Опубликовано: 2004

Формализм госзакупок

Формализм госзакупок

Для чиновников и иже с ними есть уникальное средство, дающее возможность разбогатеть в одночасье, при этом, не предпринимая никаких особых усилий.

Это госзакупки. Коррупция. Бюрократия. Несовершенство закона. Все это дает прекрасную возможность тем, кто умеет находить лазейки даже в каменной стене. Госзакупки стали панацей для желающих обвести вокруг пальца государство. Делается это под чутким руководством начальников департаментов по государственным закупкам, которые вроде бы должны, наоборот, стоять на страже закона. Деньги любят счет, об этом знают все. Вопрос расходования бюджетных средств актуален для любого государства. Тем актуален он сейчас, когда выделяются огромные средства на различные цели. Процесс приобретения государственными органами товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств регулируется законом "О государственных закупках", который призван обеспечить их эффективное и рациональное использование. Закон сей принимается уже во второй раз, но как отмечают специалисты, недоработок в нем достаточно, по крайней мере, лазеек для расхитителей не убавилось. В первую очередь, несоблюдение требования закона о госзакупках влечет ограничение конкуренции, нарушается принцип открытости конкурса, в результате бюджетные средства расходуются нерационально. Как шутят некоторые предприниматели, госзакупки - это такая же проблема как взятки на таможне. Искоренить невозможно, но и обойти нельзя. В Западно-Казахстанской области госзакупки превратились в большую серьезную проблему. Областная прокуратура, проводившая проверки в системе госзакупок, выявила многочисленные нарушения в деятельности самого департамента по госзакупкам. Так, при закупе управлением внутренних дел оргтехники и офисной мебели на сумму 32 миллиона тенге, департаментом объявления о предстоящем конкурсе опубликованы лишь в местной газете. И это в то время, когда по правилам проведения и организации государственных закупок, подобные объявления должны быть напечатаны в республиканских изданиях, чтобы в конкурсе могли принять участие как можно больше поставщиков, в том числе из других регионов. Точно также был проведен конкурс по закупу детского питания на 79 миллионов тенге. Во всех этих конкурсах, как правило, участвуют потенциальные поставщики, с которыми уже давно налажены связи, и они оказываются не то, чтобы вне конкуренции, они просто огульно признаются победителями, не внося даже обеспечение конкурсной заявки. Закон в таких случаях обязывает конкурсную комиссию отклонить конкурсную заявку поставщика, не внесшего обеспечение своей заявки. Но закон, как известно, не для всех писан, и видимо, в первую очередь не для непосредственных его исполнителей. Государственные органы, оглядываясь на департамент по госзакупкам, берут с него пример. Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства провело закуп автомашин с проведением формального конкурса. Проверкой установлено, что в конкурсе приняли участие организации, где учредителями являются одни и те же лица. Это управление, похоже, приловчилось заниматься формализмом. Оно же провело тендер на госзакупку работ по ремонту площадки перед зданием областного маслихата через четыре месяца после того, как эти работы были выполнены. Он был необходим для финансирования деятельности поставщика. Даже такое явление как цветы для различного рода торжественных мероприятий в области закупаются в одном и том же магазине, а тендер проводится опять таки для отвода глаз. Предприниматели, желающие участвовать в конкурсах по госзакупкам, постоянно оказываются ущемленными. С их интересами никто не считается, если, конечно, они не являются приближенными заинтересованных чиновников. За несвоевременную поставку товаров поставщик, если он бизнесмен, несет убытки в виде штрафных санкции. Если на его месте оказывается госпредприятие, то все обходится без проблем. Кроме того, заказчик, может в любой момент кинуть поставщика, вовремя не расплатившись. И может быть, поэтому предприниматели не выражают особого желания участвовать в тендерах, если за ними не стоит хорошая "крыша". Вообще в тендерах по госзакупкам, чтобы он считался состоявшимся, должны участвовать не менее 10% представителей малого бизнеса. В ЗКО этот показатель составляет 20%, как говорится, область впереди планеты всей. Но на самом деле, как указано выше, это лишь отчетность. В районах ситуация по госзакупкам сводится к обычному хищению средств. В Казталовском районном отделе образования были похищены три миллиона тенге, выделенные на ремонт учреждении образования. Заведующий районо заключил договор с подставным лицом, на счет которого и была перечислена вся сумма. Ремонта школы так и не дождались. То же самое произошло и в Акжаикском районе. Выводы, сделанные прокуратурой, однозначны: все нарушения чиновников отнюдь не от незнания закона. Последние прекрасно понимают, на что идут. Они действуют умышленно и сознательно с определенной целью. Причем, действия их носят системный характер. И искоренить это зло, так же как коррупцию вряд ли удастся. Люди, привыкшие греть руки на этом, никогда не откажутся от нее.
Загрузка...

X Закрыть