Опубликовано: 1400

Кыргызстан-2006: вперед, в прошлое

Кыргызстан-2006: вперед, в прошлое

В Центральной Азии приживается грустная традиция: с приходом весны хотя бы в одной из республик региона начинается бурная политическая жизнь. Но Кыргызстан в этом смысле является бесспорным лидером.

Как и весной прошлого года республику лихорадит от внутриполитических катаклизмов. При этом наблюдается следующая картина: политическая активность населения и лидеров общественно-политических организаций находится вдалеке от политической культуры, точнее, даже сказать - от ее отсутствия. Уже сейчас становится очевидным, что приход к власти в марте прошлого года новых кланов не сыграл на пользу кыргызскому обществу. Разнородные по своей сути политические верхушки многих кланов приложили свои усилия и задействовали ресурсы с одной целью - захватить как можно больше власти. В то же время эти группы так и не представили программу действий, которая могла бы вывести страну из затянувшегося политического, а с ним и экономического кризиса. И сегодня, оценивая внутриполитическую ситуацию в Республике, можно наблюдать повтор ситуации 2005 года, когда различные кланы путем проб и ошибок, вовлекая в свои планы гражданское население (в основном сельских жителей) все дальше толкают страну в пропасть нестабильности. В этом случае за прошедший год значительными чертами внутриполитической жизни Кыргызстана можно назвать следующие: 1. взаимоотношения между Курманбеком Бакиевым и Феликсом Куловым, организационно оформленные с 13 мая 2005 года в своеобразный политический тандем; 2. происходящий практически на всех уровнях вертикали (если она еще и осталась во всеобщем понимании) процесс перераспределения власти в республике; 3. вовлечение в политические процессы криминальных структур (а также лидеров организованных преступных группировок); 4. вовлечение во все акции населения преимущественно сельских районов. Одновременно наблюдается бурный процесс кристаллизации общественно-политических объединений по тем или иным направлениям. И здесь можно выявить одну отличительную черту. Так, если в других странах организаторы массовых акций ставят своей целью налаживание диалога с правительством, выражение протеста в отношении тех или иных действий государственных органов, то в Кыргызстане можно столкнуться с альянсом организаций, основное требование которого можно в общих чертах выразить, как "требование начать реформы". Что объективно, ибо правящий режим не представил эффективной программы по выводу экономики Республики из затяжного кризиса. При этом уместно упомянуть высказывание депутата Жогорку Кенеша Темира Сариева, в котором он говорит, что министры согласились с тем, что 2005 год был провальным по всем вопросам, в частности, по экономическим. В результате чего многие общественно-политические объединения стали обращать свое внимание на предвыборную программу действующего политического лидера Кыргызстана и, исходя из этого, формировать свои требования. От их направления и появилось и название крупнейшего в Кыргызстане объединения политических партий и неправительственных организаций - "Народной коалиции демократических сил", образованной в начале января 2006 года, когда представители неправительственных объединений и политических партий подписали документ о создании блока - Народной Коалиции демократических сил (НКДС). На первоначальном этапе в НДКС вошли более 20 политических партий и общественных объединений: Социал-демократическая партия Кыргызстана, "Кел-Кел", "Интербилим", социалистическая партия "Ата Мекен", коммунистическая партия Кыргызстана, Общественно-политическое движение "Ата-Журт", "Союз демократических сил", "Кайран Эл", "Ар-Намыс", "Моя страна", Коалиция "За демократию и гражданское общество", Институт конституционной политики и другие. Сформировавшееся ядро Коалиции уже показало на практике свою жизнеспособность, несмотря на солидное количество организаций, входящих в ее состав. По логике вещей, при большом количестве организаций-членов любой альянс становится слабо контролируемым, что влияет на его работу, в том числе и оперативную. Этот фактор, а также наличие амбиций у политических лидеров организаций-членов Коалиции, в конечном счете, становится камнем преткновения на пути к существованию любой организации. Стоит отметить, что Народная Коалиция демократических сил (НКДС), вопреки всем устоявшимся правилам, показала, что она имеет все шансы на существование в хаосе политических процессов, проходящих внутри республики. И организация массового митинга-шествия 29 апреля стала тому логическим подтверждением. Тогда на главную площадь страны вышли порядка 15-20 тысяч человек. Основными требованиями были проведение реформ, а также исполнение обещаний, данных главой государства Курманбеком Бакиевым перед президентскими выборами. Здесь же НКДС потребовало отставки некоторых чиновников: руководителя администрации президента Усена Сыдыкова, генерального прокурора Камбаралы Конгантиева, государственного секретаря Дастана Сарыгулова, главы СНБ Таштемира Айтбаева и членов правительства, получивших неудовлетворительную оценку от Жогорку Кенеша (Парламента). Что, справедливости ради, впоследствии было частично удовлетворено президентом Кыргызстана. Кроме этого на собрании штаба НКДС 4 мая 2006 года Народная коалиция демократических сил была реорганизована в Движение "За реформы!". Вполне вероятно, что основной причиной реорганизации НКДС явилось пополнение Коалиции новыми участниками и появление долгосрочных планов. Можно предположить, что руководство Движения "За реформы!" в ближайшее время предоставит свое видение реформирования политической и экономической системы Кыргызстана. И это Движению вполне по силам, учитывая, что в составе его находятся такие видные политические деятели как экс-спикер Жогорку Кенеша (Парламента) Кыргызстана О. Текебаев, экс-губернатор Ошской области А. Артыков, экс-министр промышленности А. Атамбаев, депутат Д. Садырбаев, депутат К. Байболов, депутат М. Эшимканов, представитель партии "Ар Намыс" Э. Алиев и многие другие. Присутствие таких политических фигур может не только усилить позиции Движения (что уже можно наблюдать), но и стать реальной политической силой. На сегодня известно, что в планах Движения "За реформы!" есть пункт по организации акции протеста 27 мая 2006 года. "27 мая мы будем требовать отставки тандема Бакиев-Кулов, если руководство страны все-таки проигнорирует требования народа, предъявленные на митинге. Опять же - это будет мирный митинг, более высокой организации и масштабности. Мы думаем, что на этот раз народу будет еще больше. Мы обязательно продумаем те моменты, когда площадь оцепляли и не пускали людей на митинг", - сказал экс-министр промышленности Алмаз Атамбаев. Вполне вероятно, что в конце мая мы станем свидетелями очередных метаморфоз в политической жизни Кыргызстана, вот только насколько подобные изменения будут способствовать улучшению жизни рядовых кыргызстанцев - большой вопрос…

[X]