Опубликовано: 1400

Турецкий гамбит

Турецкий гамбит

Продолжение. Начало см.здесь.

Общеизвестно, что еще на заре своего стратегического единения и партнерства против Ирака, между Вашингтоном и Анкарой существовали разногласия, грозившие поставить крест на их дальнейшем сотрудничестве. Еще в начале анти-иракской кампании США известили Турцию о том, что они намерены разместить 90 000 военнослужащих на шести базах страны, в рамках подготовки войны в Ираке. Кроме того, военное ведомство США запросило у Анкары разрешение на использование 14 гражданских аэропортов для оказания материально-технической помощи военнослужащим, а также организации всех поставок. Пентагон также настаивал на использовании четырех турецких морских портов. Пока шло согласование, Пентагон начал перебрасывать через Турцию (база "Инджирлик") вооружение и военную технику в иракский Курдистан. Однако Анкара заняла принципиальную позицию, в результате которой Турция: 1. отказала США в предоставлении авиационных военных баз на территории страны для вторжения в Ирак; 2. приняла решение о направлении турецких войск в северную часть Ирака в места компактного проживания курдов. При этом по стране прокатилась волна антиамериканских митингов в поддержку руководства Ирака с призывом к консолидации исламского мира. Однако после Анкара все же смягчила свою позицию, разрешив ВВС США использование воздушного пространства для полетов авиации анти-иракской коалиции на время проведения войны против Ирака. Справедливости ради, стоит отметить, что решение парламента Турции об открытии воздушного пространства стало итогом давления на Анкару со стороны Вашингтона. Основными аргументами Белого дома стали: 1. давление на экономику Турции со стороны финансовых институтов США; 2. возможность признания суверенитета и создания на территории Турции и Ирака независимого Курдистана; 3. актуализация вопроса о признании США фактов армянского геноцида со стороны Турции. В подтверждение своих угроз в ответ на действия турецкого парламента, заблокировавшего возможность использования своих военных баз для проведения американской военной операции против Ирака, Вашингтон посредством своих финансовых институтов стал оказывать давление на банковскую систему Турции. Что для слабой турецкой экономической модели стало чревато дефолтом. Памятное выступление пресс-секретаря государственного департамента США Ричарда Баучера, в котором он дал понять, что Турция лишится пакета американской финансовой помощи, является лишним тому подтверждением. Тогда только за неделю резко подешевела турецкая лира, акции и облигации турецких компаний стали стремительно падать, а индекс экономической активности упал более чем на 10%. В результате общая сумма внешнего долга Турции, существенно превысила 100 миллиардов долларов. Действия Вашингтона были настолько эффективными, что Анкара согласилась в необходимости обсуждения сложившейся ситуации между двумя странами. По результатам противостояния Анкары и Вашингтона было согласован только один пункт - обоюдно признан запрет на предоставление военных турецких баз ВВС США. Решение Анкары о направлении турецких вооруженных сил в северную часть Ирака было заморожено в связи с жесткой позицией Вашингтона. Со своей стороны США обещали не замораживать финансирование Турции, а также не инициировать обсуждение вопросов по созданию государства для курдов и геноциде армянского населения в 1915 году в Османской империи. Однако недавнее признание комитетом Палаты представителей Конгресса США геноцида армян в 1915 году фактически поставило крест на союзнических отношениях между Анкарой и Вашингтоном. Ответной реакцией со стороны Анкары стали действия руководства Турции, которые по многим параметрам были прогнозируемыми. В результате Анкара решила действовать в двух направлениях: 1. отказ от продления мандата на использование Вашингтоном турецких баз; 2. планирование военного вторжения в северный Ирак. Нужно отметить, что на формирование позиции Анкары оказало влияние несколько факторов: 1. рост антиамериканских настроений; 2. исламская солидарность со стороны руководства и общественности Турции; 3. национальные интересы Анкары, сосредоточенные на поддержании безопасности и стабильности в стране; 4. постоянные террористические акты, организуемые Курдской рабочей партией; 5. желание Анкары решить проблему Курдской рабочей партии, дислоцированной на севере Ирака. Руководствуясь внутриполитической ситуацией, ростом антиамериканских настроений и массовой поддержкой гражданами страны инициативы парламента о начале военной операции против курдских сепаратистов, Анкара вынуждена принимать адекватные меры. Вряд ли кто в правительстве Турции задумывался предпринять другие шаги, так как волна массовых митингов связанных с последними террористическими актами и жертвами среди турецкого населения и военнослужащих, при ее игнорировании может втянуть Турцию в гражданскую войну. Поэтому становятся оправданными опасения Белого дома, предупреждавшего своих сенаторов о возможных последствиях принятия резолюции по геноциду армян. Вместе с тем Анкара, Вашингтон и страны Евросоюза еще не в достаточной мере осознали все последствия разворачивающейся спирали напряженности на турецко-иракской границе. Продолжение следует Фото с сайта http://pics.rbc.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи