Опубликовано: 3000

Налоговая амнистия как рычаг модернизации

Налоговая амнистия как рычаг модернизации

Запущенная в Узбекистане налоговая амнистия должна дать внутренние ресурсы для модернизации экономики. Если в нее поверят.

Окончание, начало см.здесь Еще одним свидетельством неэффективности узбекской банковской системы является состояние депозитной базы в коммерческих банках. На сегодняшний день она представлена 29 банками с совокупными активами в размере 9,3 триллиона сумов (1 доллар США равен 1245 сумам) и совокупным капиталом в 1,5 триллиона сумов. Вклады населения, внесенные на депозитные счета банков, на сегодняшний день превышают 1 триллион сумов. Арифметика здесь простая. Население Узбекистана составляет около 27 миллионов человек. Если принять за среднюю семью в 4 человека, то получим примерно 6 миллионов 750 тысяч семей. Теперь разделим сумму вкладов на количество семей и получим сумму в 150 тысяч сумов. Некоторые пояснения при расчетах необходимы. Надо принять во внимание количество узбекистанцев, ежегодно выезжающих из страны в поисках работы в Россию и Казахстан. Так как соответствующего межгосударственного договора по миграции не существует, ее относят к нелегальной миграции. Это означает, что заработанные трудовыми мигрантами деньги никем и нигде не учитываются. Есть примерные объемы денег, которые они завозят в Узбекистан или отправляют в виде денежных переговоров семьям. Они не склонны держать заработанные деньги в банках, ибо полагают, что деньги лучше держать при себе. Единственной страной, куда трудовая миграция осуществляется легально, является Южная Корея. Между странами подписано соответствующее межгосударственное соглашение, согласно которому узбекистанцы могут работать в этой стране легально. Но и здесь далеко не все в порядке. Легальные отчисления от мигрантов, поступающие на счета узбекских банков, по мнению многих экспертов, лишь малая толика того, что граждане Узбекистана по-настоящему зарабатывают в Южной Корее. Часто, договорившись с работодателем, мигранты работают на двух-трех работах, чтобы поменьше заплатить в виде налогов узбекским властям и получить часть суммы в виде наличных денег. Удивительное рядом Узбекистан - страна контрастов. Если отнять из общего числа потенциальных вкладчиков нелегальных мигрантов и большую часть бюджетников, работающих на почти символическую заработную плату, то останется небольшая прослойка людей, способных откладывать деньги на черный день или с целью получить определенный доход. По некоторым подсчетам, это 2-3 процента от населения. Задача привлечь население в депозитную базу банков стояла всегда. Решение задачи можно было осуществить двумя способами. Первый путь заключается в том, чтобы за счет развития банковской сферы, сделать ее привлекательной, а качество работы достаточной для привлечения зарубежного фондирования. Схема регулирования банковской системы, принятая в Узбекистане, предполагает жесткий контроль коммерческих банков со стороны Центрального банка. Последний регламентирует работу коммерческих банков вплоть до приобретения канцелярских товаров. Любая зависимость ограничивает инициативу банков, делает их несамостоятельными, а всю систему - зарегулированной и неэффективной. Второй путь - при сохранении доминанты Центрального банка завернуть наличность в банки по волевому решению административных органов. Для того чтобы этого достичь нет особой необходимости заниматься реформированием банковской системы и снижать уровень контроля над системой. Узбекские власти решили пойти по второму пути. В течение последних трех лет шла работа по внедрению оплаты труда бюджетников и коммерческой сферы посредством электронных карточек. На начальном этапе перед бюджетными организациями поставили задачу планомерно вводить карточки, а зарплату перечислять в банки. Порой доходило до элементарного маразма. Так, к примеру, по карточкам "Асака-банка", выдаваемым работникам автомобильного завода в Андижане, трудно получить наличность. Часто на местных базарах можно увидеть торговцев, у которых большое количество карточек. Они имеют возможности через знакомых снимать деньги с карточек, а потом, за определенный процент со снимаемой суммы, отдавать "живые" деньги их хозяевам. Недавно Центробанк Узбекистана сообщил, что в течение 2007 года количество выпущенных в оборот пластиковых карточек увеличилось на 3,7 миллиона штук. Однако количество карточек никак не влияет на качество услуг: банкоматов хронически не хватает, а там где они имеются, как правило, нет наличности. Как любят шутить в Узбекистане, легко можно получить деньги из банкоматов, которые находятся только в сенате. Правда, далеко не всех жителей страны туда могут пустить. В конце каждого текущего месяца дефицит наличности в банкоматах еще больше усиливается. Эта традиция досталась стране от старых советских времен, когда банки периодически занимались сбором наличности. Обычно, указание Центрального банка коммерческим банкам носит устный характер и является своего рода рекомендацией. Но специалисты в банковской сфере знают, сколь жесткими по форме могут выглядеть такого рода "рекомендации". Справка: Налоговая амнистия достаточно распространенная в мире процедура, которую применяет государство, чтобы гармонизировать отношения с бизнесом и гражданами. Видов и способов проведения амнистий множество: они могут осуществляться на общегосударственном или местном уровне, затрагивать все налоговые правонарушения или только часть из них. В США, например с 1982 по 1997 годы 35 штатов провели в жизнь различные программы налоговых амнистий. А закон о налоговой амнистии в Бельгии касается только средств, выведенных за границу. Классическим образцом успешной амнистии считается налоговая амнистия в Ирландии 1988 года. Нерадивым налогоплательщикам простили пеню и предложили выплатить налоги в чистом виде. В Италии амнистия проходила в 2002-2003 годах, за это время количество легальных миллионеров выросло до 188 тысяч человек. И опыт - сын ошибок трудных… Россия и Казахстан налоговые амнистии провели с разной степенью успешности. К примеру, продолжавшаяся с 1 марта по 31 декабря 2007 года налоговая амнистия в России собрала в государственный бюджет 3,7 миллиарда рублей. Для сравнения, по предварительной оценке Минфина, всего в 2007 году в федеральный бюджет было собрано 7,8 триллиона рублей. ВВП России в 2007 году вырос на 8,1 процента, номинальный объем составил 32,9886 триллиона рублей. В ходе налоговой амнистии в Казахстане, проводившейся с 14 июня по 13 июля 2001 года, задекларировано 4,4 миллиарда долларов - 8,7 процента от ВВП страны. Налогоплательщики Казахстана побили все возможные рекорды. Они легализовали сумму, равную 1/12 ВВП. Ранее подобное не удавалось никому. Процедура амнистии в России была построена так. До конца 2007 года все россияне имеют шанс легализовать полученные до 1 января 2006 года доходы, с которых не был уплачен налог, воспользовавшись специальной процедурой упрощенного декларирования. Никаких документов об источниках этих доходов предоставлять не нужно, а процедура "узаконивания" предельно проста: нужно лишь самостоятельно посчитать и перечислить через любое отделение Сбербанка или другого уполномоченного банка на счета Федерального казначейства 13 процентов от суммы утаенных ранее доходов. Налоговые органы к этой акции формально не подключены: никаких бумаг в налоговой инспекции заполнять не надо. Зато, задекларировав свои доходы по упрощенной форме прямо через Сбербанк, можно официально обезопасить себя на будущее от возможных претензий налоговиков. Но наиболее успешной оказалась налоговая амнистия в Казахстане. Здесь теневые капиталы амнистировали в 2001 году без всяких условий. Владельцам припрятанных сумм было предложено легализовать их на специальных банковских счетах. Кроме того, власти Казахстана обещали уничтожить декларации о доходах за прежние годы. Любопытно, что около 70 процентов, легализовавших свои капиталы, решили оставить деньги на счетах банков. А все благодаря тому, что государство гарантировало конфиденциальность и неприкосновенность. Проще говоря, на происхождение капиталов закрыли глаза. По большому счету, налоговая амнистия ставит перед собой целью стремление государства получить внутренние ресурсы для развития. Естественно, при условии, что фискальные органы не станут предъявлять претензии к лицам, легализовавшим свои капиталы. А ключевая задача, которая стоит перед государством - это укрепление доверия между государством и налогоплательщиками. С той лишь разницей, что… …Налоговые амнистии в разных странах проходят в различных условиях. Казахстан начала 2000-х годов уже стал показывать неплохие темпы экономического роста, а его банковская система была выстроена по западному образцу. Схема коммерческих банков второго уровня с регулятором в лице Агентства финансового надзора позволяла кредитным учреждениям самостоятельно выстраивать собственную стратегию развития. Регулятор имеет право давать рекомендации банкам, и в случае существенных нарушений финансового характера отзывать лицензии. Другое дело, что информацию по вкладчикам регулятор не мог получить по определению. Это существенное различие, когда коммерческие секреты гарантированно хранились в банковских сейфах, и позволило Казахстану довольно успешно провести налоговую амнистию. Факт, что после амнистии многие "отмывшие" свои капиталы казахстанцы оставили свои деньги в банках еще раз свидетельствует об их независимости и доверии к ним населения. Налоговую амнистию в России в 2007 году нельзя назвать успешной. Это во многом связано с тем, что российские власти часто прибегают к неэкономическим методам борьбы с теми же олигархами. Последние давно поделены на своих и чужих. "Свои" вынуждены время от времени откупаться от государства и заниматься решением задач, к которым их бизнес не имеет никакого отношения. В частности, строить дороги, школы, заниматься благотворительностью и тому подобным. Разумеется, мало кто в России с доверием относится к подобного рода мероприятиям, тем более связанным с деньгами. Отсюда и результаты амнистии, которые нельзя назвать успешными. Узбекистан образца 2008 года - это даже не Россия образца 2007 года, и тем более - не Казахстан 2001 года. Жизнь здесь замерла, а в финансовой системе царит гремучая смесь советских методов управления и небольшой толики рыночных отношений. Степень доверия к властям и ее фискальной политике настолько низок, что говорить об успешности легализации капиталов не приходится. Здесь привыкли думать по следующей схеме. Раз государство инициирует налоговую амнистию, значит, оно хочет выявить людей с большими деньгами и взять их на заметку. В Узбекистане мало верят в то, что власти могут закрыть глаза на капиталы. Они склонны считать, что после того, как амнистия завершится по срокам, со всеми, кто легализовал деньги потом будут разбираться по отдельности. В силу всех вышеуказанных причин прогнозировать, что жители этой центрально-азиатской страны вдруг бросятся легализовывать свои деньги, не приходится. Не то время, не те условия…

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи