Опубликовано: 1400

Сегодня - три маленькие, завтра - одна большая

Сегодня - три маленькие, завтра - одна большая

В рамках Таможенного союза России, Казахстану и Беларуси будет легче вступить во Всемирную торговую организацию.

Данные три страны сделали свой выбор. 9 июня, подписав очередной документ по созданию Таможенного союза, они поставили перед ВТО вместо трех маленьких - одну большую проблему. При этом сегодня сложно сказать насколько формат переговоров изменится. Не станут ли они чистой формальностью, и не перетекут ли более-менее очевидные намерения этих стран из практической области в теоретическую? Надо заметить, что и Россия, и Казахстан до настоящего времени согласовали со Всемирной торговой организацией большую часть условий вступления. С технической точки зрения оставалось совсем немного. В данной связи попытаюсь ответить на самый главный вопрос: почему они вдруг решили, отложив в сторону достигнутый прогресс в переговорах, начать их заново, в новом формате и с непонятными перспективами? Экспертное сообщество сразу после решения трех стран о совместном вступлении в ВТО, поспешило разделиться на два противоположных лагеря. Одна его часть утверждает, что о реальных переговорах, которые можно позитивно завершить в ближайшей перспективе, можно забыть. Самым существенным препятствием в деле вступления Таможенного союза в ВТО может стать Беларусь, которая находится в настоящее время практически в недосягаемой для членов ВТО зоне. Минск с его унитарным политустройством и социалистическим капитализмом является мощным барьером для вступления в ВТО: законодательство и уровень рыночной инфраструктуры Беларуси находятся на большом отдалении от требований ВТО. Другая часть экспертов настроена оптимистически и уверена в ускорении процесса вступления. Мол, если раньше ВТО приходилось иметь дело в отдельности с каждой страной, то теперь речь идет о слишком большом пространстве, лидеры которых способны заморозить или притормозить любую глобальную торговлю. Россия и Казахстан смогут подтянуть Беларусь до уровня государств, способных стать членом ВТО, а обязательства Минска перед своими партнерами по Таможенному союзу заставят Лукашенко активизировать экономические реформы. Спасти СНГ! Давайте сначала проанализируем пессимистический прогноз. Россия, отчаявшись в попытках придать новый импульс и новую мотивировку интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, взялась за осуществление новой стратегии объединения. Формат Таможенного союза есть ни что иное, как новая попытка запустить интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Таможенный союз дает четкий и ясный сигнал остальным странам СНГ о том, что интеграция возможна, а Москве есть что предложить своим партнерам по Содружеству. До того момента, когда Россия, Казахстан и Беларусь договорились о конкретных сроках создания Таможенного союза, партнеры по СНГ считали эти планы лишь политической игрой. Поначалу она была интересна, занимательна, привлекала множество заинтересованных взглядов, но постепенно игра в Таможенный союз потеряла свою актуальность и воспринималась другими постсоветскими странами как дешевая "замануха". Наверное, на каждом саммите президентов стран СНГ в приватных беседах поднималась одна и та же тема: готова ли Россия на самом деле подписать трехсторонний союз? Логика проста: если Москва не способна создать Таможенный союз, то зачем мы здесь (в рамках СНГ) собираемся, говорим об интеграции и свободных от барьеров границах? Разговоры, как известно, на хлеб не намажешь… По всей видимости, такие мнения других президентов, поначалу дружеские, а в последнее время и саркастические, заставили трех самых крупных лидеров заговорить о конкретных сроках Таможенного союза. Они сделали это, чтобы не потерять остатки доверия со стороны президентов остальных стран СНГ. Белорусский узел Хотят они этого или нет, но Медведеву с Назарбаевым придется разбираться с тем, что многие называют "белорусским узлом". При этом большую ответственность за то, что узел лишь сильно стягивается, несет Россия. Именно она инициировала в свое время Союзное государство, в рамках которого Россия и Беларусь планировали создать единое государство с одним президентом. Эти планы, существовавшие в виде деклараций и намерений, в конце концов, должны были вызвать пренебрежение со стороны коллег по СНГ. Последние долго присматривались к тому, что из этой идеи получится, а когда поняли ее бесперспективность, стали задумываться о серьезности Москвы и ее способности стать локомотивом интеграционных процессов в СНГ. Идея Союзного государства была на самом деле плохой идеей. Россия и Беларусь, при всех объединяющих факторах, слишком разные страны с точки зрения государственного устройства, и поэтому связать воедино два братских народа, один из которых живет в эпоху усиления государственного капитализма, а другой - в эпоху позднего социализма, практически невозможно. Сегодня идея Союзного государства заменена на более практичную идею Таможенного союза. Когда мы говорим о союзе России, Казахстана и Беларуси, то имеем в виду объединение политического безрассудства, мудрости и креатива. Российский президент, давно находящийся в плену глобальных амбиций и стремясь восстановить статус сверхдержавы без наличия на то реальной экономической мощи, время от времени предпринимает безрассудные действия, способные надолго испортить отношения России и Запада. В то же время, взвешенная внешняя политика самого опытного политического игрока Нурсултана Назарбаева, придает союзу мудрость, способную при определенных обстоятельствах сдержать безрассудство. Креативный Александр Лукашенко давно понял, что политика противостояния с Западом приносит свои дивиденды в Беларуси, но чтобы добиться большего, необходимо выходить на новый уровень. Таможенный союз и есть своего рода новый уровень, который позволит "батьке" войти в историю. Беларусью недовольны и в ВТО, где считают таможенную политику страны проявлением государственного протекционизма. Сегодня сложно сказать о степени влияния Москвы и Астаны на Беларусь, но то, что на общей площадке Таможенного союза они могут найти общий язык, бесспорно. Узбекская проблема Как позитивную стоит отметить прагматичность узбекского президента Ислама Каримова. Сразу после андижанских событий 2005 года он вернулся в лоно СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Эти структуры стали его зонтиком перед нависшей со стороны Запада угрозой изоляции. Но если отбросить в сторону все второстепенные факторы, то следует признать стимулирующую функцию Ислама Каримова в частности, и Узбекистана в целом. Именно отсюда пришел первый и ясный сигнал о том, что интеграционные процессы в рамках СНГ застопорились: Узбекистан временно приостановил свое членство в ЕврАзЭС, и возникла угроза его членству в другой организации - ОДКБ. Приостановление членства и есть признание того, что разговоры вокруг интеграции без реальных на то шагов - не больше, чем разговоры. Это как раз о том, как партнеры по СНГ реагируют на непродуктивные идеи России. Это еще одно свидетельство того, как Россия в стремлении гармонизировать отношения сразу на двух фронтах (Западе и в ЦА), может нажить себе недоброжелателей сразу на обоих фронтах. Каримов дал понять Москве главное. России необходимо четко и понятно заявить свои приоритеты: или Запад с неясными в свете американских инициатив по ПРО и ползучей агрессией НАТО на Восток перспективами, или СНГ, с членами которого Россию связывает не только общая история. Формальное объединение трех стран с 1 января 2010 года и практическое создание Таможенного союза летом 2011 года и есть своего рода ответ узбекскому президенту. Мол, мы (Россия, Казахстан и Беларусь) перешли из плоскости теоретической в плоскость практическую. Исламу Каримову как раз и нужны такого рода ясные сигналы. На сегодняшний день перспективы вступления в Таможенный союз Узбекистана вообще непонятны. Участники союза настаивают на том, чтобы новые члены входили в союз, принимая условия стран-учредителей. На что Узбекистан никогда и ни при каких обстоятельствах не пойдет. Он захочет равноправного членства без каких бы то ни было условий. Но Таможенный союз - это как раз переговорная площадка, где такого рода технические проблемы могут быть устранены. В данной связи возникает вопрос: начнет ли Таможенный союз форсировать вступление в ВТО или будет ждать своего формирования в окончательном виде? Последнее подразумевает присоединение к союзу Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, при определенных стечениях обстоятельств, Туркменистана. Если процесс формирования затянется, вместе с ним затянется и процесс переговоров по ВТО. Подытоживая, следует признать, что Россия все же смогла дать новый стимул для СНГ, поэтому Содружество получило еще несколько лет нормального функционирования. С другой стороны, Таможенный союз должен, наконец, поставить заслон России принимать односторонние протекционистские меры против Беларуси и Казахстана. Думается, поэтому недавние ограничения по молочной продукции из Беларуси и мясу из Казахстана, введенные Россией, необходимо воспринимать как меры воздействия российского руководства по отношению к партнерам по Таможенному союзу. Но наибольший стимул для его создания внес Узбекистан, недвусмысленно пригрозивший партнерам окончательным выходом из ЕврАзЭС. Продолжение следует Фото с сайта http://2005.novayagazeta.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи