Опубликовано: 1564

Первое бюро доверия и компромата

Первое бюро доверия и компромата

Информация правит миром! Прописная истина. Однако не всякая информация может иметь влияние, а только целенаправленная, проверенная и самая необходимая.

Мало того, что она должна быть достоверной, при этом важную роль имеет и скорость ее передачи. Информация может быть очень ценной, если она доставлена вовремя. В некоторых случаях, если она запоздает - теряет эту ценность. В финансовой и банковской сферах информация, тоже конечно же, играет наиважнейшую роль, к примеру, о партнере, контрагенте и т.д. Ее поиск зачастую может быть сопряжен с различного рода трудностями, а, кроме того, отнять в ряде случаев массу времени. Одним из выходов из данной ситуации является создание чего-то наподобие банка данных. На Западе уже давно отработаны рыночные механизмы, созданы структуры, которые аккумулируют необходимую информацию. Традиционно их называют кредитными бюро. Теперь и в Казахстане организовано такое первое официальное кредитное бюро. И "родили" его как раз финансисты и банкиры. В создании первого кредитное бюро приняли активное участие семь крупнейших банков Казахстана: АО "Альянс Банк", АО "АТФ-Банк", АО "Банк ТуранАлем", АО "Банк ЦентрКредит", АО "Казкоммерцбанк", АО "Народный банк Казахстана", АО "Цеснабанк", а также финансовая группа "Астана-Финанс" и Ассоциация Финансистов Казахстана. Кроме того, в реализации проекта участвовала компания Creditinfo Group, которая является автором технического и методического решения. По мнению банкиров, создание и деятельность бюро должно дать дополнительный толчок развитию кредитования в Казахстане. По инициативе Национального Банка РК, а в последствии Агентства РК по надзору и контролю за финансовым рынком и финансовыми организациями, и при поддержке Проекта USAID по развитию финансового сектора, реализованном Корпорацией Прагма, в 2004 году был подготовлен "Закон РК о кредитных бюро и формировании кредитных историй", регламентирующий деятельность этой организации. Закон был подписан Президентом РК Назарбаевым Н.А. 6 июля 2004 года. В соответствии с Законом, основной задачей "Первого кредитного бюро" является формирование кредитных историй заемщиков и предоставление высокопрофессиональных отчетов кредиторам. Бюро будет хранить все данные о прошлых и текущих кредитных транзакциях определенной компании или лица, показывая, каким образом как субъект кредитного отчета погашал свои обязательства перед соответствующим кредитором, включая информацию, относящуюся к кредитоспособности и возможности заявителя погасить вновь открытый кредит. Доступ к единой базе данных открыт для всех банков и финансовых организаций, подписавших соответствующий договор и предоставивших свои данные для обмена. Только эти банки, компании и организации могут, с согласия самого субъекта, производить обмен информацией о платёжеспособности, надёжности и платёжной дисциплине клиентов. Регулярно, клиенты ТОО "Первое кредитное бюро" будут обновлять информацию, а кредитный отчёт на основании этой информации о потенциальных заемщиках, которые подали заявку на получение кредита, пользователи будут получать в течение нескольких секунд. Г-н Досмукаметов, заместитель председателя правления АФН, считает, что в ближайшее время к единой базе данных присоединятся все банки второго уровня Казахстана. "Законодательно закреплено, что все организации, предоставляющие кредиты или осуществляющие продажу товаров и услуг с отсрочкой платежей, должны предоставлять соответствующую информацию в кредитное бюро. Обмен информацией между кредиторами способствует эффективному распределению ограниченных финансовых ресурсов и снижает предполагаемые риски при кредитовании компаний и потребителей и вносит значительный вклад в расширение кредитного рынка Республики Казахстан". На презентацию "Первого кредитного бюро" пригласили и американского посла. Г-н Ордвэй, в частности, сказал следующее: "Кредитные бюро способствуют решению проблемы отсутствия адекватной информации на рынке, тем самым, помогают кредиторам и платежеспособным заемщикам "найти друг друга". Наличие и доступ финансового института к хорошей кредитной информации (включающей в себя как негативную, так и позитивную информацию о будущем заемщике) облегчают получение предпринимателем кредита, так как кредитные институты при наличии информации способны более точно оценить платежеспособность потенциального заемщика и риски. Невозможность получения кредитором такой информации "наказывает" потенциальных заемщиков, включая тех, кто платежеспособен и кто, получив кредит, мог бы принести кредитору хорошую прибыль. Поэтому правительство США поддержало развитие "Первого кредитного бюро" с тем, чтобы расширить доступную кредитную информацию, которая поможет увеличить объемы кредитования субъектов малого бизнеса и увеличит потребительское кредитование, что, в свою очередь, будет способствовать экономическому росту Казахстана". Как заявил председатель совета Ассоциации финансистов РК, г-н Аханов: "Первое кредитное бюро" является важным инфраструктурным институтом финансовой системы Казахстана, от деятельности которого обе стороны: как заемщики, так и кредиторы, получают значительные выгоды как это уже происходит во многих развитых странах мира, где уже созданы подобные организации". Кроме того, аналитики считают, что деятельность кредитного бюро положительно повлияет на весь процесс развития экономики Казахстана. "Мировой опыт показывает, что создание кредитного бюро является двигателем экономического роста. Эффект от деятельности этой организации приводит к росту ВВП на один - два процента", - отметил руководитель компании Creditinfo Group г-н Рейнира Гретарссон. Компания Creditinfo Group находится в Исландии, но организует работу кредитных регистров в семи странах. Отцы-основатели ПКБ особо отмечают, что деятельность подобного рода бюро принесет экономическую выгоду, которая должна будет привести, как минимум, к сокращению процентной ставки по кредитованию. На презентации ПКБ присутствовал также и глава Нацбанка Анвар Сайденов. Он в частности заявил, что деятельность бюро может привести к сокращению банковской процентной ставки за счет сокращения, оптимизации накладных расходов при поиске информации о клиенте. Однако позднее г-н Сайденов, к сожалению, почему-то отказался от своих слов, когда ему задали вопрос о том, насколько такая ставка может сократиться. На это он ответил, что не говорил о снижении банковской ставки. Во-вторых, на этот вопрос ответить очень сложно в силу чрезвычайной трудности расчетов. А, в-третьих, это уже является волей самих банков второго уровня. Нацбанк, конечно же, не может диктовать им свою волю по данному вопросу. Генеральный директор ТОО "Первое кредитное бюро" г-н Ахмедов поделился дальнейшими планами развития. "Согласно ранее утвержденному плану, проект разделен на 3 этапа развития. На всех этапах развития "Первое кредитное бюро" будет уделять самое пристальное внимание вопросам подключения к единой базе данных новых пользователей, таких как лизинговые компании, поставщиков телефонной связи, торговые сети и др. На втором этапе планируется подключить к сотрудничеству страховые компании и расширить ряд функций, которые помогут пользователям работать с информацией из базы данных, а также повысят качество этой информации. Эти шаги позволят улучшить предсказуемость и снизить риски в процессе предоставления кредитных услуг всеми участниками системы обмена информацией. На 3-м этапе планируется введение скоринга кредитного бюро или оценки заемщика". По словам консультанта Корпорации Прагма, работавшего на Проекте USAID по развитию финансового сектора, г-на Хавьер Пиедра, "Казахстан заслуживает похвалы за создание кредитного бюро, которое соответствует лучшей международной практике. "Первое кредитное бюро" является 100%-но частным предприятием; все потенциальные участники поставляют информацию в единую базу данных, таким образом, избегая фрагментации данных (данный факт является беспрецедентным в странах
Загрузка...

[X]