы, мягко говоря, не оправдались. Например, регулятор рынка не смог дать точный прогноз, как по структуре пенсионных активов, так и по доходности их инвестирования. Согласно прогнозу, доля инвестиций в государственные ценные бумаги в 2006 году должна была составить ровно четверть от пенсионных активов, но на деле НПФ на 1 сентября 2006 года инвестировали в ГЦБ 27 процентов. Доля инвестиций в негосударственные ценные бумаги должна была составить 34 процента (29 процентов - в облигации и 5 процентов - в акции). Фактически она сейчас находится на уровне 44 процентов, с явным опережением инвестиций в акции - 13 процентов. Нынешний год ознаменовался некоторым оживлением рынка акций, и хотя большинство сделок здесь носят явно спекулятивный характер, некоторые НПФ не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы за счет игры ва-банк повысить доходность пенсионных активов. Вложения НПФ в аффинированное золото и деньги составили 2 процента, хотя АФН предполагал нулевые инвестиции в этот финансовый инструмент. Данное перераспределение инвестиций произошло за счет снижения вложений в ценные бумаги международных финансовых организаций и иностранных эмитентов - вместо планируемых 23 процентов НПФ инвестировали в них 11 процентов пенсионных активов. На момент принятия программы реальная средневзвешенная доходность с учетом макроэкономических показателей прогнозировалась в размере 0,1 процента за 2006 год. Однако этот прогноз вряд ли сбудется, поскольку этот показатель доходности, рассчитанный в соответствии с действующими требованиями, за период 1 сентября 2003 года - 1 сентября 2006 года, составил минус 1 процент. Означает ли факт отрицательной доходности, что деньги будущих пенсионеров переживают период "естественной убыли"? Отнюдь, нет. АФН разъясняет, что законом установлена внесудебная ответственность организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и НПФ, осуществляющими управление самостоятельно, по обеспечению определенного уровня пороговой доходности. В случае, если показатель номинальной доходности НПФ по пенсионным активам, рассчитанный на конец календарного года, составит величину меньшую минимального значения доходности, то НПФ восстанавливает данную разницу за счет собственного капитала. Впервые ответственность будет рассчитана по состоянию на 31 декабря 2006 года по итогам 2004-2006 годов, и если средневзвешенный коэффициент номинального дохода, составляющий на 1 сентября 2006 года 24,87 процента, не изменится, то уровень пороговой доходности за данный период будет немногим выше 17 процентов. Это означает, что ООИУПА и НПФ, не обеспечивших данную номинальную доходность, будут обязаны возместить своим вкладчикам потери до уровня пороговой доходности пенсионных накоплений. Регулятор рынка, понимая, что многие НПФ, желающие играть на коротких позициях с целью увеличения доходности, не заинтересованы в приобретении долгосрочных ценных бумаг, изменил методику учета финансовых инструментов и признания дохода по ним в портфеле пенсионных активов. Новыми правилами оценки финансовых инструментов установлена возможность отнесения на основании решения инвестиционного комитета ООИУПА или НПФ приобретенных финансовых инструментов по трем категориям с методикой их учета соответствующей требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Кроме того, эти правила устанавливают периодичность оценки, а также процедуры переоценки финансовых инструментов. Прогнозная схема выпусков ГЦБ, эмитированных Министерством финансов РК, также не выполняется. В прошлом году общий объем ГЦБ должен был составить 200,66 миллиардов тенге, но фактически достиг уровня 123,78 миллиарда тенге. В этом году сумма фактически размещенных государственных казначейских обязательств составила лишь 78,8 миллиарда тенге. И хотя правительство обещает активнее использовать государственное заимствование с целью установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, вряд ли эти ожидания оправдаются. Зато пенсионные фонды наверняка получат новые финансовые инструменты. Обещано, что на биржу будет выведена часть государственных пакетов акций ряда крупнейших государственных предприятий. В настоящее время принято решение о размещении части акций АО "Разведка Добыча "КазМунайГаз" - уже определена цена одной акции и сроки проведения IPO. Ориентиры для развития Безусловно, накопительная пенсионная система нуждается в совершенствовании. И АФН намерено продолжить работу по следующим основным направлениям. Первое. В 2007 году планируется принять изменения в пенсионное законодательство с тем, чтобы дать возможность вкладчикам самостоятельно выбирать различные пенсионные планы. Планируется, что каждый НПФ будет представлять своим вкладчикам возможность выбора инвестиционной стратегии посредством формирования в каждом фонде не менее трех инвестиционных портфелей, отличающихся стратегией инвестирования - агрессивной, умеренной или консервативной. Второе. Агентство рассматривает возможность перехода от листинговой оценки ценных бумаг к рейтинговой. Цель данного шага - повышение эффективности управления пенсионными активами и формирование инвестиционного портфеля на базе сопоставимости риска и доходности инструментов. Переход к рейтинговой системе отбора планируется осуществить уже в 2007 году. Данный переход будет осуществляться поэтапно, и в конечном итоге будет установлен перечень финансовых инструментов без лимитирования инвестиций по отдельным видам финансовых инструментов, как это практикуется с самого начала пенсионной реформы. Но диверсификация инвестиционных вложений будет регулироваться в рамках максимального размера инвестиций в одного эмитента. Третье. Продолжится работа по оптимизации платежей и более эффективному использованию электронной базы данных вкладчиков. К сожалению, принцип "Один вкладчик - один фонд" до сих пор в Казахстане не реализован, а это означает, что деньги одного и того же вкладчика могут быть "размыты" по разным фондам. Поэтому АФН намерено законодательно закрепить за государственным центром по выплате пенсий право проводить автоматические переводы пенсионных накоплений вкладчика из разных НПФ в фонд, с которым был заключен последний договор на перечисление обязательных пенсионных взносов. Также актуальным остается вопрос информированности вкладчиков о накопительной пенсионной системе. Здесь АФН собирается совершенствовать нормативные правовые акты, регулирующие систему раскрытия информации в НПС. Фото с сайта www.np.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи