Опубликовано: 1800

Уроки над ошибками наших школ

Уроки над ошибками наших школ

Когда знакомая, в прошлом учительница, узнала, что я решила писать о школах, то просто взмолилась: "Только не пиши ничего плохого! Простой учитель - всегда крайний, за все в ответе. Перед родителями, детьми, директором, комиссиями. А еще тетради проверь, внеклассную работу проведи и так далее, и тому подобное".

А действительно, как живется сегодня школе, учителям и ученикам? Если школьная пора для вас, как и для меня, давно минула, то откроем школьную дверь вместе. Начнем с того, что в школе ребенок проводит половину, а то и больше дня, значит, немаловажно в каких условиях происходит учебный процесс. Министерством здравоохранения РК утверждены "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и условиям обучения в общеобразовательных организациях" от 25.07.2003 №570, которые регламентируют в общеобразовательных учреждениях абсолютно все: питание, медицинское обслуживание, расположение кабинетов, раздевалок, кратность проветривания, температуру воздуха в помещениях, количество учебных часов и многое другое. Стараясь быть как можно более объективной, я предприняла марш-бросок по нескольким школам города Степногорска, внося смятение (опять комиссия?) и вызывая вопросы (а разрешение гороно у вас есть?) в педагогических кругах. Увидев сторонним глазом много интересного, довожу информацию до широких масс родительской общественности. Начнем с темы далекой от образовательных стандартов и "Санитарно-эпидемиологических требований". Безопасность прежде всего Слава Создателю, ЧП в виде захвата заложников или похищений детей в наших учреждениях образования не было. О перестрелках в школах мы слышим только в новостях по телевидению, мысленно, а то и вслух восклицая "какой ужас!" Казалось бы, вопрос безопасности детей в наших школах не актуален. На свой предвзятый взгляд отмечу, что работа по пресечению проникновения посторонних лиц поставлена в разных школах города неодинаково. В пятой школе на вахте работает любезная женщина, которая отнеслась к моему появлению очень внимательно, только что за руку не схватила. Увильнуть не было никакой возможности. В школе номер три наперерез никто не бросился, но и незамеченной пройти не удалось. Мое инкогнито раскрыли и указали на дверь... кабинета директора. В другом уважаемом учебном заведении в момент моего прихода на вахте не было никого, и никто не задавал "неудобных" вопросов. Во второй мой приход в эту же школу у окна сидела женщина, видимо вахтер, которой я улыбнулась и пошла дальше. Сочтя, что этого достаточно, она не спросила, куда и к кому я иду. Не буду пугать читателя тем, что я такого ужасного могла сделать или пронести в своей сумке. Могла нести все что угодно, при отсутствии взрослых на рабочем месте дети лишались даже такой хлипкой защиты как женщина-вахтер. Охранники в школах не предусмотрены. Как видите, в провинциальных школах есть над чем работать в этом направлении. Платить или не платить Не секрет, что деньги в школе мы сдавали и сдаем. Все нужды образовательного учреждения покрыть невозможно, несмотря на выделяемые средства из городского, областного и республиканского бюджета. Поэтому, если родительский комитет вашего класса решил собрать деньги для покупки шкафчиков под обувь, то эту инициативу вы можете поддержать или не поддержать, на ваше усмотрение. Настаивать никто не имеет права. Другое дело, что всем родителям хочется, чтобы их дети учились в комфортных условиях. Поэтому собирали, и видимо будем собирать. Учебные часы По информации городского Отдела образования максимальная недельная нагрузка для учащихся старших классов составляет: Для 5 класса - 33 часа - 6 класса - 33 часа - 7 класса - 34 часа - 8 класса - 36 часов - 9 класса - 38 часов - 10 класса - 39 часов - 11 класса - 39 часов. Зная количество часов в неделю, вы легко можете посчитать, сколько уроков в день должно быть у вашего ребенка. В любом случае не больше шести, все дополнительные занятия: факультативы, кружки по интересам должны проводиться после отдыха в течение не менее чем 45 минут. Классных часов седьмым уроком и тому подобное не допускается. Далее цитирую "Санитарно-эпидемиологические требования...", а именно, пункт 10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям учебно-воспитательного процесса: 89. При использовании аудиовизуальных технических средств обучения, длительность их непрерывного применения в учебном процессе, устанавливается в зависимости от класса и применяемого типа технического средства. Количество уроков с применением технических средств обучения в течение недели не должно превышать для учащихся младших классов 3-4, старших классов 4-6. 95. Продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных организаций должна быть не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. А для сохранения оптимального уровня трудоспособности школьников в середине недели, в среду рекомендовано ставить в расписании 5 уроков (для общеобразовательных школ). По результатам своей импровизированной инспекции свидетельствую, что в школе №5 г. Степногорска все учащиеся имеют возможность носить сменную обувь, главное есть возможность переобуться. В других школах, к сожалению, таких мест нет, и детям, особенно старшеклассницам неудобно снимать сапожки в присутствии одноклассников. В течение всего дня в сапогах ноги, извиняюсь за натурализм, потеют. Хотя, как сказала мне директор одной из школ, зимой у них температура воздуха в классах такова, что и не позволяет снимать сапог. Учебные аудитории на переменах проветриваются, а возле столовых, у раковин есть мыло. Где-то хозяйственное, где-то туалетное, но оно есть. К сожалению, не всегда соблюдается правило не ставить седьмых уроков. В одной школе, в 6-м классе один факт все-таки был, как сказала директор учебного заведения, это целиком инициатива классного руководителя (помните, учитель всегда крайний), а она - директор "ничего не знает и знать не хочет". Медицинский работник в школе Мы, отправляя детей в школу, надеемся, что ребенка там накормят (об этом мы еще поговорим), научат и при необходимости окажут медицинскую помощь. В результате моего хождения по учебным заведениям выяснился удивительный факт. На 9 школ города у нас есть 2 педиатра, которые не могут, конечно, находиться там постоянно. Во время отсутствия врача лечением наших детей занимается человек, не имеющий на это прав, согласно диплому об образовании, а именно, медицинская сестра. Однако, обо всем по порядку. Школьная медицинская сестра получает заработную плату в гороно, а значит, подчиняется именно этой структуре. В отделе образования пояснили, что отчитывается она только за ежегодные медицинские осмотры детей и все. Детская поликлиника контролирует прививочную работу, а "лечебная" деятельность медицинского работника школы не подотчетна ни одному врачу и уж, конечно, не отделу образования. Сам термин "медицинская сестра" подразумевает, что она выполняет назначения врача. На самом деле, в наших школах сложилась другая ситуация. К медицинской сестре школы дети идут со всеми болячками: головной, зубной и ушной болью, болями в животе, и она самостоятельно решает, какую дать таблетку и что ею лечить. Для людей далеких от медицины немного расшифрую. Дать таблетку, это значит назначить лечение, назначить лечение, значит поставить диагноз, ставить диагноз может врач, фельдшер, но никак не медсестра. В качестве примера приведу диалог с медицинским работником, не имеющим даже фельдшерского диплома, в одной из школ: - А если боли в животе у ребенка, что будете делать?
- Если болит живот, то дам уголь активированный, если болит желудок, то "Мезим".
- И что дальше?
- На урок пойдет.
- А как вы отслеживаете, что дальше стало с ребенком?
- Если не вернулся, значит, все хорошо, если пришел опять, тогда направлю в поликлинику.
- Вы все обращения и оказанную помощь фиксируете в соответствующих журналах учета?
- Нет, только тех, кого "выводим" (отстраняют от уроков - прим.авт). Всех записать невозможно, слишком много обращается детей с разными жалобами. Иными словами, если у ребенка дома разовьется аллергия от приема лекарственных препаратов, то невозможно будет установить, какую же таблетку дали ему в медпункте. Нигде не записано. Проведем работу над ошибками. Специально для этой медсестры напомню анатомию -желудок часть живота, а не иное анатомическое образование. Лечить отдельно желудок и живот - невозможно. Далее, классическая форма аппендицита начинается с болей в эпигастрии или "желудке", как называет его наша знакомая. Спустя несколько часов боль спускается в правый бок. Не зная этой особенности течения острого заболевания в брюшной полости, существует реальная возможность "просмотреть" начало аппендицита. Страдающие болями в животе должны наблюдаться в течение как минимум в нескольких часов, чтобы исключить острое заболевание в брюшной полости. И наблюдаться они должны врачом. Нельзя отпускать ребенка, дав таблетку "Мезима", и больше не интересоваться его судьбой (факт обращения нигде не записан (!), помните?). Замечу, что наш диалог с медицинским работником зафиксировал бесстрастный диктофон, дабы исключить возможность отказаться от своих слов. Ситуацию я попросила прокомментировать врачей города Степногорска. Главный врач СЦГБ Жанат Мусин удивился, что медицинский работник со средним образованием "лечит" детей. Заведующая детской поликлиники недоумевала, а главный врач поликлиники Аскар Дуйсенов возмутился действиями медсестры и потребовал диктофонную запись для прослушивания, но заметил, что контролировать медиков школ не может, потому что подчиняются они все-таки гороно. О сложившейся ситуации отдел образования проинформирован, остается надеяться, что, в конце концов, будет найдено решение, от которого не пострадают наши дети. Справедливости ради замечу, что в остальных школах дело поставлено на отлично. Медиками трудятся люди с дипломами фельдшеров, правда на должности медсестер, а эта должность не позволяет им назначать лечение, только оказывать первую помощь. На мои коварные вопросы про живот медработники ответили верно, таблетки налево направо не раздают. В третьей школе уже 24 года детей наблюдает медицинская сестра Виктория Валентиновна Олейникова, имеющая высшую категорию. Она рассказала мне много интересного, оказалось, что мы с вами - родители - частенько норовим отправить детей в школу нездоровыми. И потом еще обижаемся, что в школе его не лечат. Задача школы учить, а не лечить. Нерешенной остается проблема, как сказала Виктория Валентиновна прохождения детьми ежегодных медицинских осмотров в городской поликлинике. Везде учащиеся вынуждены стоять в общей очереди с взрослыми больными людьми, чтобы сдать анализ крови или пройти флюорографию. Мне кажется, что поликлиника вполне могла бы выделить специальное время детям для прохождения ими медосмотра. Подведем итог. Школьная медицина слегка недомогает, но лечение возможно. Отдельные недочеты, надеемся, рано или поздно будут устранены. Фото с сайта http://www.rusis.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи