Опубликовано: 2375

"У нашего радио пока нет будущего..."

"У нашего радио пока нет будущего..."

От редакции: Представители этой профессии уже побывали в нашей рубрике на заре ее открытия, потому как, если не им, то кому тогда заниматься трепом в самом высшем и продуктивном смысле этого слова - на публику, без запинок, остроумно и изо дня в день?

Сегодня мы повторяемся, но на ином витке - в другом времени, и если хотите, измерении - тоже. От автора:Матерые радийщики нынче массово "исходят" с родных станций и начинают новые проекты. То ли дань кризису, то ли печальной "моде" руководства (и без того скупые учредители сейчас стали особенно экономными)... О новом бизнесе, судьбе и будущем казахстанского радио мы говорили со звездами "Радио NS" и, что особенно мне греет душу, эффектными мужчинами с приятными голосами - Наилем Ахмеджановым и Евгением Жагалтаевым. Я.Н.: Кризис перекроил карту всех мировых СМИ, все течет и изменяется настолько быстро, что и не сразу сообразишь, где мы. Где сейчас находится казахстанское радио? В каком измерении - в прошлом ли, настоящем…? И вообще, куда мы идем? Н.А.:Я не всегда могу понять стратегию той или иной радиостанции. Если еще каких-то пять-семь лет назад главной задачей было охватить как можно больше городов и максимально расширить по всей республике сеть своего вещания, то сейчас все, кто хотел, уже достигли всеказахстанского охвата радиоаудитории. Сейчас на первый план вышли другие задачи… Я.Н.: Не закрыться в кризис, например... Е.Ж.: Кризис сказался практически на всех сферах экономики. Рекламный рынок сократился на 30 процентов, относительно тех лет, когда экономика была в расцвете. Н.А.:Радиостанции, кстати, не критично просели в кризис. Я.Н.: А как же те озвученные цифры о сокращении рекламных бюджетов радио на 60 процентов? Н.А.:По сравнению с печатными СМИ, ТВ и рынком наружной рекламы у радио меньшее падение. Реклама на радио все-таки более оперативная и порой менее затратная: телевизионный ролик сделать гораздо дороже - нужно больше людей и оборудования, чем записать радиоролик. А вообще, радиобизнес - достаточно интересный бизнес, сами владельцы станций признают: это деньги буквально из воздуха. Нет складских помещений, не надо что-то растамаживать, перевозить, сторожить. Да и можно особо не вкладываться в наполнение - поставил хорошую музыку и все! Наверное, именно поэтому одну радиостанцию уже практически не отличить от другой. Я.Н.: А может, просто нет вам замены? Извините, но поколению наших радиозвезд за 35 сейчас, а смены-то не наблюдается… Е.Ж.: Любой радио эфир имеет свои законы, это и цикличность, и пластичность в том числе. Иными словами радио должно, обязано постоянно меняться, фокус- и креатив-группы должны работать в постоянном поиске новых людей и идей... Иначе есть риск "застояться", потерять радиослушателей. Меняется время, меняются подходы и стандарты, меняются люди и подача, остаются только профессионализм и качество. Иначе нельзя. Что касается современных радиоведущих, то большинство мне не нравится напрочь! То есть народу вещает много, но запомнить-то и некого, нет имен, увы... Это и от непрофессионализма топ-менеджмента, и от нашей ментальности (ну как не пристроить племянника), и много еще от чего, но, пожалуй, главная причина - отсутствие осязаемой школы подготовки людей к теле- и радиоэфиру. Поэтому, кстати, мы в свое время и организовали "курсы теле-радио ведущих", где преподается актерское мастерство, техника речи, культура радио и телевизионной речи, основы общения с аудиторией, практическая журналистика. Словом то, что необходимо знать человеку, работающему на современном радио и телевидении. Это интенсивные тренинги, занятия ведут лучшие специалисты своего дела в республике, и после окончании выдаются сертификаты и рекомендательные письма. Некоторые из наших выпускников уже пробуют себя на различных каналах и станциях. Совсем скоро будет новый набор, внимательнее слушайте радио "NS"! Н.А.:Было бы радио - смена найдется! Мы не делали радио в буквальном смысле, мы были "говорящими прокладками" между песнями. Да, мы что-то творили, да мы придумывали интересные ходы, пытались завести слушателя. Но тогда аудитория была другой, и ей самой это было надо. Сейчас, когда радио потеряло свою идентификацию, люди слушают все и всех без разбора. Слушатель останавливается на той или иной волне ровно до того момента, пока не услышит болтовню или рекламу. Технический прогресс сыграл злую шутку с радио. Раньше людям было просто лениво ловить новую волну, поворачивая колесико настройки. Сейчас же ты просто нажимаешь на электронные кнопки и находишь то, что тебе интересно в данный момент - без помех и шума. Люди наелись радио, утолили свой музыкальный голод. Я помню время, когда на "Радио NS" было всего 100 компакт-дисков. А сейчас в моем домашнем компьютере больше 15 гигабайт музыки. И этого материала хватит, чтобы две радиостанции круглосуточно вещали без повтора целый месяц. Это в 90-е нигде кроме как на радио нельзя было услышать любимую песню, а сейчас все есть в Интернете - качай и слушай. Я.Н.: Здесь я позволю себе лирическое отступление касательно Интернета и радио, я тоже не радийщик, но слушаю европейское радио в сети. Мне кажется, радио все-таки не умирает, а трансформируется и уходит в онлайн, как и некогда печатные (а ныне все чаще - электронные) газеты. Нам к этому еще предстоит прийти, а вот за рубежом музыкальное радио живет и процветает, и его создатели поняли, как обеспечить себе уникальный контент. Скажем, известный диджей Армин ван Бюрен в честь юбилея собственной радиопрограммы организовал специальную трансляцию своего шоу из разных городов Европы. Эти сеты еще не вышли на дисках, не попали в сеть, а радио уже несло их тысячам поклонников, как можно сейчас говорить, в реальном времени. Прямая трансляция выступлений шла по 8 часов в сутки без перерыва, собрала миллионы слушателей и дублировалась на канал ван Бюрена на You Tube (тоже с многомиллионной аудиторией). Подобных радиостанций в той же Европе очень много. Рекламные перебивки там очень короткие, какие-то секунды. И ни новостей, ни бесконечных разговоров-приветов маме-лотерей. Существует и платный "премиум аккаунт" - никакой рекламы вообще и вдвое больший битрейт. Часто интернет-радио предоставляет возможность выбрать из 15-20 каналов разной тематики - для любителей drum'n'base, транса, гоа… Плюс эксклюзивные диджейские программы, скажем, каждый четверг два часа подряд играет тот же ван Бюрен, каждую среду - Ферри Корстен, все диджей с мировыми именами. Но вернемся к беседе… Каким будет наше радио завтра? Е.Ж.: В течение нескольких лет, когда я был генеральным продюсером "Радио NS", меня очень волновало многое, относящееся к радиорынку по долгу службы. Но теперь у меня другие интересы и другой уровень отношений с внешним миром, у меня нет свободного времени на анализ сложившейся ситуации в этой отрасли, да и никто особо не интересуется, вот разве что вы спросили... Сейчас все по-другому, энтузиазма нет практически никакого, и практически ни у кого, но это уже не моя проблема, а новых лидеров... Время покажет, смогут ли... Так что каким будет радио эфир завтра, я вам сказать не могу, потому что недалек тот день, когда я исчезну из вашего поля зрения как артист... Н.А.:У нашего радио пока нет будущего. За последние 10 лет не появилось ни одной новой радиочастоты. Не увеличилось количество радиостанций. Нет конкурентной борьбы за слушателя и за его музыкальные пристрастия. Нет сегментирования по музыкальной аудитории. Просыпаешься утром, включаешь по старой привычке радио - а послушать нечего. Да, я знаю многих наших радиоведущих. Многих уважаю, люблю чей-то голос, но слушать при этом не могу. Мне чаще неинтересно то, о чем сейчас говорят, особенно, когда ведущий опускается до уровня слушателя… Я.Н.: Наиль, между прочим, вы сейчас говорите как преподаватель факультета журналистики такой хорошей советской закалки. Мэтры учат так: "Надо поднимать аудиторию на ступень выше, а не опускаться ниже". Н.А.: Я по образованию журналист-газетчик, меня радийным премудростям никто не обучал. На радио из военной газеты пришел в звании старшего лейтенанта. Просто "попал в струю", и мне было, что сказать людям. На сегодняшний момент я сказал своему слушателю все, что хотел. Это не значит - сделал все, что хотел. Просто многое уже не укладывается в нынешние радиоканоны… Раньше нас подстегивали ретранслируемые радиостанции, вещающие из Москвы. Нам хотелось создать свой продукт и доказать, что мы тут не хуже и можем делать прекрасные радиопроекты. И очень часто на самом деле были даже лучше, потому что учитывали ментальность нашего слушателя. Была борьба, был творческий поиск и интересные находки. Сейчас большинство хозяев радиостанций далеки от радиоиндустрии. Их устраивает нынешнее положение дел, нынешний бизнес и его доходность. Идет вялая борьба за рейтинг, который к тому же можно просто купить. Поэтому пока трудно говорить о качественном творческом рывке вперед. Я.Н.: А почему, как вы считаете, у нас до сих пор нет радио в духе "Эха Москвы"? Н.А.:Вообще информационный канал - достаточно непростое и хлопотное дело. Не уверен, что такое радио вообще сейчас кому-то нужно в Казахстане. "Эхо" может говорить о вещах, которые у нас сказать либо не дадут, либо не решатся. Наши чиновники в своем большинстве закрыты и неразговорчивы. У нас неполитизированное общество, людям не интересна политика. Это и плохо, и хорошо. Для меня лично это точно лучше, чем митингующая Грузии или неугомонная Украина. У нас 3-4 минутный новостной блок один раз в час многие слушатели переключают, что говорить об информационном вещании в течение всего дня. К тому же и информационных поводов для круглосуточного вещания у нас маловато... Еще один вопрос - языковой. Сейчас начали в соответствии с законом "О языках" ужесточать требования к вещанию: 50 процентов на государственном казахском и 50 - на русском. Закон принят и его надо выполнять - тут не поспоришь. Сам уже два месяца хожу на курсы казахского языка, надеюсь, что татарские корни помогут овладеть им в совершенстве. Но я часто путешествую по миру и слушаю радио. И должен вам сказать, что наше радио - это нонсенс! Нигде в мире нет двуязычного радио! Даже в двуязычной Канаде станции вещают либо на английском, либо на французском языке. В Бельгии нет фламандско-французского вещания. Нигде в мире вы не встретите билбордов на двух языках. Вещать на казахском и русском одновременно очень непросто. Непросто тем, кто вещает и тем, кто это слушает. И мы в этом впереди планеты всей. Вот только к чему это приведет - пока сказать трудно. Я.Н.: В итоге все "радиопассионарии" ушли в бизнес… Н.А.: Для меня радио - всегда было чем-то вроде хобби. Я всегда параллельно эфиру работал либо в газете, либо в табачной компании "Галлахер Казахстан", либо в event-индустрии. И при этом я всегда хотел иметь свой бизнес (Наиль Ахмеджанов - директор агентства по размещению наружной рекламы "One+One" - прим.авт.). Всегда хотел быть не "работовзятелем", а работодателем. Сейчас наше агентство успешно противостоит кризису. В Алматы объемы наружной рекламы упали больше чем на 50 процентов. Нас же кризис почти не коснулся, потому что мы активно работаем с представителями малого и среднего бизнеса, которые арендуют по 2-3 стороны. По объемам продаж мы остались на уровне прошлого года. С рынка в первую очередь ушли крупные компании, они увели основные бюджеты у рекламных компаний. Да и скидки они, как правило, требуют огромные - как оптовики. А с небольшой фирмой можно договориться о 10-15 процентах скидки, этого, как правило, достаточно. Е.Ж.: Шоу-бизнес как таковой сегодня меня интересует мало, я уже давно бизнесмен в классическом понимании этого слова. У меня есть собственные предприятия по производству документального кино, есть рекламный бизнес, где мы производим и размещаем рекламные продукты в масс-медиа. На очереди то, чем я сейчас занят с предельным вниманием, и о чем пока я не хотел бы говорить во всеуслышание, считайте меня суеверным. Я.Н.: Кстати… Евгений, вы давно и прочно ассоциируетесь у народа со старожилом радиоэфира радиошоу "Козаностра", а теперь мы видим вас еще и на ТВ с одноименным проектом. Как вы психологически справляетесь со сравнением с небезызвестным "Камеди клабом"? - "Давно и прочно" - это действительно так, потому что в этом сезоне радиошоу KOSANOSTRA в ежедневном эфире национальной сети радиовещания радио NS уже восьмой год. За это время менялось многое, мои соведущие, формат, но неизменным было время выхода и Евгений Жагалтаев как автор и продюсер проекта. Сегодня "KOSANOSTRA" уже не рассказывает анекдоты, а разговаривает со страной на волнующие ее темы. Просто нельзя быть опосредованным в такое время, нельзя быть оторванным от народа и его проблем. И, как следствие, резко вырос рейтинг. Он и раньше был очень высоким, поэтому, собственно, меня и не убирали из эфира столь долгое время. Что касается телепроекта с одноименным названием. Да, действительно, ко мне пришли молодые, талантливые ребята, один из них писал миниатюры для "Комеди клаб Москва" и Украина, и "показали себя"! В это время как раз назрела идея о создании видеоверсии "KOSANOSTRA". Правда мы задумали ее сначала совершенно не такую, но что случилось, то случилось, и теперь народ видит то, что видит... Я.Н.: Наиль, а вы не собираетесь увековечить свои мысли по поводу профессии и пройденного творческого пути в книге, например? Н.А.:В книге? Нет. Пока нет! Я много лет веду свой блог в сети, правда, пока исключительно в закрытом режиме. Пока вряд ли кому-то, кроме моих друзей и родных будут интересны размышления о жизни и работе на радио. Но, как знать, быть может, настанет время, когда написанное найдет своего читателя. Поживем - увидим! Я.Н.: Что ж, "закруглю" и подытожу. В лихие 90-е было все дико, безбашенно, свежо и наивно, и любой эксперимент воспринимался на ура. Но сейчас уже выросло новое поколение, которое знает, что оно хочет слушать. Мы перестали быть всеядными и ориентироваться на все подряд, наверное, и нашим газетам-телеканалам-радио пора начать сегментироваться, отсекать лишнее по принципу бритвы Оккама. Во всем мире уже не нужно ничего качать - зашел, нажал на ссылку, и вуаля - самая свежая музыка на любимом радио. У нас же радио, которое позиционирует себя как музыкальное, в итоге дает музыки от силы 50 процентов, остальное - разношерстные, но по сути одинаковые "балаболки", навязчивая реклама, однообразные новости. Для "балаболок" с их играми, кстати, за рубежом существует отдельный формат - чат-радио, где ведущие денно и нощно общаются с народом, разыгрывают призы и изливают в массы "поток сознания". А вообще, стоит вспомнить, как шло становление радио несколько десятков лет назад, например, в Англии. Было весьма популярным так называемое "пиратское радио" - это когда, усевшись в микроавтобус с техникой, отвязные ведущие ездили по всему городу и выходили в эфир на чужой частоте. Просто катались и шарашили свой контент. Отловить таких мобильных "пиратов" было довольно тяжело. Или в нейтральных водах на кораблике болтались (про это даже кино сняли) - тоже не поймать. Так вот, многие такие "самопальщики" позже выросли в огромные станции. Те, кто в нашей стране и нынешних условиях хочет таким же образом делать свое интересное радио - дорога в интернет. Где нет частот, где нет цензуры, где можно общаться со своими единомышленниками со всего мира напрямую, где мало зависишь от рекламы - были бы мощности и канал. И где можно спокойно существовать на пожертвования, кстати, есть и такие примеры. Перефразирую Наиля Ахмеджанова: была бы увлеченная смена - и радио будет!
Загрузка...

[X]