Опубликовано: 2018

Мы пришли сегодня в порт

Мы пришли сегодня в порт

28 мая этого года был ратифицирован договор между Казахстаном и Азербайджаном по транспортировке нефти через Каспийское море и территорию соседа.

Он ждал своего часа два года… И вот наконец система "Баку-Тбилиси-Джейхан" дала нам возможность выйти на международные рынки (куда, увы, из республики нет прямых маршрутов) и перестать быть "бедными родственниками" при российских трубопроводах и железных дорогах. Порты на Каспии помогают казахстанской нефти при ее не самом высоком качестве оставаться вполне конкурентоспособной, ведь всем известно, что морская перевозка нефтепродуктов - одна из самых дешевых. Начинание перспективно хотя бы потому, что влечет за собой бурное развитие всей прикаспийской инфраструктуры. Готовы ли отечественные морские порты к столь ответственной миссии, потянут ли они растущие объемы добычи? Скажем, "Тенгизшевройл" добывает 13 миллионов тонн сырой нефти в год, и вся она транспортируется по трубопроводу на экспорт в Новороссийск. Однако с этого года в рамках второго этапа развития компания намерена начать удваивать добычу, доведя ее до 26 миллионов. Поскольку трубопровод не имеет свободной пропускной способности для транспортировки таких объемов, их большую часть будут перевозить по железной дороге в Одессу и там переваливать ее на суда. Правда, 5 миллионов тонн в год планируется перевозить и через порт Актау, но, учитывая его ограниченную пропускную способность, можно предположить, что это будет максимальный объем. Заметьте, Актауский международный морской торговый порт является единственным в республике, осуществляющим перевалку грузов в международном сообщении (он обладает всеми необходимыми транспортными коммуникациями и инфраструктурой и представляет собой современный многоцелевой терминал). А что остальные? Другой отечественный морпорт - Баутино - вообще не рассчитан на международные перевозки и ограничивается объемами грузов (оборудование, стройматериалы, горюче-смазочные материалы) для нефтедобывающих компаний. Баутинская бухта нуждается в очистке от затопленных судов и углублении дна, а в самом порту недостаточно эксплуатационных служб. И все-таки главной "надеждой и опорой" казахстанских морских грузоперевозок могут стать два порта - Курык и Сартас. По госпрограмме освоения Каспийского моря "Казмунайгаз" создаст в Курыке специализированный нефтеналивной терминал мощностью до 20 миллионов тонн в год, что позволит сократить расстояние доставки нефти и нефтепродуктов по Каспийскому морю в порты Азербайджана и Ирана примерно на 50-60 миль. Морской порт Сартак будет возведен в 130 км от Актау в рамках проекта "Сартас-Тенгиз Порт", разработанного компанией "КаспийМунайкурылыс". Кроме него здесь построят судоремонтный завод, плавающий на барже бетонный завод, заводы по изготовлению малотоннажных металлоконструкций и выпуску железобетонных изделий, судозаправочную станцию и самоходные баржи быстрого реагирования по техническому обслуживанию морских объектов. В эти объекты уже инвестировано 309,5 млн долларов. Строительство начнется в текущем году и завершится к 2011 году. Планов громадье, но, если переиначить известную поговорку - "у богатых свои проблемы". И чтобы сохранить за собой статус нефтяной среднеазиатской державы нам предстоит решить несколько вопросов. С одной стороны, открывается многообещающая перспектива развития портов благодаря освоению морских месторождений. Экспорт нефти (а объемы добычи у нас будут расти), пшеницы и товаров - главный козырь. Сегодня мировой морской транспорт перевозит 90% мирового экспорта, и эта индустрия переживает невиданный подъем: за 15 лет объем грузов, перевезенных по морям и океанам, вырос в полтора раза - почти до 6 млрд тонн. Второе. Существует план создания Казахстанской каспийской транспортной системы - совместный проект "Казмунайгаза", "Тенгизшевройла" и "Аджип ККО" стоимостью 3 млрд долларов, который предусматривает строительство трубопровода от Ескене и Тенгиза до нового порта в Курыке. Завершение строительства намечено на 2011-2012 годы, пропускная способность трубопровода составит 25 миллионов тонн нефти в год. По нему сырье будут доставлять на нефтеналивной терминал в Курыке (оборудованный одноточечными причальными устройствами, что, возможно, позволит использовать более крупнотоннажные танкеры, чем те, которые в настоящее время обслуживают порты Баку и Актау). Есть основания полагать, что как только трубопровод будет открыт, железнодорожные перевозки прекратятся. С другой стороны, на развитии портов может негативно сказаться увеличение прокачки нефти через Россию и значительное запаздывание роста добычи на Кашгане (нефтеперевалочные мощности напрямую зависят от этих объемов). Но если система "Баку-Тбилиси-Джейхан" будет успешно развиваться, в Актау запустят АЭС (обеспечив регион дешевой энергией), а морпорт Актау модернизируют за счет Европейского банка реконструкции и развития, то только два порта - Курык и Актау - дадут нам возможность отправлять на экспорт 40 млн тонн нефти в год. Фото с сайта http://www.expert.ru

[X]