"Введение предельных торговых надбавок – вынужденная и временная мера на период карантина. Это ответ на необоснованный рост цен. Правительство – за здоровую и прозрачную конкуренцию. Но в то же время правительство должно защитить простых потребителей, которые и так пострадали от вынужденного карантина", – пояснил министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь ПЕТРАШКО.
Порог в 7 гривен – это 24 процента от розничной цены. Обычная торговая наценка. Но любая средняя цифра не учитывает особенности бизнеса. Тем более такого специфичного, как рынок ГСМ, где важны личные отношения, а не простая купля продажа, где рука руку моет и уровень наличных в обороте больше, чем в любой другой отрасли, где постоянно проворачивают махинации с объемом, плотностью и весом топлива. Кто физику не учил, тот расплачивается деньгами.
Но вышло всё совсем наоборот. В этот же день крупные сети АЗС остановили продажу премиальных и высокооктановых марок топлива. Им стало невыгодно. Одновременно цены на средний и самый популярный сегмент, А-92, быстро подошли к потолку. Со стороны это выглядело как рост цен.
Такая неожиданная реакция рынка озадачила чиновников. И уже на следующий день министерство опубликовало разъяснение: "Речь идет о бензине марки А-92, А-95 и ДТ. Таким образом под установление максимальной торговой надбавки не попадает "брендовое премиальное" топливо с улучшенными показателями качества и обозначения, которое включает торговую марку".
Правда, разъяснение опубликовали не отдельным постановлением, а только в социальных сетях. Тем не менее для крупных сетей оставили лазейку, как можно поднимать цены, не привлекая внимание чиновников. Либо последние оставили себе незаметный кнут, которым всегда можно наказать спекулянтов.
Понять власти Украины можно.
Средняя цена бензина А-92 в Киеве – 28,6 гривны/литр, или 440 тенге. А-95 – 29,5 гривны (459 тенге). ДТ – 28,3 гривны (440 тенге).
Надо помнить, что цены на топливо определяют уровень инфляции, а значит, и условия жизни людей. Половину ГСМ страны обеспечивают Кременчугский и Шебелинский НПЗ. Но оба завода работают на треть своей мощности. Поэтому бензина и дизеля стране не хватает. Дефицит закрывают Беларусь и Литва. Но буквально на днях Мозырский НПЗ встал на плановый летний ремонт. Для себя Минск запасы сделал. А вот для Украины – извините.
Ситуацию подогрела и Москва. В марте "Роснефть" прекратила поставку российских дизтоплива и автогаза на Украину из-за политического давления. Компания обеспечивала 20 процентов рынка моторного топлива. Все эти факторы, сыграв вместе, откликнулись ростом цен.
Но есть еще и теневой фактор. По разным данным, от 15 процентов до трети всего рынка ГСМ в Украине находится в тени.
Нелегальные АЗС продают всё – и нормальный бензин, и дизель, и "самоварное" топливо, и моторный газ, и топливный газ под видом моторного.
В отдельные годы только в Киеве их было сотни. Цена на таких АЗС обычно ниже, чем на обычных заправках. Но люди вынуждены покупать такое топливо, так как в других местах выходит сильно накладно.
Мимо кассы уходит около 3 миллионов тонн бензина, ДТ и автогаза. Только на акцизах и НДС бюджет страны потеряет в 2021 году больше 22 миллиардов гривен. Это почти 800 миллионов долларов, которые Украина покрывает за счет зарубежных кредитов. Сейчас эти деньги сыграли против Киева. Только из-за отсутствия порядка…
Административное регулирование цен на социальные товары при объявленных рыночных отношениях – явный признак кризиса. Или в экономике, или в головах чиновников. Лучший выход из кризиса – дать возможность гражданам повысить свои доходы, чтобы у них были деньги на покупку необходимого. Худший – заморозить цены, вгоняя поставщиков товара в минус. Таким образом, и рынок можно сломать, и создать условия для еще большего роста цен в будущем.
Причина топливного кризиса на Украине – общий кризис экономики страны и вмешательство политики в народное хозяйство. Но когда методами типа "тащи и не пущай" действуют чиновники в достаточно благополучном Казахстане – только руки опускаются.
Я говорю о ценах на продовольствие. Административная чистка розницы уже привела к разорению мелких магазинов. Теперь дело остается за малым: ждать когда крупные торговые сети начнут поднимать цены на всё подряд. Учитесь на чужих ошибках.
АЛМАТЫ
Пенсия 2026
В 2025 году из республиканского бюджета Казахстана выплачено около 4 трлн тенге пенсий
Новый год 2026
В новогоднюю ночь салют прогремит сразу на шести площадках в Усть-Каменогорске
Налоговый кодекс РК 2026
Цены вверх, доллар вниз: каким был 2025 год для казахстанцев
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Алматы
По технической причине самолет Air Astana вернулся на вылет
МРП 2026
Минфин признал кризис и рассказал об этом в законе о бюджете РК
Землетрясение
Землетрясение произошло в Каспийском море
Бокс
Казахстанка провела яркую неделю на турнирах по рукопашному бою и боксу
Футбол
МВД Казахстана предупреждает родителей: дети могут передать пароли от аккаунтов мошенникам в интернете
Астана
В Астане горела кровля ресторана
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Глава государства: «Требуется ускорить формирование современной системы переработки отходов»
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Нефть
Нефтяников держат в страхе криминальные силы: Килыбай прокомментировал слухи
Закон
Глава государства подписал поправки по вопросам административной юстиции
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Туризм
Казахстан вошёл в топ-25 лучших туристских направлений мира по версии Bloomberg
Медицина
«Результат анализа - 70 процентов диагноза»: Ерлан Сулейменов о современной диагностике в Казахстане