Опубликовано: 1300

Протестный потенциал: формы, методы, воплощение

Протестный потенциал: формы, методы, воплощение

В последнее время в Европе, странах бывшего соцлагеря, включая и страны СНГ, стали популярными разнообразные акции протеста.

Эти акции являются закономерным следствием нерешенных проблем, которые по объективным причинам трансформируются в социальные, социально-экономические и политические конфликты. Между тем, мало кто уделяет должное внимание изучению самой природы возникновения, динамике развития и возможным последствиям этих конфликтов, как для общества, так и для любого государства. Итак, подобные прецеденты на пространстве СНГ, свидетелями которых мы становились на протяжении последних 20 лет, в большинстве своем имеют следующие основания для возникновения: решение вопросов средств жизнеобеспечения (отопление в зимний период и т.д.); недостаточный уровень заработной платы (работники социальной сферы в т.ч. учителя, врачи и т.д.); повышение уровня жизни населения (пенсионеры, размер минимальной заработной платы); вопросы общественной и личной безопасности (террористические акты); ограничение в использовании профессионального потенциала (работники научных заведений и применение их опыта и знаний в других сферах жизнедеятельности общества); высокий уровень цен на различные блага, а также осуществление реального доступа к этим благам; решение вопросов по отдельным направлениям деятельности государственных органов (судьба автомобилей с правым рулем). Во многих странах бывшего СССР социально-экономические конфликты отождествлялись с переходом народного хозяйства на рыночные отношения и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными социальными группами, обнищанием широких слоев населения, структурной перестройкой экономики и связанной с ней скрытой или открытой массовой безработицей и т. д. В то же время одну из основных ролей в конфликте может сыграть комплекс факторов, обусловленный деятельностью государственных органов, а именно: перекосами в проведении реформ, ошибками налоговой политики, бюрократическими препонами во властных структурах. При этом нельзя упускать из виду тот факт, что социальные конфликты могут приобретать и политическую окраску. Это происходит в том случае, когда за решение назревших проблем берутся общественно-политические объединения или политические лидеры. Если мы будем рассматривать акции протеста, которые по многим параметрам являются активной формой конфликтного поведения, то увидим, что условно их (акции) можно разделить на следующие виды: требования к власти, оформленные в письменном виде различного рода петиций с большим количеством подписей населения; массовые шествия (демонстрации) по центральным улицам городов; блокирование доступа на предприятия, учреждения и организации или выхода из них; оккупация административных или жилых зданий; организация и участие в митингах; организация пикетов; перекрывание проезжей части главных дорог города, железнодорожных переездов, автомагистралей; забастовки, носящие как краткосрочный, так и более длительный характер; концерты, выставки, конкурсы, иные формы протестного действия; акции гражданского неповиновения; неконтролируемое нелегитимное шествие по улицам города с элементами антиобщественного поведения, как-то - поджоги и опрокидывание автомобилей, разгром коммерческих магазинов, религиозных организаций. По своей динамике проведения акции условно можно разделить на пассивные и активные. В пассивных акциях протестующие не создают помех общественному порядку. В этом отношении развешивание листовок, плакатов, раздача буклетов не мешают и не нарушают устоявшийся ритм общественной жизни того или иного населенного пункта. В странах Запада наблюдается применение следующих видов пассивных акций, а именно: отказ от посещений каких-либо организаций; бойкотирование в приобретении каких-либо товаров. Что касается стран СНГ, то здесь наблюдается некое разнообразие в выборах акций, которое можно свести к следующим видам: отказ освещать деятельность того или иного общественного деятеля (это может касаться как политической, так и творческой личности, как политиков, так и эстрадных исполнителей); одновременное массовое использование какой-либо услуги (в основном касается коммуникационных средств связи, так называемые "атаки хакеров"); массовое использование определенных цветов в одежде (это наиболее стало заметно на примере политических событий на Украине в 2004 году) и т. д. К пассивным формам массовых акций также можно отнести акции в форме культурно-массовых мероприятий, а именно: концерты (рок-концерты против наркотиков, алкоголя); фестивали (авторской песни, в помощь каким-то целевым группам - дети, ветераны, инвалиды); выставки (которые в большинстве своем носят цель донести до общественности существование той или иной проблемы), конкурсы (основная цель - актуализировать проблему и организовать ее обсуждение в более широком формате) и т.д. В активных акциях акцент как раз делается на затруднение, а зачастую и на нарушение общественного порядка. Наиболее распространенными активными формами массовых акций протеста являются манифестации, демонстрации, митинги. Их эффективность во многом определяется количеством участников. Основным отличием пассивных форм акций от активных является цель. Так, если пассивные акции протеста призваны продемонстрировать отношение той или иной социальной группы к какому-либо явлению или процессу общественной жизни, то активные формы проведения массовых акций протеста направлены на достижение определенных результатов, выполнение определенных требований. При этом массовые акции протеста можно подразделить по масштабам их применения, а именно: локальные; региональные; отраслевые; общенациональные. Если во время обретения суверенитетов многие республики лихорадило от массовых акций протеста, в основе которых находились экономические составляющие, то в начале XXI века на территории стран СНГ наблюдается постепенная трансформация социальных протестов в политические. В последнее время массовые акции стали проводиться двумя путями: легальным; нелегальным (незаконным). Но есть одно "но": если нелегальная акция в виде манифестации будет носить массовый характер, то правоохранительные органы и местные органы власти для обеспечения общественного порядка вынуждены будут не только не разгонять манифестантов, но и охранять шествие от возможных провокаций со стороны их оппонентов. Подобная практика получила широкое применение в странах ЕС. Однако для того, чтобы грамотно организовать массовую акцию с привлечением большого количества участников, а главное - достичь своей цели, - нужно провести ряд подготовительных мероприятий. Итак, первый шаг - образование организационного ядра, которое разработает сам план мероприятий, займется организацией материального обеспечения подготовки и проведения выбранной массовой акции протеста. Второй шаг, который должны сделать организаторы акции - это нахождение той социально значимой проблемы, которая не оставила бы равнодушной широкие слои населения. Третий шаг направлен на определение организаторами наиболее эффективного вида акции с учетом сложившейся общественно-политической ситуации. После определения вида акции оргядро должно определить место ее проведения или маршрут шествия (если это касается демонстрации). Далее юридически (если акция будет носить легальный характер) оформить проведение данного мероприятия. Четвертый шаг - это разработка оргядром комплекса мероприятий, в число которых будут включены следующие шаги: организация участия широких слоев населения; выработка требования, с которым будут выступать манифестанты; подбор ораторов, и соответственно - подготовка выступлений, которые должны быть доступными и понятными тем группам населения, которые планируется привлечь для той или иной акции. Пятый шаг - информационная кампания, которая будет сопровождать манифестантов с начала, в процессе и до конца проведения данной акции. В этом отношении СМИ играют роль своеобразного полупроводника между участниками акции и представителями органов власти. Шестой шаг - непосредственно само руководство проведением акции. Так как сплоченность манифестующих не только может предостеречь представителей государственных органов от применения силы, но и показать своим оппонентам из противоборствующего лагеря бессмысленность проведения провокаций. В республиках СНГ мероприятия подобного характера (грамотно подготовленные, которые не только привлекли к себе большое количество участников, СМИ, а самое главное - достигли своей цели) встречаются все реже и реже. А ведь результативность проведения подобного рода акций является наиболее эффективной формой достижения своей цели. Это не раз подтверждала история, как стран ЕС, так и СНГ. В то же время в Центральной Азии отмечаются гипертрофированные формы проведения массовых акций, которые своей неконтролируемостью не только не ведут к поставленной цели, но зачастую приводят к кардинально противоположному результату. Вполне вероятно, что к проведению подобного рода акций общество не готово, как не готовы и сами их организаторы и идейные вдохновители. Впрочем, для того, чтобы собрать на площади народ много сил не понадобится. Но вот убедить собравшихся в справедливости и необходимости мероприятия, объяснить его цели и задачи, повести за собой, чтобы поставленные ориентиры были достигнуты - этому искусству придется учиться не один год.

[X]