Опубликовано: 1200

Новый саммит - старые проблемы

Новый саммит - старые проблемы

В Астане 2 сентября проходил неформальный саммит глав государств Центральной Азии, который вопреки устоявшейся традиции (обычно главы республик встречались в конце года) прошел ранней осенью.

На саммите участвовали президенты Кыргызстана - Курманбек Бакиев, Таджикистана - Эмомали Рахмонов и Узбекистана - Ислам Каримов. Одним из главных вопросов саммита, как сообщали многочисленные СМИ, стало обсуждение ключевых региональных проблем, экологии, транспорта и информационной коммуникации. Так, был выработан комплекс совместных мер по укреплению многостороннего сотрудничества в Центральной Азии, а также созданию международного водноэнергетического консорциума как механизма решения проблем рационального использования гидроэнергетических ресурсов Центральноазиатского региона. Вместе с тем данный саммит не является сколь-либо значимым событием для всех республик Центральной Азии. По этому поводу можно вспомнить череду предыдущих саммитов, на которых встречались первые лица стран Центральной Азии. Итак, сделаем остановку на 2001 году, когда 27-28 декабря в Ташкенте прошла подобная встреча глав Центральноазиатских государств. На ней стороны обсуждали вопросы обеспечения региональной стабильности и ситуацию в Афганистане. Также был рассмотрен большой блок вопросов, касающихся перспектив экономического сотрудничества, в том числе взаимной интеграции экономик. Главными темами ташкентской встречи стали региональная безопасность, ситуация в Афганистане и экономическое сотрудничество. При этом главы государств признали важность проведения согласованной тарифной политики на всех видах транспортных перевозок. В 2002 году, 27 декабря проходила очередная встреча президентов Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. На саммите главы государств говорили о важности принятия совместных мер в борьбе с наркобизнесом, трансграничной преступностью и нелегальной миграцией. Одной из наиболее обсуждаемых тем стал вопрос о создании устойчивой системы национальной и региональной безопасности. Вместе с тем главы государств в очередной раз подчеркнули, что, несмотря на достигнутые ранее договоренности, все еще не началась работа над созданием водно-энергетического консорциума. Напомним, шел 2002 год. Что же касается прошедшего 2 сентября 2006 года неформального саммита глав Центральноазиатских республик, то и здесь можно было заранее предугадать общие темы для обсуждения на высшем уровне. В этом случае вопросы развития многостороннего сотрудничества и ситуация в регионе не вызвали заметного оживления. Становится очевидным, что наиболее обсуждаемыми моментами на саммитах являются: региональная безопасность; противодействие международному терроризму; борьба с наркотрафиком; региональное сотрудничество; водная тематика. Не будем спорить: вышеупомянутые темы являются постоянно актуальными, но возникает вопрос - почему дискуссии не переходят в практическое русло? Так, симптоматично прозвучало высказывание президента Узбекистана: "Я не помню, когда мы, два государства, проводили совместные учения. Я хочу воспользоваться этой возможностью, чтобы сказать: а почему бы нам не запланировать на какую-то ближайшую перспективу проведение хотя бы штабных масштабных учений". Вместе с тем стоит отметить, что уже несколько лет на встречах президентов республик Центральной Азии постоянно обсуждается вопрос о сотрудничестве в данном направлении. Кроме этого, вопросы водно-энергетического комплекса региона и восстановления Аральского моря также претендуют на место постоянно обсуждаемых тем на встречах президентов республик региона. Многие понимают, какие последствия могут ожидать регион в связи с нерешенностью водной проблемы, которая для Центральной Азии является универсальным источником возникновения конфликтов как локального, так и межгосударственного характера. Но и на прошедшем, сентябрьском саммите удалось договориться лишь о создании экспертной группы для "выработки приемлемой для всех стран формы использования водных ресурсов". При этом неизвестной остается судьба забытого водно-энергетического комплекса Центральноазиатского региона, существовавшего в годы СССР как единый механизм, позволяющий республикам рационально, а главное - бесконфликтно использовать водные ресурсы, которые в ирригационный период времени являются предметом пристального внимания всех без исключения стран региона. А пока снова вспоминается Ташкентское заявление глав государств Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 28 декабря 2001 г. В данном документе есть п. № 3, где указано, что "…главы государств убеждены в том, что скоординированные и согласованные действия в области рационального и взаимовыгодного использования водных объектов, водно-энергетических ресурсов и водохозяйственных сооружений в Центральной Азии на основе общепризнанных принципов и норм международного права послужат основой для эффективного использования имеющегося сельскохозяйственного и энергетического потенциала государств во благо народов региона. Главы государств поручили своим правительствам ускорить работу по совершенствованию механизма межгосударственного использования трансграничных водных ресурсов".

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи