Опубликовано: 1400

СНГ: перезагрузка не состоялась-2

СНГ: перезагрузка не состоялась-2

Узбекский президент не готов к тому, чтобы в полной мере считаться с мнением киргизского и таджикского президентов. Ему это вообще не нужно. Нынешнее положение дел в Содружестве независимых государств дает полное право считать, что потенциал его как интеграционного образования практически исчерпан.

Последний по времени кишиневский саммит, который дружно проигнорировали президенты четырех центрально-азиатских стран, свидетельствует о дефиците доверия государств региона к СНГ. А последний может привести к самороспуску СНГ. Окончание, начало см.здесь Причина фиаско СНГ в том, что сегодня Содружество не дает никаких реальных рычагов для решения насущных проблем своих членов. Казахстан должен четко определиться по поводу вступления в ВТО: скопом или по отдельности. Астану не может не напрягать позиция Москвы, которая в одностороннем порядке сделала ход конем. А именно заявила, что Таможенный союз будет вступать в ВТО как интеграционное объединение. И Лукашенко, и Назарбаев данное заявление восприняли как демарш России без учета их интересов. Последовавшие затем заявления Москвы о возможном вступлении по отдельности ситуацию не спасли: камень за пазухой все же остался. Рахмону на фоне надвигающейся зимы и возможных энергетических проблем важно решить вопрос поставок электроэнергии из Туркменистана. Готовясь к визиту, он проигнорировал саммит, тем более что на него не приехал туркменский президент. Последний затаил обиду на действия "Газпрома", который в недавнем конфликте по поставкам туркменского газа повел себя, мягко говоря, некорректно, пытаясь свалить вину за аварию на Ашхабад. Россия в цейтноте Москва так и не смогла предложить своим партнерам по СНГ универсальный механизм функционирования. Она затянула вопрос по предоставлению Беларуси кредита в 0,5 миллиарда долларов, а если бы 18 октября Узбекистан вышел, как обещал, из энергетической системы, то могла бы произойти блокировка поставок киргизской электроэнергии транзитом через Узбекистан. Если Каримов в ближайшем будущем снова заупрямится, то потенциальные договоренности между Ашхабадом и Душанбе по вопросу поставок сжиженного газа и товаров первой необходимости тоже могут оказаться под угрозой срыва. Москва способна оказать давление на Ташкент. Безусловно, с 2005 года прошло четыре года, и сегодня США все активнее стали вести диалог с Узбекистаном, пытаясь наладить прежний уровень стратегического партнерства. Но даже в этих условиях, Россия еще имеет рычаги воздействия на Узбекистан. Прежде всего, это касается оплаты услуг России и Китая за политический зонтик, предоставленный Каримову в 2005 году на фоне международного кризиса по Андижану. Но Медведев не хочет или не может ничего сделать для умиротворения Каримова. Бакиева и Рахмона такое долготерпение Медведева никак не устраивает. Действия Москвы по вопросу вступления в ВТО не могут не напрягать Астану и Минск. Назарбаев и Лукашенко не испытывают сегодня полного доверия к Медведеву, предполагая, что и в дальнейшем Москва снова может, без предварительного согласования, сделать любое необдуманное заявление не только от имени РФ. Киргизский вектор Киргизский президент приехал на кишиневский саммит лишь потому, что 9 октября у него была запланирована встреча с российским президентом Дмитрием Медведевым. Бишкек ждет от Москвы 1,7 миллиарда долларов кредита на строительство Камбаратинских ГЭС. Нелишне будет подчеркнуть, что Москва надеялась взамен кредита получить гарантии Бакиева по поводу ликвидации военного присутствия США в Киргизии. С другой стороны, Медведев ожидал, что соглашения по второй военной базе будут переведены в практическую плоскость. Но Бишкек не торопится. Камнем преткновения стала позиция Узбекистана. Каримов не только не подписал соглашение по Коллективным силам оперативного реагирования, но и прекратил поставки газа Киргизии, сославшись на долги киргизской стороны. Даже когда Бишкек проплатил часть долга, Ташкент оставил газовый кран закрытым. Тем самым Каримов дает понять Бакиеву, что будущая зима может оказаться для Киргизии сложной в плане обеспечения газом. Это еще и сигнал к тому, чтобы Бакиев не торопился давать свое принципиальное согласие на вторую российскую базу в самой тяжелой зоне Центральной Азии - Ферганской долине. Киргизия, хотела она этого или нет, оказалась меж двух огней. Если она захочет получить российский кредит для строительства гидросооружений, то должна пойти навстречу Москве, выделить землю и четко определить правовой статус новой российской базы на своей территории. А если не желает испытывать проблемы с газом зимой и тем самым ставить под угрозу закрытия свои промышленные предприятия, то должна урегулировать отношения с Узбекистаном. Проблема как раз в том, что одно если не полностью, то довольно существенно исключает другое. Судя по итогам российско-киргизской встречи на высшем уровне, Бишкек не получил достаточных оснований для того, чтобы надеяться на российский кредит. С другой стороны, Бакиев весьма ограничен в средствах, чтобы решить проблему газового долга с Узбекистаном. Риски очевидны Чем выше угроза самороспуска СНГ, тем меньше надежды остается в Москве на рост влияния России в Центральной Азии. При том, что интересы азербайджанского, армянского и белорусского президентов нечетко озвучены и малопонятны, СНГ на сегодняшний день остается переговорной площадкой для России и стран Центральной Азии. Москва не может не понимать очевидных рисков, которые может принести самороспуск СНГ. РИСК ПЕРВЫЙ СНГ перезрело и уже неспособно выполнять функции евразийского интегратора. В этом случае придется признать, что единственной функцией СНГ стала функция более-менее корректного развода бывших советских республик после развала СССР. Выполнив эту задачу, СНГ так и не смогло переформатировать свою работу на созидание. Созидание - это и есть интеграционная работа, которая оказалась неподъемной. Россия, как основополагающая экономика и правопреемница СССР, должна была найти точки соприкосновения между другими членами СНГ, выполнять центральную интегрирующую роль. При этом, четко давая понять, что восстановление СССР в любом новом формате невозможно. Москва с такой задачей пока не справилась. В первую очередь, это связано с неверной оценкой Россией своих возможностей. Она недалеко ушла от наследия СССР в плане политической психологии. РИСК ВТОРОЙ СНГ не дозрело, и неспособно выполнять интеграционные задачи. Москва упустила инициативу в рамках СНГ. В тот момент, когда все вопросы по цивилизованному разводу были решены, она не предложила новую повестку дня. Не было разработано новой Концепции СНГ, которая бы подразумевала иные функции СНГ, кроме как переговорной площадки глав государств. Причем, в новой Концепции Москва должна была четко прописать свои цели в интеграционном процессе, место и роль каждого члена СНГ, заранее проведя встречи-обсуждения на двусторонней основе. Поэтому интерес к СНГ со стороны лидеров Центральной Азии резко снизился. Они не видят проблесков в инициируемых интеграционных схемах, и не могут четко понять, чего хочет Россия в обозримой перспективе. РИСК ТРЕТИЙ Таможенный союз стал по факту сговором трех государств, остальные практически вырваны из интеграционного процесса. Москва, надеясь с помощью Таможенного союза показать преимущества межрегиональной интеграции, поставила другие государства СНГ в неравное положение. Россия, Казахстан и Беларусь отказались принимать своих коллег на равных условиях. Такая стратегия предполагает наличие "сеянных" и "несеянных" (по аналогии с жеребьевкой участия в финальной стадии футбольного чемпионата). Три государства как инициаторы процесса получили статус неприкасаемых, другие государства будут вступать в союз на тех условиях, которые выработают Москва, Минск и Астана. Такая формула была бы разумной лишь в том случае, если интеграционное объединение доказало свою состоятельность. И если бы вступление в него сулило реальные преимущества, а не иллюзорные. На нынешнем этапе развития Таможенного союза преимущества по большей части теоретические. А принцип неравноправия, заложенный в его основу, пока, скорее отпугивает другие государства, чем стимулирует к вступлению. СНГ отходит от России На фоне слабой интеграционной роли России в рамках СНГ, усиливается влияние Запада. Евросоюз активно заполняет те ниши, которые не "осилила" Москва. К примеру, ЕС готов давать кредиты Минску, а Лукашенко все более лояльно ведет себя по отношению к Западу. Недавнее сообщение, растиражированное международными СМИ о том, что Турция и Армения готовы восстановить отношения и урегулировать противоречия, свидетельствует о том, что и Ереван готов к более тесному диалогу с Западом. Вместе с тем Запад не ограничивается финансовой поддержкой Киева, Тбилиси и других стран СНГ в Европе. Запад уже созрел для того, чтобы финансировать центрально-азиатские государства, по сути, составляющие костяк российского влияния в регионе. Представляется, что Россия склонна считать перспективы СНГ безоблачными. В Москве слишком много внимания уделяют тому фактору, что исторически и духовно бывшие постсоветские государства сильно привязаны к РФ. Но крепость этих уз сильно ею переоценивается...

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи