Опубликовано: 3400

Нефтяная политика Японии: вчера и сегодня

Нефтяная политика Японии: вчера и сегодня

На протяжении десятков лет многие страны мира изучают опыт экономического чуда Японии, которая, потерпев поражение во второй мировой войне, нашла в себе силы провести реорганизацию национальной экономической системы и выйти на ведущие позиции в мире.

Начало "экономического роста" Японии было положено в 60-х гг., когда Япония поставила целью удвоение национального дохода, а успех Олимпийских игр в Токио в 1964 году вызвал в Японии настоящий экономический бум. В тот период Япония, получив кредит Мирового банка, начала строительство скоростной железной дороги "Синкансэн" и сети скоростных автодорог. С 1960 по 1970 год экономический рост в Японии составлял в среднем более 10 процентов в год. Конечно, Япония не была застрахована от различного рода кризисов и катаклизмов. Это видно на примере нефтяного кризиса в конце 1973 года, когда из-за резкого скачка цен на нефть в 1974 году в японской экономике был впервые после войны зарегистрирован отрицательный рост - минус ноль целых две десятых процента. Однако благодаря жесткой политике экономии энергии и японским технологиям, а также реформе экономической структуры, японская экономика вышла из нефтяного кризиса. Вот один пример: мировые рынки оказались завоеваны экономичными малолитражными автомобилями, которые стали фундаментом современной мощной автомобильной промышленности Японии. После первого нефтяного кризиса в течение 10 лет японская экономика росла в среднем на 3,7 десятых процента в год. Знаменательной датой в истории Японии можно назвать 1985 год, когда было принято известное соглашение в отеле "Плаза", с которого началось резкое повышение стоимости иены. Из-за этого резко выросли себестоимость внутреннего производства и, соответственно, цены на экспортируемую Японией продукцию. Японские компании ответили тем, что стали переносить свою производственную базу в страны Азии, направив туда крупномасштабные инвестиции. Сложилась ситуация, когда трудоемкие производства оказались выведенными за рубежи Японии, а в ней самой остались главным образом высокотехнологичные производства. Таким образом, получилось, что своими инвестициями и передачей технологии странам Азии Япония внесла большой вклад в повышение уровня технической оснащенности этих стран и в осуществление их быстрой индустриализации. В 1950 году доля Японии в мировом ВНП не превышала одного процента, а на долю США приходилось 50 процентов. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43 процента мирового ВНП, причем Япония обеспечивает из них 17 процентов и США - 26 процентов. Золотовалютный запас Японии превышает 200 млрд. долларов и уже более четырех лет является самым большим в мире. В собственности японских граждан находятся финансовые средства на сумму около десяти триллионов долларов. Ежегодно Япония направляет на официальную правительственную помощь развитию других стран, ОПР, свыше одиннадцати миллиардов долларов и вот уже несколько лет является крупнейшим мировым донором в деле помощи другим странам, который вносит большой вклад в экономику развивающихся стран. Кроме того, Япония способствует и обеспечению стабильности всей мировой экономики, поскольку ее взносы в Мировой банк и в Международный валютный фонд одни из самых крупных. Нужно отметить, что производство и рыночное распределение электроэнергии являются одним из важных секторов японской экономики, который интенсивно использует топливные углеводороды. Так за 20 лет общая генерирующая мощность возросла в три раза (с 379 биллионов Кв/ч в 1973 году до 924 биллионов Кв/ч в 2001 году), из них больше всего увеличились доли сжиженного газа и атомной энергии за счет снижения вдвое объема потребляемой нефти. На современном этапе большая часть электричества производится за счет альтернативного источника энергии. Общая зависимость экономики Японии от нефти сократилась с 77% в 1973 г. до 49% в 2001. Хотя это и впечатляющее снижение, нефть все равно остается основным источником энергии. В настоящее время зависимость Японии от импорта нефти остается одной из самых высоких среди индустриально развитых стран, уступает она лишь Италии. Токио понимает, что единственной возможностью снизить эту зависимость является дальнейшее развитие атомной энергетики, которое уже привело к значительному снижению потребления нефти в стране. Доля атомной энергии составляет 35% в производстве электроэнергии, но потенциально может быть увеличена. Единственная область, где невозможно исключить использование нефти - это транспорт. Его доля в потреблении природного горючего составляет 24%. Япония находится на втором после США месте по объему стратегических запасов нефти. На данный момент они составляют 311 млрд. баррелей или объем импорта за 92 дня. Существуют также коммерческие запасы нефти эквивалентные объему потребления за 79 дней. Вместе эти ресурсы соответствуют требованиям Международного энергетического Агентства о содержании запасов нефти на случай экстренной нестабильности на международных рынках энергоносителей. Что полностью оправдало себя, когда в связи с перебоями в поставках нефти и неопределенной политической ситуацией в 2003 г. цены на бензин в Японии оказались в среднем на 15-20% выше, чем в предыдущем году и составили около 110 иен за литр. Постоянное усиление японской иены по отношению к доллару США на международном валютном рынке в какой-то степени сгладило ситуацию и снизило стоимость импорта горючего, хотя и не смогло полностью компенсировать общий рост цен. Существовали также внутренние причины, которые усугубили опасения правительства Японии по поводу возникновения возможных сбоев в поставках горючего. В период наибольшей ценовой нестабильности в первом квартале 2003 г. были закрыты несколько атомных станций, производивших электроэнергию для столичной префектуры Токио. Приостановление их деятельности было связано с несоответствием отчетов по итогам обязательной ежегодной проверки требованиям безопасности. Эти события спровоцировали повышенный спрос на углеводородное сырье для производства тепловой энергии и электричества, который в самые критические моменты превышал среднестатистические показатели на 300 000 баррелей в день. Несмотря на то, что некоторые реакторы уже пущены вновь, до сих пор существует угроза возникновения веерных отключений электроэнергии в столичной префектуре. Ожидается, что дополнительный спрос на топливные углеводороды сохранится в течение всего 2004 г. В 2003 г. существовал еще один фактор, действовавший, однако, в направлении снижения спроса на горючее, особенно в авиационной индустрии - эпидемия атипичной пневмонии, которая поразила наиболее оживленные экономики Восточной Азии - Китай, Тайвань и Гонконг. Снижение спроса на пассажирские и товарные перевозки было ощутимым, однако, оценить влияние этого фактора в 2004 г. пока не представляется возможным. В 2003 г. Венесуэла, Ирак и Нигерия были среди стран, которые практически прекратили поставки нефти на мировой рынок. Япония была в минимальной степени затронута этими событиями, так как импортирует нефть из названных стран в минимальном объеме. Тем не менее, министр экономики, торговли и промышленности Японии проводил консультации с соответствующим министерством Саудовской Аравии, а так же с председателем ОПЕК по вопросам увеличения поставок нефти в страну в связи с прекращением импорта из Ирака. Нужно отметить, что Япония является вторым по объему импортером нефти после США. В 2002 году было импортировано углеводородов на общую сумму 70,8 млрд. долл. из них на сырую нефть пришлось более половины. В целом, горючее сырье составило 20% от валового импорта Японии. В настоящее время зависимость Японии от импорта углеводородного сырья чрезвычайно высока, поэтому приоритетом энергетической политики японского правительства всегда была безопасность и стабильность поставок нефти и нефтепродуктов. Поэтому в отношении добывающей промышленности проводилась расширенная политика поддержки проектов по разведке месторождений нефти и газа с целью обеспечить участие японских компаний в производстве нефти и газа уже на самой ранней стадии. Япония, по замыслу правительства, должна была обеспечивать себя ресурсами собственного производства как минимум на 30%. Неограниченный доступ огромных транснациональных энергетических компаний с преобладанием зарубежного капитала на японский рынок энергетического сырья считался нежелательным. Поэтому главный упор делался на сотрудничество между государством и местными торговыми домами (головными компаниями кэйрецу), большинство из которых хоть и считались независимыми, но находилось под правительственным контролем через сложную структуру перекрестного владения акциями. В некоторых областях, таких как добыча каменного угля и производство сжиженного газа, ограниченно поощрялась также самостоятельность частных независимых компаний. Существовавшая до конца 90-х гг. энергетическая политика Японии сформировалась после нефтяных шоков 1970-х гг., сумев устоять также во время последующего коллапса цен на нефть в середине 1980-х гг. Но в последнее время она стала объектом критики. Экономическая неэффективность и долги государственных нефтяных компаний, в особенности Японской национальной нефтяной корпорации, являвшейся основным источником инвестиций для масштабных проектов по разведке и добыче нефти и газа за рубежом, давно и широко известны. Несмотря на массированные государственные инвестиции в сырьевые отрасли, более 70% сырьевого импорта Японии до сих пор осуществляется всего тремя компаниями, которые были созданы еще до 1970-х гг. В соответствии с официальной статистикой, затраты на разведку в японской нефтяной индустрии в конце 1990-х гг. составляли примерно 4,12 долл. на баррель нефтяного эквивалента, то есть около 40% от рыночной цены на тот момент. Формально это выглядит, как весьма конкурентоспособный уровень, однако, на деле в этих цифрах не были учтены различного рода государственные субсидии. Кроме того, эти цифры не учитывают 70%-ю ревальвацию японской иены, которая произошла в тот же период, существенно снизив инвестиционные издержки. Министерство международной торговли и промышленности даже внесло предложение о ликвидации наиболее отягощенных долгами фирм. Была проведена реструктуризация всей отрасли, и, в результате, остались три самые крупные и прибыльные компании - это Mitsui Oil Exploration Company, Indonesian Petroleum Exploration Company (INPEX) и Japan Petroleum Exploration Company (JAPEX). Долги Японской национальной нефтяной корпорации (JNOC) были снижены за счет списания части ее основного капитала. Необходимость реформ в добывающей отрасли назрела давно. В среднем, за последние 10 лет японские добывающие компании были менее прибыльными, чем их западные аналоги, на 30-40%. В 2000 г. правительство Д. Коидзуми утвердило план реструктуризации нефтедобывающего сектора, который является частью общей административной реформы правительства. Основная идея состоит в изменении "институционального ландшафта" отрасли за счет ряда слияний и поглощений, что должно привести к появлению эффекта синергии. Основной акцент делался на опыт западных компаний, переживших целую "эпидемию" слияний в 2000-2002 гг. Ожидалось, что в итоге реформ непосредственное руководство проектами по разведке и развитию нефтяных месторождений окажется в руках наиболее опытных менеджеров отрасли. В заключение, хотелось бы отметить, что целью энергетической программы Японии является воздействие на существующий спрос и предложения. А основными факторами, влияющими на них, являются следующие: - Альтернативные источники энергии, так как Япония является одной из ведущих индустриальных держав по применению атомной энергии. Около 36% электричества вырабатывается на атомных станциях. Хотя нужно отметить, что японские проекты атомных станций, однако, не являются достаточно безопасными, как свидетельствовали утечки в 2002 г. - Новые технологии, которые способны увеличивать долю извлекаемой нефти в существующих промышленных запасах и минимизировать временные затраты на открытие и разработку новых запасов. - Включение в активный оборот широкого выбора нетрадиционных видов нефти (синтетическая нефть, битуминозные пески и нефтяные сланцы), которые хотя и формируют часть мировой добычи и предложения, но пока не являются конкурентоспособными заменителями природной нефти. - Тенденции, наблюдаемые во внутриполитической ситуации стран-экспортеров, и внешнеполитические конфликты: Токио пытается проводить самостоятельную внешнюю политику в отношениях с Ираном, что вызывает сильное недовольство США. Если Япония будет игнорировать данные факторы, то она не сможет удерживать свои позиции в мире, и рискует потерять многое из достигнутого за период с 1975 г. по настоящее время.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи