Опубликовано: 1600

Все флаги в гости к нам

Все флаги в гости к нам

Внутриконтинентальную географическую изоляцию Казахстана преодолеть, в принципе, можно. При наличии всеобщей доброй воли.

Вопрос решения транспортных и экономических проблем, порожденных географической изоляцией Казахстана от открытых морей, стал одной из важнейших тем, поднятых нашей республикой на заседании Комиссии ООН по социально-экономическим вопросам Азиатско-Тихоокеанского региона (ЭСКАТО). Почти неделю шла работа этого форума в Алматы, и данная тема звучала на ней регулярно. Министр иностранных дел Республики Казахстан Марат Тажин напомнил в своем официальном выступлении, что "Казахстан является крупнейшей в мире по территории подобной страной, и для нас это очень важная вещь". Даже внутриконтинентальные страны Африки или Монголия более приближены к мировому океану, чем Казахстан, отмечали участники конференции. Но усугубляется ситуация еще и тем, что именно казахстанская экономика является одной из наиболее быстро растущих и в азиатском регионе, и в мире. И рано или поздно эти темпы роста упрутся в географическую изолированность. Доступ к открытым морям как фактор экономического роста был всегда важным двигателем политических процессов в истории, можно вспомнить хотя бы только один пример - многовековое стремление России к Балтийскому и Черному морям. Сейчас иная историческая эпоха, эти проблемы не решаются с помощью военных действий, но суть-то их не изменилась. Без доступа к артериям мировой экономики, каковыми являются океанские торговые пути, стабильное развитие страны крайне затруднительно. - Казахстан, являясь крупнейшей в мире страной, не имеющей выхода к морю, считает важным учет интересов внутриконтинентальных стран в вопросах создания для них равных условий в мирохозяйственных связях. В этой связи наша страна привержена скорейшей реализации "дорожной карты" по выполнению Алматинской программы действий и активному участию внутриконтинентальных стран в развитии их транзитно-транспортного потенциала, - заявил на саммите ЭКСТАТО министр транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Серик Ахметов. Строго говоря, в определенной мере эта проблема решается за счет процесса глобализации и либерализации национальных экономик: он объективно ведет к существенному росту торговли и перевозок между Азией и Европой. В результате ускоряется формирование и ввод в действие сетей Трансазиатских автомобильных и железных дорог, что, в свою очередь, предоставляет регионам, не имеющим выхода к морю и странам транзита новые возможности для расширения индустрии и внешней торговли. Например, в Транспортной стратегии Республики Казахстан до 2015 года обозначены основные направления развития этой отрасли с особым акцентом на развитие дорог, входящих в сети Азиатских автомобильных и Трансазиатских железных дорог. - Хотел бы отметить особое значение совместного с ЭСКАТО ООН и Европейской экономической комиссии ООН проекта "Наращивание институциональных возможностей развития межрегиональных наземных и наземно-морских транспортных соединений". Данный проект направлен на оказание содействия сотрудничеству в сфере транспорта для облегчения межрегиональной торговли и туризма между Европой и Азией. Кроме того, он предусматривает оказание помощи для развития эффективных, надежных, устойчивых и безопасных Евроазиатских наземных и наземно-морских транспортных связей, - заявил на сессии ЭСКАТО г-н Ахметов. Этот проект важен не только для Казахстана, но и для всех центрально-азиатских стран, удаленных от открытых морей. Он представляет, по словам министра, "возможность продвижения интересов в свете сближения национальных законодательств, продолжения мер, направленных на устранение "узких мест", которые тормозят процесс осуществления беспрепятственного перемещения товаров через пункты пересечения границ вдоль отобранных маршрутов в сообщении Азия - Европа". Однако, при всей важности создания институциональных мер международного сотрудничества в этой сфере, не менее важны и конкретные проекты и договоренности. И здесь для Казахстана наиболее реальными являются два направления. Первое, это использование им на определенных, льготных, условиях, системы Волго-Донского канала с последующим выходом по речной системе России к Азовскому и к Балтийскому морям. Это особенно важно в свете предстоящего развития нефтедобычи на казахстанской части каспийского шельфа. И второе - можно, в принципе, попытаться реанимировать старую идею строительства трансиранского канала, который соединил бы два иранских побережья: Персидского залива и Каспийского моря. Таким образом, Казахстан получил бы возможность через Каспий вывозить свои товары и ввозить импортные грузы с огромной территории Азиатско-Тихоокеанского региона.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи