Опубликовано: 3400

Пенсионные фонды: свершилась "бархатная революция"

Пенсионные фонды: свершилась "бархатная революция"

Недавно в пенсионное законодательство были внесены изменения и дополнения, которые значительно обновили имеющуюся законодательную базу.

И хотя многие из поправок были инициированы самими накопительными пенсионными фондами, не все из них они смогли оценить сразу, потому что одно дело - в теории, другое - на практике. Теперь же специалисты склонны говорить о том, что произошла "бархатная революция", с ее достоинствами и недостатками. Председатель Национального банка РК Григорий Марченко, один из "отцов" пенсионной реформы, заявляет о том, что "результаты пятилетнего функционирования накопительной пенсионной системы в Республике Казахстан показывают успешность ее реализации". Как один из аргументов, подтверждающих столь оптимистичный вывод - это общий объем пенсионных активов, который уже превысил 280 миллиардов тенге (7,4% от ВВП). Кроме того, главе Нацбанка, похоже, придает оптимизма тот факт, что "все пенсионные накопления находятся в хорошо диверсифицированном инвестиционном портфеле, состоящем из наиболее ликвидных и надежных финансовых инструментов". Он отмечает, что ряд изменений в пенсионное законодательство, которые были приняты в конце 2002 года, "позволят государству решить многие текущие организационные вопросы накопительной пенсионной системы и придать процессу ее развития более устойчивую динамику". Итак, главная цель изменения пенсионного законодательства - повышение ее эффективности. За пять лет, что проводится реформа в самой деликатной сфере, назрели вопросы, которые нужно решать. Как отмечают специалисты НПФ, многие из тех задач, что ставились на первоначальном этапе, оказались решены за столь относительно короткий промежуток времени. В частности, несколько активизировался фондовый рынок, пенсионные деньги потекли, пусть пока и небольшой рекой, в реальный сектор экономики. По данным Национального банка, в настоящее время около 30 процентов, а это около 80 миллиардов тенге совокупного портфеля накопительных пенсионных фондов, размещено в негосударственные ценные бумаги отечественных эмитентов. А, значит, крупные казахстанские компании, которые выпускают свои ценные бумаги, динамично развиваются, создают новые рабочие места, отчисляют все больше налогов в государственную казну. В конце концов это позволит стране меньше зависеть от иностранных инвестиций и заимствований, поскольку появляется солидный "развивающий фактор" - пенсионные активы. По сути, это как раз самое то, что мы хотели позаимствовать у Чили, когда перенимали положительный опыт реформирования пенсионной солидарной системы. В самом деле, по словам менеджера по связям с общественностью Накопительного Пенсионного фонда Народного банка Гульзады Мурзахметовой, "пенсионные активы за последние три года неоднократно являлись источником заимствований для государства. Таким образом, из разряда развиваемых система перешла в другое состояние - развивающей, то есть стимулирующей энергичное развитие сопряженных с ней областей - фондового рынка, реальной экономики, банковского и страхового сектора". По мнению многих экспертов, совершенствование законодательной базы прольется бальзамом на пенсионный рынок, который будет еще более энергично развиваться. Кроме того, будет ужесточена финансовая дисциплина в промышленно-производственной сфере, что очень важно на современном этапе. Если говорить об интересах "потребителя", то есть будущего пенсионера, то надо отметить, что некоторые подвижки на этом поприще есть. В частности, теперь предусматривается пенсионный аннуитет, который позволит будущим пенсионерам выбирать, кто будет ему выплачивать пенсию: страховая компания и пенсионный фонд. Первая хороша тем, что будет выплачивать пенсию пожизненно, пусть это будет сравнительно небольшая сумма. Второй же будет "содержать" мужчин в течение 11 лет после выхода на пенсию, а женщин - 19 лет. Здесь, конечно, присутствует доля прагматизма, поскольку учитывается средняя продолжительность жизни. Кроме того, в новом варианте закона "О пенсионном обеспечении в РК" предоставляется возможность выхода на пенсию в 55 лет. Люди советской закалки, что скрывать, были напуганы увеличением возрастного ценза и это первые послабления, которые им дает новая редакция закона. Правда, для того, чтобы выйти на пенсию в столь "молодом" возрасте, нужно заключить договор со страховой компанией и накопить достаточно взносов, чтобы пенсия была не ниже минимальной. Такое же право распространяется на инвалидов I и II групп, если инвалидность установлена бессрочно. Впрочем, если кого-то не устраивает аннуитет, то они могут преспокойно ждать достижения пенсионного возраста. Тем более, что досрочно изъять свои накопления, даже в связи с выездом на постоянное место жительства за рубеж, становится проблематичным. Прежде нужно отказаться от гражданства Республики Казахстан или получить новое гражданство. Ужесточение статьи 23 продиктовано жизнью. За те годы, что проводится пенсионная реформа, в связи с выездом было снято с пенсионных счетов более 8 миллиардов тенге. Причем, далеко не всегда граждане на самом деле выезжали за рубеж - они просто забирали свои деньги по фиктивным документам. Если раньше государство гарантировало сохранность обязательных взносов только в Государственном накопительном пенсионном фонде, о чем не догадывался почти никто из вкладчиков, то теперь подобные гарантии распространяются и на негосударственные НПФ. В случае, если фонд "лопнет", что эксперты оценивают как перспективу из области фантастики, то государство вернет фактически внесенные взносы с учетом уровня инфляции. Это изменение в законе можно расценивать как демонстрацию уверенности со стороны государства в том, что реформа действительно состоялась. Кроме того, новые изменения в законодательстве открывают новые возможности для людей, чьи профессии в свое время относились к тяжелым и давали право на досрочный выход на пенсию. Правительство должно в самом ближайшем будущем определить перечень профессий, чтобы обеспечить интересы работников - за них работодатели будут перечислять добровольные профессиональные взносы. Перечисленные новшества - далеко не все. В законе закреплена ответственность работодателей за несвоевременное перечисление пенсионных фондов, исчезла функция "по умолчанию", когда деньги всех, кто не определился с выбором фонда, перечислялись в ГНПФ. Кроме того, на судебную защиту интересов вкладчиков будут вставать НПФ, которые ранее занимали отстраненную позицию. Однако утверждать, что поправками все проблемы решены - погрешить против истины. В накопительной пенсионной системе по-прежнему есть ряд проблем, которые требуют решения. Их сформулировал тот же Григорий Марченко. Во-первых, необходимо появление на рынке новых ликвидных финансовых инструментов. Работа в этом направлении проводится: создаются благоприятные условия для появления на рынке новых высоколиквидных финансовых инструментов, расширяются возможности накопительных пенсионных фондов по инвестированию пенсионных активов. Во-вторых, нужно вовлекать в систему новых вкладчиков. В настоящее время участниками накопительной пенсионной системы, как известно, являются лишь около 70 процентов экономически активного населения. В-третьих, нужно провести приватизацию ГНПФ, доля которого на пенсионном рынке упала ниже "критических" 28 процентов.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи