Опубликовано: 1200

Лучше больше, да лучше

Лучше больше, да лучше

На фоне методичного понижения международных рейтингов казахстанских эмитентов актуализируется вопрос о создании Национального рейтингового агентства.

И хотя оно вряд ли сможет полноценно заменить международные рейтинговые агентства - корпоративные клиенты, заинтересованные в выходе на внешние рынки, будут вынуждены и впредь обращаться к ним за своими услугами, - зато в Казахстане появится больше рейтинговых бумаг. Это принципиально важно и для самих эмитентов, и для внутренних инвесторов. Национальное рейтинговое агентство планируется создать при Агентстве по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы. Самая главная цель - сделать процедуру рейтингования доступной для среднего бизнеса. Сегодня у многих отечественных эмитентов нет необходимости в международных рейтингах. Многие компании хотели бы работать на внутреннем долговом рынке, и для этого международный рейтинг не требуется. Однако, чтобы получить доступ к капиталу институциональных инвесторов, необходимо иметь рейтинг от признаваемых регулятором агентств. Увы, национальные шкалы, которые международные гранды рейтингования специально создавали для того, чтобы эмитенты получили возможность оценивать свою кредитоспособность на месте, так и не заработали. Видимо, сказываются, с одной стороны, строгие требования для эмитентов, желающих получить рейтинг по национальной шкале, а с другой, нещадящие финансовые условия получения рейтинга. Сами же международные рейтинговые агентства, анализируя невостребованность своих продуктов для национального рынка, ссылаются на незрелость эмитентов. В этих условиях, безусловно, идея создания Национального РА выглядит довольно привлекательной. По большому счету, в выигрыше окажется весь корпоративный сектор Казахстана, а также участники фондового рынка, поскольку наличие местного РА будет способствовать развитию финансовых инструментов. Точные сроки создания Национального рейтингового агентства пока не определены, но, скорее всего, для этого потребуется не один год. Оно понадобится, чтобы сформировать совершенно новую структуру, да еще и с целым пулом аналитиков (коих дефицит не только в Казахстане, но и на всем постсоветском пространстве), способных давать высококвалифицированные оценки бизнесу. Время требуется и для разработки подходов оценки - что ни говори, но подобных технологий у Казахстана нет. Кроме того, несколько лет уйдет на то, чтобы присвоить достаточное количество рейтингов, и, таким образом, сделать их репрезентативными. Но самое главное - Национальное агентство должно быть готово нести полную моральную ответственность за принятое решение: если, например, случится дефолт отлично оцененного эмитента, то реноме Национального РА может очень сильно пострадать. Создание Национального РА требует больших капиталовложений. По предварительным подсчетам, в год эта структура будет обходиться в сумму не менее, чем 1 млн долларов. Чтобы сделать агентство самоокупаемым, необходимо взять на обслуживание как минимум 300 эмитентов. Это очень высокая планка, если учесть, что в настоящее время на Казахстанской фондовой бирже эмитентов почти в два раза меньше. И это очень низкая планка для глобальных РА. Три из них, которые котируются на отечественном рынке, присваивают рейтинги в более чем 100 странах мира. В качестве клиентов ими привлекаются десятки тысяч корпоративных эмитентов и эмитентов государственного сектора, и, кроме того, оценивается до 100 тысяч ценных бумаг структурного финансирования. Но даже для того, чтобы сформировать клиентскую базу в несколько сотен эмитентов, наверняка придется использовать административный ресурс. РФЦА уже предложило сделать процесс рейтингования обязательным для банков, финансовых организаций, компаний с государственным участием. Но многие эксперты уверены, что возводить процедуру получения рейтингов в ранг обязательной - во имя существования РА - вряд ли целесообразно. У многих субъектов бизнеса потребности в рейтингах пока нет. В таких условиях, конечно, логично создавать РА с участием государства - оно окажет финансовую поддержку, сможет вывести на отечественную фондовую площадку "голубые фишки", принять принципиально важные решения как для развития фондового рынка, так и собственно рейтингового агентства. Но, по мнению заместителя председателя Агентства финансового надзора Елены Бахмутовой, государство может лишь оказывать поддержку, содействие, но не прямо заходить в капитал. Чтобы инвесторы понимали - государство оказывает лишь материальную поддержку, и рейтинговые оценки ни в коем случае не являются государственной точкой зрения. По идее, у РФЦА есть два пути создания собственного РА. Первый: учредить совместное предприятие с одним из рейтинговых агентств, которое уже имеет собственную историю и, конечно же, обладает соответствующими технологиями. Второй вариант - основать исконно местное РА. Первый вариант менее предпочтителен. Если будет создано СП, то Национальное РА будет постоянно рассматриваться через призму тех действий, которые агентство-соучредитель будет предпринимать за пределами Казахстана. Этот вопрос особенно актуален после недавнего скандала с международными рейтинговыми агентствами, которые недооценили риски по американским ипотечным бумагам и начали предпринимать действия по снижению рейтингов слишком поздно, когда ипотечный кризис почти стал фактом. Но зато консультативная помощь глобальных РА, если они проявят лояльность к казахстанскому проекту, вполне возможна. Для того, чтобы РА полноценно функционировало, необходимо учитывать еще два важных аспекта. Первый - РА должно работать на коммерческой основе, за адекватную стоимость оценивать риски и отвечать своей репутацией, что рейтинги отражают реальное кредитное качество. В противном случае оно попросту не будет конкурентоспособным и, таким образом, не сможет выполнить свое предназначение. Бизнес РА должен строиться таким образом, чтобы у инвесторов была абсолютная уверенность в том, что его оценкам можно доверять. Второй - оно должно ориентироваться не только на национальный рынок, но и на региональный. Сегодня в мире такая тенденция очевидна. Например, национальные агентства стран Юго-Восточной Азии - Японии, Кореи, Малайзии - в конечном итоге переориентировались на глобальный масштаб и стали работать для региона. Поэтому рейтинговым агентствам, рассчитывающим на успех, нужно стремиться к расширению своего бизнеса на регион.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи