Опубликовано: 1100

Тарифный синдром

Весна и осень ассоциируются не только обострением болезни у страдающих психическими расстройствами и перемещением перелетных птиц. Традиционно большинство казахстанцев связывают эти времена года с повышением тарифов за коммунальные услуги.

Аккурат весной и осенью поставщики коммунальных услуг подают заявки на повышение тарифов за свои услуги. Свои решения они объясняют по-разному, в первую ростом коммерческих потерь и дороговизной транспортировки товара. Хотя зачастую, между строк можно прочесть желание просто нажиться за счет народа. Все попытки обуздать аппетиты коммунальщиков, как правило. завершаются ничем, последние всегда добиваются повышения, пусть даже на 1%. Хотя динамика роста коммунальных тарифов за годы суверенитета выглядят устрашающе. Тарифы за это время выросли не в десятки и сотни раз, а в тысячи раз. Новоиспеченное общественное объединение в стране "Общественный антимонопольный комитет" недавно обнародовал следующие цифры: с 1994 года оплата за горячую воду в республике выросла более чем в 13 тысяч раз (!), за отопление - в 2640 раз, за холодную воду - в 3928, за газ - в 461раз. Это какие же доходы должны быть у населения, чтобы поспевать за ростом тарифов, а самое главное, иметь возможность оплачивать их? Между тем заработная плата большинства работающего населения, а также пенсия за эти годы выросла всего в два-три раза. Отсюда понятно, что народ оказался просто не в состоянии платить за услуги монополистов. И тут никакие суды не помогут, если человеку нечего отдавать. В Западно-Казахстанской области долги потребителей только перед АО "Жаиктеплоэнерго" (ЖТЭ) на сегодня перевалили за 700 миллионов тенге. Монополист рвет и мечет, угрожая судом и прочими административными мерами. Потребитель хранит гробовое молчание. С некоторых пор просто взимать долги стало невыгодно, и чтобы хоть как-то возместить свои убытки ЖТЭ наложило на должников ежемесячную семипроцентную пеню к имеющейся сумме задолженности. В результате и без того большие долги достигли астрономических размеров. Тенденции к уменьшению не наблюдается. Тепловики надеются когда-нибудь все равно взять свое с нерадивых потребителей. Пока же, не имея возможности отключить от тепла отдельных неплательщиков, чьи долги перевалили за сотни тысяч тенге, монополист решил наказать целые многоквартирные дома и прекратить им поставку услуг. Сделано это было уже в конце зимы, хотя и отопительный сезон в этих домах начался с большим опозданием. 1 апреля в регионе ознаменовалось традиционным повышением тарифов почти за все виды коммунальных услуг, кроме тепла. Но это отнюдь не значит, что тепловики пожалели своих оппонентов, просто отопительный сезон уже завершается, хотя до наступления настоящего тепла в регионе еще рано, на дворе до сих пор лежит снег. Нет никакого смысла мысла повышать тарифы за тепло, на лето глядя, с учетом того, что за этот вид услуг потребитель платит по факту, то бишь по сезонно. А как сложатся обстоятельства с ценами на газ, от которого зависит ТЭЦ, осенью еще неизвестно. Поэтому пока лучше воздержаться, выдав себя за доброго дядю, а там, время покажет. Действия государственного органа с длинным витиеватым названием Агентство по регулированию естественных монополии и защите конкуренции, призванного сдерживать аппетиты монополистов, потребителей не всегда удовлетворяют. В большинстве случаев, последние склонны думать, что антимонопольщики идут на поводу у монополистов и не в состоянии жестко поставить на место зарвавшегося монополиста. Отсюда и повышение тарифов два раза в год. В ЗКО тарифы за комуслуги только нынешней весной повысились на 3-10%, осенью ситуация повторится. Причины и предлоги для этого можно придумать тысячи и разные, но факт остается фактом и от него никуда не деться. Создаваемый в стране общественный антимонопольный комитет, который сейчас проходит регистрацию в министерстве юстиции, намерен как раз-таки обеспечить общественный контроль за регулированием коммунальных тарифов, чтобы избежать неоправданного роста. Сегодня монополисты в тариф закладывают почти все свои расходы, включая представительские. Коммерческие потери, командировки шефа, премия персоналу, приобретение оборудования, транспортировка товара - все это где-то завуалировано, а где-то открыто вписывается в заявку по повышению тарифов. Антимонопольное ведомство заявляет, что провело тщательную проверку обоснованности затрат монополиста, но никто не может сказать, что были использованы все рычаги. Общественный антимонопольный комитет намерен информировать исполнительную власть и судебные органы о нарушениях монополистами антимонопольного законодательства, проводить независимую экспертизу законов и других нормативных актов, оказывать населению юридическую помощь. Монополист, беспокоясь в первую очередь о сборе средств, зачастую забывает о своих прямых обязанностях - оказании качественной услуги. За недогрев воды в кранах и едва теплые батареи поставщик не желает отвечать и любые претензии в свой адрес воспринимает в штыки. Населению бороться с этим очень сложно, почти бесполезно. Если даже потребитель выиграл дело в суде, никто ему не выплатит компенсацию за неудобства, а уже тем более не улучшится качество услуг. Общества по защите прав потребителей в регионах зачастую бездействуют. И если в областях заработают филиалы общественного антимонопольного комитета, то они претендуют на роль самого популярного общественного органа, потому, что жалоб у народа накопилось очень много. Справедливости ради нужно сказать, что еще с советских времен тарифы за комуслуги для населения у нас остаются значительно ниже, нежели для юридических лиц, хотя во всем мире никакой дифференциации в этом плане не делается. И сегодня поставщики комуслуг предлагают тоже отойти от советских стереотипов и прекратить дифференциацию. Тем более, что в некоторых странах вообще население платит больше, чем организации и предприятия. Но ведь и доходы населения в европейских странах значительно отличаются от наших. Как отмечают специалисты, в случае введения в республике единого тарифа, население почувствует рост тарифов на 34,5%, зато юридические лица ощутят снижение на 3,9%. Так, в ЗКО введение единого тарифа за электроэнергию приведет к повышению тарифов для населения на 10,8% по сравнению с действующими, а юридические лица почувствуют послабление на 3.3%. Казахстанское общество еще не готово к введению единого тарифа, причем в первую очередь к этому не готово государство, которое не в состоянии повысить доходы населения. А что касается услугодателей, то в погоне за повышением тарифов и выбиванием средств, они даже не задумываются, что потребителя можно задобрить и получить с него даже больше. Никаких рекламных трюков в виде скидки для добросовестных плательщиков, а также тех, кто делает предоплату, монополисты ни разу не предпринимали. Хотя подобные акции могли бы дать очень многое, в первую очередь финансовую стабильность самим услугодателям. Сегодня же они вынуждены брать кредиты в банках из-за отсутствия собственных оборотных средств, и таким образом расплачиваться со своими партнерами. Потребитель же чувствует себя загнанным в угол, особенно это чувствуется, когда работники всех коммунальных предприятий начинают один за другим звонить в двери и требовать оплаты, угрожая судами и штрафами. А потом вывешивают на дверях подъезда списки должников, с указанием квартиры и суммы долга, что является прямой наводкой для преступников. Оказавшись, не в состоянии оплатить все свои долги, под жестким прессингом услугодателей, нередко люди кончают жизнь самоубийством, ибо не видят выхода из ситуации. А тарифы продолжают расти.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи