Опубликовано: 1600

Важно то, что видно

Важно то, что видно

Прошли те времена, когда для потребителя было достаточно одного названия: "молоко", "березовый сок", "сливочное масло" и так далее.

Сейчас гораздо важнее, не что внутри, а как все это выглядит снаружи. Производители давно смекнули, что реклама - двигатель прогресса. А упаковка - ее неотъемлемая часть. В настоящее время, тенденция развития рынка упаковки в Казахстане проявляется в расширении производства потребительской группы товаров. Этим и объясняется увеличение спроса на разнообразную упаковочную, тарную продукцию и упаковочное оборудование. Большим спросом пользуются упаковки из полимерных материалов, гофротара и асептическая упаковка. Упаковать Кто бы мог подумать, что большинство производимой в республике продукции упаковывается собственными силами. И справляются с этим отечественные производители совсем не плохо. Казахстанский потребитель ввиду нынешнего изобилия товаров очень требователен к внешнему виду. Чтобы продать продукт, важно красиво и качественно его упаковать. В теории у рынка упаковки есть все шансы для дальнейшего развития, но на практике дела обстоят немного по-другому. Упаковка давно взята на вооружение товаропроизводителями как мощный инструмент маркетинга и брэндинга. С ее помощью можно не только сохранить качество товара, но и донести до потребителя информацию о продукте. Рост разнообразия товаров народного потребления на отечественном рынке ведет за собой увеличение разнообразия упаковочной продукции. Сейчас производителей интересует возможность применения новых синтетических материалов и новых технологий переработки сырья. В частности, полимерная упаковка и тара. Сегодня они в основном используются там, где требуется более высокая степень сохранности товара, защита его от подделки. Емкость этого сегмента отечественного рынка упаковки составляет около 200 млн. долларов. По оценке экспертов компании "Казформ", уже сейчас в Казахстане производится около 15 тысяч тонн гибкой упаковки, общая стоимость которой составляет примерно 60 млн. долларов. Ежегодно продажи компаний-производителей этой продукции растут в среднем на 25%. Емкость рынка гофроупаковки не уступает. В среднем она составляет 100 млн. кв. метров в год. Почти 90% этого рынка занимают три крупных фирмы - "Казахстан Кагазы", "Казполиграф" и "Казупак". При этом объем завозимого упаковочного картона составляет не менее 7 тысяч тонн в год. Еще один крупный сегмент рынка упаковки республики приходится на производство современной стеклянной тары. И надо сказать, что количественные характеристики именно здесь с каждым годом увеличиваются прямо пропорционально росту потребления продуктов питания. В среднем в год рост достигает 15%. Общий объем рынка стеклотары в стране составляет порядка полумиллиарда единиц в год. Из этого объема только 20% завозится из-за границы. Выпускается продукция из бесцветного и зеленого стекла. И разновидность ее достигает сотни видов. Надписать и продать! Емкость рынков сопутствующих отраслей, таких как реклама и полиграфия, тоже впечатляют. Немецкие эксперты утверждают, что ежегодная емкость рынка полиграфии в Казахстане - 250,0 млн. USD. Казахстан в настоящий момент является лидером среди стран СНГ по развитию самых прогрессивных цифровых технологий в области печати. Высокие компьютерные технологии позволяют развиваться казахстанской полиграфической отрасли даже в условиях хронического дефицита квалифицированных кадров, компенсируя этот недостаток и сохраняя при этом лидирующие позиции республики в регионе в области полиграфии. Уже сегодня в Казахстане успешно функционируют 30 цифровых типографий. В настоящее время отрасль полиграфии в Казахстане бурно развивается, по мнению экспертов, темпы роста сохранятся в ближайшие 2 -3 года. На общем фоне стагнации мирового рекламного рынка казахстанская рекламная индустрия переживает бурный рост. Общий рекламный бюджет по четырем типам медианосителей за 2002 год составил 174,2 млн. USD, в 2001 году этот показатель равнялся 128,6 млн. USD. Таким образом, общий рост рекламных бюджетов на телевидении, радио, в прессе и наружной рекламе составил около 35%. Наибольшая доля затрат рекламодателей традиционно приходится на телевизионную рекламу - 69% (63,2% в 2001 году), на втором месте по затратам следует пресса - 18% (21,3% в 2001 году), затем радио и "наружка". Казахстанский рынок потребления рекламных услуг имеет тенденцию роста по всем видам рекламы. Не так-то просто… Такие колоссальные объемы должны были бы свидетельствовать о процветании отрасли, однако все совсем не так радужно. Значительное число казахстанских производителей (успешных производителей) заказывают необходимую им упаковку за рубежом. Объективная причина состоит в том, что в республике мало предприятий, оснащенных современным оборудованием и способных обеспечивать выпуск качественной продукции. Однако, несмотря на это, упаковочная промышленность развивается. Но в скором времени ситуация на рынке может серьезно изменится. Уже сейчас таможенные пошлины на ввозимое сырье, к примеру, для полиграфической отрасли ставят под угрозу само ее существование. А по прогнозам экспертов, в скором времени на рынке упаковки могут появиться совершенно новые игроки. Что станет с казахстанским производителем - неизвестно. При реальной возможности занимать половину рынка отечественные игроки рынка полиграфической продукции довольствуются лишь его третью. Большинство заказов, которые вполне могли бы осуществляться на родине, уходят в соседние страны. Не хватает квалифицированных кадров, отсутствует производство целлюлозно-бумажной продукции, а импорт сырья стоит под большим вопросом. Уже больше года Ассоциация полиграфистов Казахстана пытается повлиять на таможенную политику. "Это серьезная проблема для полиграфистов, - говорит директор Ассоциации полиграфистов Казахстана Вячеслав Александров. - Сейчас таможенные пошлины на импортируемые расходные материалы и сырье для полиграфии колеблются от 5% до 25%. При этом ввозимая из-за рубежа готовая полиграфическая продукция таможенными пошлинами не облагается". Это напрямую влияет на ценообразование на рынке полиграфических услуг. Дешевые заказы уходят в соседние страны, а отечественные производители вынуждены снижать цены и подстраиваться. При солидных затратах на производство, большая часть прибыли неминуемо теряется. Многие не выдерживают таких условий работы и жесткой конкуренции. "Вся надежда на возможное снижение таможенных пошлин и налогов, о который сейчас говорят в кулуарах Правительства и на заседаниях рабочей группы при Министерстве индустрии и торговли РК, - говорит Вячеслав Александров. - И от положительного решения этого вопроса напрямую будет зависеть то, какое лицо будет у нашего товара". Или какого не будет…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи