Опубликовано: 1200

Скромное обаяние отечественной бюрократии

Скромное обаяние отечественной бюрократии

Сегодня абсолютно секретная информация стала доступной. Не боясь ответственности за разглашение государственных секретов, я приоткрою завесу над тайной, что же творится в правительстве: в каких подразделениях прошла бескомпромиссная зачистка, кто комфортно ощущает себя в своем кресле и вообще - почем сегодня наши чиновники.

Одна голова - хорошо, а две - лучше Секретариат премьер-министра испытывает большую потребность в пытливых умах. Ну не хватает нынче там специалистов в области экономики! Сколько есть людей - все гуманитарии, имеющие безнадежные пробелы в вопросах макроэкономики, банковской сферы, промышленности, сельского хозяйства и предпринимательства. А между тем премьер-министру нужен серьезный аналитический материал и профессиональные консультации. Он ведь - не Бог, везде не поспеет, если будет изучать каждый вопрос лично и досконально. На то и придумана штатная должность советника, который не только будет участвовать в бесконечной череде заседаний, но и станет пичкать своего непосредственного начальника советами - какие экономические преобразования требуются стране, что записать в программе социального развития и какой акцент сделать премьеру в своем очередном выступлении. А теперь краешком глаза заглянем в другую структуру. Например, в Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Там вовсю идет строительство новой иерархии: комплектуется аппарат комитета, придумываются новые должности и, надо полагать, уже закупается мебель и оргтехника для новых сотрудников. Средства, понятно, из того самого бюджета, за которым и приставили следить этих чиновников. Вообще, Счетный комитет - это государство в государстве. Доселе почти неизвестная общественности и вообще ведущая тихий образ жизни структура решила расширяться сама по себе и расширять свои полномочия. Судя по всему, Жаксыбек Кулекеев, пришедший в Счетный комитет, решил построить стиль работы самого серьезного контролирующего органа страны по своему разумению: сегодня он усиленно комплектует свою команду юристами-консультантами, заместителями всевозможных начальников и государственными ревизорами. Ну а теперь держитесь за стул. Речь пойдет о самых настоящих секретах. Агентство РК по управлению земельными ресурсами ищет геодезистов, астрономов, картографов и юристов, которые в различных ипостасях обеспечивали бы режим секретности и осуществляли контроль за состоянием этого режима, грамотно взаимодействовали бы с зарубежными коллегами и вели секретное делопроизводство. Это информация для размышления, конечно, но пока я не выдал еще ни одной государственной тайны. Да и не выдам, будьте уверены. Впрочем, довольно интриги. Никто из государственных служащих мне эти секреты не "сливал" и данными никаких сверхсекретных совещаний (или - распечаток) я не пользовался. Просто взял и внимательно проштудировал конкурсные объявления, коих в официальной прессе и даже в интернете не счесть. Да, действительно, сегодня премьеру позарез нужен советник по экономическим вопросам. Даже не один советник, а два. Как говорится, одна голова хорошо… И счетный комитет, несмотря на вполне официальную установку сокращать административные расходы, разрастается вширь. Было бы удивительно, если бы новое правительство и новые начальники не делали никаких новых телодвижений. Было бы неинтересно жить. Почем сегодня "государственники"? Очень жалко, что министров назначают, а не выбирают по конкурсу. Возможно, в ком-то имеется талант в избытке - и административный, и профессиональный. Но вот не попал человек в свое время в "обойму" и теперь тратит весь свой потенциал в какой-нибудь маленькой конторке: возраст уже не тот, чтобы начинать в роли рядового госслужащего. А вот был бы конкурс, глядишь, и новые имена на политическом Олимпе засверкали, и жить стало бы лучше и веселей. Впрочем, объяви открытый конкурс на министра, и стало бы известно, сколько же они, горемычные, получают. А так - зарплата чиновника не мелкого разлива - за семью печатями. Иногда, правда, кто-нибудь обмолвится под большим напором, сколько же он жене приносит, да и то не все расскажет. Что, например, каждый месяц получает премиальные в размере оклада, а то и двух. Кроме того, имеет возможность поправлять здоровье за госсчет и вывозить себя и всю семью куда-нибудь на отдых. Что же касается мелких пташек, то их довольствие известно. А что скрывать, если зарплата маленькая и никаких подъемных они не имеют, жилье им не предоставляют и всевозможными льготами не балуют. Впрочем, зарплата маленькая или не очень - понятие весьма условное. Судите сами. Так, например, те же советники премьера смогут получать до 50 тысяч тенге в месяц. А вот консультант, представляющий правительство в парламенте, который будет следить за законотворческим процессом, имеет верхний предел - 32 тысячи тенге. В Счетном комитете человек, занявший должность первого заместителя руководителя аппарата, будет расписываться в ведомости за 40986 тенге (минус социальные налоги). Должностной оклад государственных служащих зависит от одного фактора - выслуги лет: чем дольше человек находится на госслужбе, тем дальше он продвигается по служебной лестнице и тем выше зарплату он получает. Хорошо, если он пробьется в центральные органы - там нижний предел заработной платы находится приблизительно на уровне самого высокого в областных и городских структурах. Например, ведущие специалисты в различных отраслях, работающие в регионах, получают от 10 до 15 тысяч тенге. А ведущие специалисты центральных органов, выполняющие практически те же самые функции, что и их коллеги из провинции, - уже от 13 до 21 тысячи тенге. Но, как говорится, еще не вечер. В нынешнем году правительство планирует поднять заработную плату государственным служащим среднего звена как минимум на треть. Чтобы повысить престиж государственной службы, прежде всего. В бюрократы я пойду, пусть меня научат Сегодня стать чиновником не просто, а удивительно просто. Взял газету, прочитал и здраво оценил свои возможности. В свое время позаботился о высшем образовании - плюс, работал по специальности - хорошо, имеешь стаж государственной службы - отлично, владеешь государственным языком - замечательно. Правда, нужно при этом иметь кое-какие познания. Все кандидаты на государственную должность обязаны знать как минимум два закона - "О государственной службе" и "О борьбе с коррупцией". Для одних специалистов правовой экзамен этим и ограничивается. Для других установлены более жесткие требования. Например, финансисты должны знать закон "О бюджетной системе", земельные инспекторы - закон "О земле", энергетики - закон "Об электроэнергетике" и "Об энергосбережении". Иногда, правда, требования "зашкаливают". Просмотрев целую кипу объявлений о вакансиях, я обнаружил одну парадоксальную вещь - оказывается, специалисты отдельно взятого Восточно-Казахстанского территориального управления по охране и использованию недр, должны знать прежде всего… "Стратегию развития РК до 2030 года". То есть, в других регионах это не требуется, а вот в Семипалатинске и Усть-Каменогорске - извольте. Наверное, потому, что граница с Китаем близко и охрана недр от того стратегична. Конечно, это нормальная практика, когда каждый желающий может попробовать пробиться в прослойку госслужащих - конкурс на должности невелик. Но настораживает то, что дела с формированием кадрового резерва, очень плохи. Извините, если премьер ищет себе советников с помощью газетного объявления - это говорит о многом. Впрочем, чем занимается сегодня Агентство государственной службы - тема отдельного разговора.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи