Опубликовано: 1600

Общественно-активные школы - что-то новенькое?

Вечный школьный треугольник: "родители - учителя - дети" в 21 веке трансформировался в "семью - школу - социум". Учителя, родители и общественность нынче пытаются создать новое эффективное воспитательное пространство и образование, ориентированное на общество.

В чем идея ОАШ? Если в двух словах то в том, что государство не может содержать школу, не могут этого делать и родители, как, например, за границей. Наша экономика пока не позволяет этого делать. Поэтому, в переходный период "к всеобщему богатству" должна была появиться новая форма поддержания школы. И она родилась - в виде ОАШ. Россияне, одни из первых вышедшие на "активные школы", объясняли причины появления нового направления так. Перед школой стоит сразу несколько проблем. Во-первых, она почти полностью снята с бюджетного довольствования и находится в состоянии вечного поиска средств на ремонт, на школьное оборудование, на учебники и т.д. От государства школа получает только директивы, требования для отчетов и школьных программ. Во-вторых, школе часто приходиться бороться за учеников, родители которых совершенно не озабочены образованием своих детей. В третьих, перед школой остро стоит вопрос о качестве предлагаемого образования и его соответствия современным требованиям. Понимая, что одна она не в состоянии справиться со всеми этими задачами, школа начала привлекать к сотрудничеству родителей и общество. Но не все общество в целом, а непосредственно ту среду, в которой она находится: свой микрорайон, свои КСК, близлежащие предприятия и так далее. В процесс включены подходящие институты и организации, НПО и просто инициативные люди, но за школой остается лидирующая и координационная роль. Два года назад в Омске прошла большая конференция "Образовательная политика в странах переходного периода", на которой речь шла о переосмыслении школой своих образовательных задач и как следствие - создании общественно-активных школ. В России таковые возникли еще в 1997-98 годах. Официальная точка зрения государственных чиновников вполне одобряет появление ОАШ. В России принято считать, что ОАШ спасет учебные заведения от разрухи, а страну избавит от неучей. Господин Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации в своем выступлении на конференции говорил, что нынешний период с точки зрения общественно-ориентированного образования, непростой. За 90-ые годы финансирование образования в стране сократилось в 8 раз. Но вместе с тем, в России существуют достаточно серьезные законодательные основы для общественно-ориентированного образования. Закон РФ "Об образовании" легитимизировал попечительские советы и дал школам значительную степень самоуправления в образовании. Через семь лет после закона появился Указ Президента о попечительских советах и правительственное положение о них. То есть в обществе начались закладываться основы идеи образования как средства социостроительства. А как обстоят дела у нас в Казахстане? В Уральске, Сарани (Карагандинская область), Кзыл-Орде, Лисаковске, Текели появились общественно-активные школы. Каждая из них выбрала свой "пунктик" в работе - здоровье, культуру, гармоничное развитие и так далее. Однако способ решения этого пунктика стал единственно возможным через привлечение сил родителей и средств общественности. Так в сш№ 19 города Уральска проект "Школа - как центр местного сообщества" начал действовать в прошлом году. Сразу же был создан координационных совет из числа педагогов, попечительского совета, из родительской общественности микрорайона. Люди поставили перед собой цель - привлечь внимание общества к школьным проблемам, к детям, пенсионерам и малоимущим. Как стали привлекать внимание? Никто не голодал, на демонстрацию не выходил и листовки не выпускал. Начали работу с того, что в течение трех месяцев провели учет и систематизацию социума микрорайона, составили карту социальных нужд населения. Создали общественный фонд "Кулагер" и стали работать! Для учеников созданы образовательные курсы, для пенсионеров проводятся благотворительные акции, для жителей микрорайона - спортивные праздники, в школе родители ведут мини-кружки. В городе Кзылорде на базе сш№ 8 создан фонд "Болашай", который тоже провозгласил своей миссией - создание общественно-активной школы. Здесь родители общими усилиями построили двухэтажную пристройку к школе, огромный спортзал, провели капитальный ремонт, обновили школьную мебель, компьютеризировали школу. В настоящее время родители, местные власти и откликнувшиеся организации обустраивают спортплощадку, благоустраивают территорию школы. Школа в знак благодарности за оказанную поддержку, предоставляет свои площади под мероприятия для детей и взрослых, проживающих в этом районе. Также предоставляет в пользование свое оборудование. В программе школы и фонда - повышение значимости инвалидов и пенсионеров. К сожалению, все эти блага приходят в наши школы вопреки законодательству. Родительские деньги, собираемые в школах, до сих пор являются предметом жесточайшей дискуссии, как в местных департаментах образования, так и в Министерстве. Между тем, большинство родителей уже созрели до понимания собственной роли в жизни школы. Они готовы стать теми самыми заинтересованными спонсорами, которые помогут школе пережить переходный период. Без дополнительных финансовых затрат школа может смело использовать родительские средства как стартовый капитал на свои нужды, лишь бы в эти деньги не запускали руку чиновники от образования. Для этого школа должна добиться разрешения на самоуправление родительскими деньгами. В последней рекомендации господина Карарева, возглавляющего департамент среднего образования Министерства образования и науки РК говорится о том, чтобы из состава общественных фондов были выведены школьные работники (заинтересованные лица), а фонды в свою очередь обеспечили прозрачность своей деятельности. Тогда в фондах будет порядок. ОАШ считает, что порядок будет тогда, когда школа и родители станут выступать в обществе на равных с теми, кто уполномочен забрать у школы средства. Попечительские советы должны быть вправе отказать или согласиться на подобную просьбу. Сейчас же процесс помощи школе сильно искорежен за счет бесправия фондов. Впрочем, там где школы ставят перед собой целью научить родителей разбираться в своих правах и обязанностях, дела меняются к лучшему. Негосударственное учреждение "Первомайский УПК" существует благодаря сотрудничеству родителей, общества и УПК. УПК готовит учащихся к будущим профессиям. Параллельно организация учит родителей и учащихся лоббировать и решать свои интересы с совместно с местным сообществом. Оказывается, если постараться, можно дать неработающей молодежи профессии за счет бесплатного сотрудничества с местными предприятиями и частными предпринимателями, поддержки благотворительных организаций. Местное УПК умудрилось даже подготовить целую плеяду молодых фермеров, и благодаря им в прилегающих деревнях начал развиваться малый семейный бизнес. На сегодня УПК может поделиться опытом: как можно обучать и воспитывать молодежь и учащихся, используя минимальные средства, экономя государственные деньги и средства домашнего бюджета. В перспективе казахстанские ОАШ хотят помогать не только школе, но и обществу. Заброшенные дворы ждут не дождутся благоустройства, обшарпанные памятники в городах - реставрации, заросшие парки - очищения. Российские "активные школы" уже начали расширять свою активность. Более того, в некоторых школах для особо активных родителей учреждены специальные награды. В Новосибирске, в гимназии № 6 учреждена специальная награда для особо родителей, за работу и помощь школе в течение учебного года. Это - почетный знак "Золотой Горностай". Он вручается в номинациях: меценатство, развитие и сотрудничество. Знак изготавливается из золота, массой 0,82 грамма и предоставлен гимназии на благотворительной основе. Итак, общество вынуждено признать, что на сегодня в каждом микроучастке кроме школы - не осталось других очагов культуры. Библиотеки, клубы, спортлощадки - все эти инфраструктуры оказались разрушенными с распадом СССР. Поэтому именно школы должны обрести самоуправление и реальную силу! Им предстоит стать общественно значимыми не только для учеников, но и для общества в целом. Другого выхода спасти страну от деградации нет. (Кстати, это полностью признают не только Россия и Казахстан, но Армения - взявшая курс на АШО, и Венгрия, уже давно специализирующаяся на активных школах, и Америка).

[X]