Опубликовано: 1300

Мировая конъюнктура не при чем

Мировая конъюнктура не при чем

Снижение мировых цен на нефть пока никак не отразилось на стоимости бензина на многочисленных казахстанских автозаправочных станциях.

Если тенденция "углубится", то есть, ситуация останется либо прежней, либо диспропорция цена на нефть/цена на бензин увеличится, правительству очень скоро предстоит объясняться перед населением, почему в Казахстане стоимость бензина зашкаливает за все мыслимые пределы, несмотря на то, что объективных предпосылок к этому нет? С июля, как свидетельствует статистика, цены на нефть упали более чем на 20 процентов. В то же время цены на бензин в этот период продолжали расти, причем, неадекватными темпами. Стоимость самой ходовой марки бензина АИ-92 поднялась с 59 тенге до 76-78 тенге, а цена на высокооктановый бензин АИ-96 увеличилась с 70 до 86-88 тенге за литр. Что же касается официальной статистики, то самый большой инфляционный потенциал в сентябре остался как раз за бензином, стоимость которого увеличилась на 6 процентов. Падением цен на нефть озабочены все нефтепроизводящие страны в мире, и, прежде всего, страны ОПЕК. Эксперты говорят о том, что необходимо предпринимать стабилизационные меры, потому что резкие скачки на нефть не в интересах ни нефтедобывающих компаний, ни инвесторов. Адекватный ответ на новый современный вызов страны ОПЕК видят в том, чтобы снизить добычу нефти с тем, чтобы не допустить резкого падения цен на углеводородное сырье. Венесуэла и Нигерия с 1 октября уже снизили добычу нефти на 170 тысяч баррелей в сутки, при этом первая страна снизила добычу на 50 тысяч баррелей в сутки, а Нигерия уменьшила этот показатель на 5 процентов, или на 120 тысяч баррелей в сутки. Обе страны объясняют свои действия продолжающимся падением цен на нефть. На сегодняшний день члены Организации экспортеров нефти добывают около 30 миллионов баррелей в сутки, и столь мизерное уменьшение общего показателя, которое дали Венесуэла и Нигерия, казалось бы, вряд ли может стабилизировать ситуацию на мировом рынке нефти. Однако если к ним присоединятся другие страны, можно будет говорить о том, что желанный эффект - поддержание цены на нефть на уровне 60 долларов за баррель, будет достигнут. Эксперты не исключают, что инициативу двух нефтедобывающих стран поддержат и другие участники картеля, в частности, Иран. Однако, если представители организации ОПЕК считают, что самая разумная цена за баррель нефти - 55-60 долларов, то позиция Ирана непонятна. Какую цену считает приемлемой эта страна, совершенно неясно, несмотря на устные заверения о всемерной поддержке любых усилий членов ОПЕК по укреплению рынка. Вероятно, что в Тегеране считают вполне сносной цену на уровне выше 60 долларов за баррель. Многое, что в настоящее время происходит на мировом рынке нефти, зависит от стран ОПЕК. Они действительно могут регулировать это сложный рынок. И здесь важно договориться о целевом показателе, который бы устроил всех. Однако сегодня мировой рынок нефти еще более оторван от казахстанской действительности чем когда бы то ни было. Если раньше нефтедобывающие компании, нефтеперерабатывающие заводы и трейдеры объясняли повышение внутренних цен на бензин мировой конъюнктурой цен, то теперь они лишаются этого козыря. Предвидим, что в их руках окажется еще один козырный туз. Дескать, в то время как цены на бензин растут во всем мире, они не могут не расти в Казахстане. Более того, такие варианты уже "обкатываются" в высоких кабинетах и, похоже, получают одобрение. Об этом можно судить хотя бы по факту бездействия профильного министерства (энергетики и минеральных ресурсов) в частности, и правительства в целом. Летне-осенний криз, наблюдающийся на бензиновом рынке страны, так и не получил должной оценки исполнительной власти. Каких-либо комментариев - стоит ли ожидать введения стабилизационных мер? Будут ли расследоваться факты необоснованного завышения розничных цен на бензин? Почему таможенные пошлины на вывоз нефтепродуктов оказались неэффективными? И т.д. - не последовало. Комментарием было многозначительное молчание. Взять ту же Россию. Правительство и в прошлом, и в этом году, когда стало понятно, что цены на бензин вновь устремились вверх, попыталось договориться с нефтяниками. Речь уже не идет о введении моратория на повышение цен на бензин, а о том, чтобы бизнес удержал рост цен в пределах инфляции. Там исполнительная власть даже пообещала выполнить, в случае необходимости, условия нефтяного сообщества. В итоге бизнес пообещал не задирать цены выше инфляции, а в обмен рассчитывает получить снижение единого социального налога, налога на добавленную стоимость или замену его налогом с продаж. В Казахстане все обстоит иначе. Нефтяной бизнес, несмотря на глобальное присутствие в нем иностранных инвесторов, считается одним из самых закрытых. Кому и на каких условиях принадлежат нефтедобывающие компании, достоверно неизвестно. Какими льготами пользуются нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании - тоже загадка. Даже такой самый "гласный" вопрос - сколько и каких нефтепродуктов, по каким каналам и по какой цене уходит на экспорт - печать за семью замками. Компании ссылаются на коммерческую тайну, а правительство, владеющее информацией в общем объеме, не спешит делиться ею с общественностью. Хотя, если разобраться, речь идет об энергетической безопасности страны, а, значит, эти вопросы уже не находятся только в зоне интересов частных компаний - ими должно озаботиться государство, и сделать так, чтобы рынок стал максимально прозрачным и предсказуемым. В этой связи возникает вопрос: а должно ли правительство идти на еще большие уступки нефтяникам? Вряд ли. Если посмотреть отчетность любой нефтедобывающей или нефтеперерабатывающей компании, то рентабельность их бизнеса находится на довольно высоком уровне. Это позволяет и нынешнее законодательство, и преференции, которыми они пользуются до сих пор (в свое время считалось, что именно льготами мы смогли привлечь иностранных и отечественных инвесторов на рынок нефти и нефтепродуктов, но тепличные условия существуют в этой отрасли до сих пор). Безусловно, частный бизнес есть частный бизнес. И государство не должно диктовать ему своих условий. Но когда частный бизнес имеет всю полноту свободы действий и извлекает сверхприбыль, а так же тогда, когда речь идет о стратегическом рынке страны, бизнес должен играть по правилам, которые выстраиваются прежде всего в интересах государства и граждан. Сейчас проблема, видимо, состоит в том, что этих правил пока не существуют. И будут ли они выработаны вообще - большой вопрос.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи