Опубликовано: 2000

Нужна ли международная помощь Афганистану?

Нужна ли международная помощь Афганистану?

Международное сообщество в лице стран Запада и США на большинстве встреч и мероприятий, которые так или иначе затрагивают ситуацию в Средней Азии, постоянно упоминают о своих успехах.

Тех, которых достигла коалиция объединенных сил в установлении конституционного строя и начала процесса построения демократического общества в Афганистане - стране, которая во всем мире до недавнего времени ассоциировалась с основной базой подготовки террористов и лидирующим центром мировой наркоторговли. Так ли это и насколько утверждения стран международного сообщества соответствуют существующей в Афганистане действительности? Итак, в настоящее время Афганистан даже при наличии на его территории военизированных соединений из стран Запада и США является наиболее уязвимой страной в контексте региональной безопасности. При этом политические процессы, происходящие в данном государстве, прямо или косвенно влияют на стабильность в Центральной Азии. Этому способствует не только общая граница Афганистана с некоторыми центральноазиатскими республиками, но и этнический состав населения Афганистана. Так, наиболее крупные национальности представлены пуштунами - 38% всего населения страны, таджиками - 25%, узбеками - 6%, хазарейцами - 19%. Ситуация и внутриполитический климат в самом Афганистане напрямую зависят от международного сообщества, от того, какие шаги будут предпринимать коалиции государств и международные организации. Но как свидетельствуют факты, страны Запада и США не стремятся помогать Афганистану на деле, вынося на различных международных мероприятиях резолюции в отношении Афганистана сугубо декларативного характера. И принятые конкретные шаги в отношении улучшения социально-политической ситуации и улучшения экономического климата Афганистана не пошли далее громких высказываний политических лидеров ведущих стран мира. Так, обещанная финансовая помощь Афганистану была в 7-8 раз меньше, чем это декларировалось международным сообществом, она составила 4,2 млрд. долларов. А для подъема экономики Афганистана требуется порядка 27 млрд. долларов США - что значительно больше, чем могут предложить страны-доноры. В прошлом году Афганистану было обещано в качестве международной помощи 9 млрд. долларов США и со стороны США - 1,2 млрд. долл. Но обещания разошлись с существующей реальностью. Стоит отметить, что и в 2004 году наблюдалась аналогичная картина, когда международные инвестиции составили только порядка 1 млрд. долларов, из которых 470 млн. пришлись на долю… Турции. И хотя международное сообщество не раз утверждало об окончании деятельности "Талибана" и других террористических организаций и движений - факты говорят совсем иное. И как следствие этого партизанская деятельность различных полевых командиров и представителей движения "Талибан и "Аль Кайеды" на сегодня является существенным дестабилизирующим фактором, влияющим на развитие Афганистана. Небезынтересно отметить и деятельность так называемого "Третьего сектора" в Афганистане. Так, в результате проведенных конференций в Бонне и Пекине мировое сообщество обещало Афганистану помощь в размере 12,5 млрд. долларов США. В результате чего 80% данной помощи должно было поступить через НПО данных стран и войти в экономику Афганистана. Всего в Афганистан от этой суммы поступило около 20%. Этот факт, также как и факт финансирования НПО Афганистана, а не самого правительства, послужил причиной медленного развития афганской экономики и торможению процесса социально-политической стабилизации общества. При этом нужно отметить, что есть многочисленные факты, когда большинство НПО тратили финансовые средства не по назначению. До недавнего времени в Афганистане работало 2300 НПО. 1600 НПО недавно было закрыто по причине того, что 80% полученных средств от грантов местные НПО использовали не по назначению. В результате в Афганистане не было реализовано ни одной социальной программы в отношении решения проблем местного населения, не было построено ни одного завода, который мог принести прибыль экономике Афганистана. Провинции не смогли на эти деньги даже организовать снабжение земель водой в ирригационный период. В данном случае нужно отметить роль международных организаций, которые проявляют бурную деятельность на территории Афганистана. В результате чего официальные власти неоднократно заявляли о свом несогласии с проводимой экономической политикой неправительственных международных организаций, работающих на территории страны. Это стало заметно перед началом Международной конференции, проходившей в конце января в Лондоне, когда Кабул поставил перед странами-донорами вопрос о пересмотре схемы выделения финансовой помощи, направляемой на восстановление Афганистана. Появление подобной реакции со стороны Афганистана объясняется просто - международные организации, отвечающие за восстановление страны, порядка 80% своего бюджета тратят на зарплату, аренду, транспорт, обеспечение безопасности и гонорары иностранным специалистам. В то же время за выделяемые международным сообществом финансы можно собственными (афганскими) силами построить в несколько раз больше объектов, чем это делают многие международные организации. Ашраф Гани Ахмадзай, ректор Кабульского университета приводит один из примеров рационального использования международной финансовой помощи иностранными организациями. Так USAID потратила на строительство дороги Кабул-Кандагар 190 млн. долл. США, в то время как афганские власти могли построить эту дорогу за 35 млн. долларов. Другим примером может послужить строительство в Афганистане средней школы, когда афганские власти могли построить ее за 40 тыс. долларов , но международное сообщество, привлекая международные неправительственные организации, выделяет на строительство только одной школы сумму в шесть раз больше требующейся, то есть порядка 250 тыс. долларов. И при этом большая часть от этой суммы уходит на зарплату, проживание, питание, охрану иностранных специалистов. Таким образом международное сообщество планирует построить в Афганистане еще около 500 школ… Но, несмотря на 30 летнюю войну, Афганистан за четыре года смог восстановить 50% государственного бюджета за счет своих доходов. Конечно, многие могут задаться вопросом - откуда у сельскохозяйственной страны изыскались средства на подобный рывок в экономике, но думаю, что ответ на этот вопрос лежит на поверхности, стоит только проехаться по пригородным зонам Мазари-Шарифа, Шибиргана или Файзабада и посмотреть, что выращивают дехкане. Становится очевидным, что обещанная Афганистану помощь международного сообщества преследует в основе своей не помощь как таковую, а помощь, в основе которой лежит поддержка своих структур в виде международных организаций и финансирование своих служащих и специалистов, работу которых с не меньшим успехом могли бы выполнить и свои, местные профессиональные кадры. Таким образом появляется резонный вопрос - а нужна ли подобная помощь Афганистану и вообще кому она предназначена? Фото с сайта http://middleeast.org.ua

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи