Опубликовано: 2100

Есть такая профессия - ангел-хранитель

Есть такая профессия - ангел-хранитель

От автора

Прошло более полутора лет с тех пор, как была опубликована статья Ангелы смерти о критическом положении столичной службы скорой медицинской помощи. После ее выхода столичная "Скорая" стала местом паломничества чиновников всех калибров и депутатов разных мастей. Проблематику статьи поднимали мажилисмены на заседаниях Парламента, а министр здравоохранения и аким столицы организовали независимые друг от друга спецкомиссии. Вы будете смеяться (хотя вернее было бы плакать), результаты свелись к одному знаменателю: нарушений как всегда нет. Хотя машины действительно были изношены до предела и к тому же их катастрофически не хватало. В "Ангелах смерти" в основном были затронуты проблемы, связанные с нарушением руководством и медперсоналом "скорой" тех или иных норм СанПиНа (санитарные нормы и правила), недостатком машин и медоборудования. Поэтому основная задача сегодняшнего материала состоит в том, чтобы рассказать читателям о нелегкой и ответственной работе сотрудников скорой помощи. Я постараюсь раскрыть все проблемы и трудности работы, когда медики - ангелы-хранители и "летят" с мигалками и сиренами навстречу к спасению жизни… К глубокому сожалению, у нас не проводятся съезды врачей скорой помощи, круглые столы и конференции, посвященные проблеме службы "03". Тогда как в Москве недавно прошел первый Всероссийский съезд сотрудников скорой помощи с целью привлечения внимания к неотложным проблемам самой "неотложки" и помощи ей со стороны властей, общественных организаций и СМИ. Каждый третий казахстанец при плохом самочувствии вызывает "скорую помощь", между тем в регионах более 80% оборудования в машинах скорой помощи изношено, да и самих машин не хватает. Эти данные - не новость, однако без соответствующей материальной базы "скорая" лучше работать не сможет. Год назад в России заработал проект "Здоровье" - один из четырех социальных проектов, реализуемых на сверхприбыли от продажи нефти. Проект предусматривает: оснащение новейшими современными транспортными средствами, медоборудованием, лекарственными средствами, и самое главное - поэтапное повышение заработной платы и ведения страхового полиса всем сотрудникам "скорой помощи". Прошедший 10-летний юбилей столицы принес свои результаты: "скорой" были преподнесены множественные дары от различных нацкомпаний, иностранных компаний, посольств зарубежных стран, международных организаций и отечественных предпринимателей. В итоге "скорая" получила свыше 20 новых железных коней и прекрасное современное оборудование. И тут - новая проблема. В этих каретах медпомощи некому работать... Агонирующая "Скорая" В советские времена не всех желающих брали на работу в "скорую". Отбор врачей, диспетчеров, фельдшеров, санитаров и водителей проводился жестким образом. Одного желания было недостаточно. Необходимо было соответствовать всем выставляемым требованиям будущего спасателя - отличные знания, безупречный опыт, стойкий характер, решительные действия и крепкое здоровье. Только после этого можно было смело и гордо надеть униформу. В те времена работать на "скорой" считалось очень популярно, престижно, патриотично и платили там в полтора раза больше, чем в стационарах. Мечтавших о заветных цифрах 03 было много и лишь на одно место врача или фельдшера претендовали до 4-5 кандидатов (!). А сейчас ситуация на "скорой" очень тревожна, она пребывает в схожем состоянии с сельской медициной. Молодые выпускники медицинских вузов и сузов, считают работу на "скорой помощи" не престижной, опасной, низкооплачиваемой, нечистой и неперспективной. Подобная тенденция приводит к печальным последствиям, опытные сотрудники уходят на пенсию или переводятся на частные клиники, где им платят существенно больше, а на их места некого набрать. А если говорить о росте населения, то Астана - бесспорный лидер в Казахстане. И с момента приобретения статуса столицы, количество бригад "скорой помощи" возросло в два раза, а население Астаны в три (!). Различные подарки в виде новых современных автомобилей и оборудования, не компенсируют нехватку специалистов и не облегчают работу "скорой". Надо признать, что в "столичной скорой" осталось мало высококвалифицированных сотрудников, и с каждым годом становится все меньше. Непременно проводится спецобучение новоиспеченных кадров, но мы все знаем, как проходят подобные курсы у нас в стране. Лишь крошечная часть молодых талантливых специалистов получает знания, но и они все через один/два года уходят в частные клиники. Поэтому руководство старается удержать каждого сотрудника и закрывает глаза на различные нарушения подчиненных. Ведь увольнение лишь одного водителя, означает, что целая бригада останется без водителя, и, следовательно, не выедет спасать чью-то жизнь… Необоснованные вызовы С наступлением холодов количество вызовов скорой помощи увеличивается вдвое: граждане звонят при повышении температуры тела и других проявлениях ОРВИ. Сами сотрудники "скорой" подобные вызовы окрестили "тупыми". У них есть основания их так называть. Ведь многие горожане злоупотребляют телефоном и названивают на "03", даже при температуре 37,5. Одни - осознанно, вторые - сами того не сознавая, преувеличивают остроту своего состояния и на картах вызова появляются ужасающие поводы, не соответствующие действительности. Третьи, зная, что "скорая" не покинет и приедет в любое время суток, в любые погодные условия, в любой труднодоступный адрес и не придется стоять в "километровой" очереди в поликлинике, - симулируя повод, вызывают бригаду и просят сделать укол в то самое время, когда подоспел самый глубокий сон - 4-5 утра. Эгоистическое самолюбие "клиентов", обусловлено, тем, что сами пациенты забывают или ленятся сходить за инъекцией в рабочее время поликлиник. Кроме того, появилась четвертая разновидность - требующие от "скорой" больничные листы и медсправки (!). Приведу один бесчеловечный поступок. В прошлую зиму на пульт 03 поступил вызов, что больной лежит в автомобиле без сознания. Диспетчер, учитывая теоретическую тяжесть его состояния, адресовала вызов реанимационной бригаде. Экипаж спасателей, прибыв на месте, обнаружил, что никакого больного нет. Вызывающие звонили "скорую" для того, чтобы… отбуксировать застрявшую машину (!). Не исключено, что многие из вас скажут, что таких людей надо наказывать. Да, за необоснованный вызов наказывают, есть небольшой штраф. А если учесть, что более половины вызовов, поступающих на пульт 03, относятся к вышеуказанной категории, то столичной "скорой" придется набирать не медиков, а армию юристов, способных ходить по судебным инстанциям. В связи с этим Минздрав разработал соответствующий приказ, переадресовывающий такие вызовы в поликлиники и амбулатории. Согласно приказу, поликлиники должны обслуживать граждан с 8 утра до 6 вечера; а по ночам будут работать поликлинические бригады, так называемой неотложной помощи. Но один приказ Минздрава бессилен, все зависит от нас самих. Вот почему происходит задержка вызовов и несвоевременное оказание медпомощи тяжелым больным и пострадавшим. Поэтому, набирая "скорую", следуйте мудрой пословице: семь раз подумай и один раз вызови. Я настоятельно рекомендую: тщательно задуматься перед набором цифр 03, потому что в противном случае, вы сами в какой-то момент можете не дождаться своих ангелов-хранителей... "Награды" за спасение жизни Исследование Университета Огайо показало, что каждый день примерно 20% сотрудников служб "скорой помощи" США не выходит на работу по причине травм и болезней, полученных во время выполнения служебных обязанностей. Таким образом, эта работа может считаться одной из опасных. Наиболее часто сотрудники "скорой" страдают от инфицирования патогенными микроорганизмами (например, в результате контакта с кровью спасаемого ими человека), травм мускулов и суставов (в результате подъема, переноса и перевозки больных пациентов), а также побоев, наносимых буйными пациентами. Частыми инфекционными заболевания среди сотрудников "скорой" являются: ОРВИ, туберкулез, ветряная оспа, корь, краснуха, сальмонеллезы, вирусные гепатиты и даже СПИД. Самым распространенным инфекционным недугом является ОРВИ, которой каждый член экипажа реанимобиля заболевает по три-четыре раза в год. А применение вакцины против гриппа не всегда помогает. Несмотря на всеобщую иммунизацию, детской инфекцией - корью, краснухой, ветряной оспой и эпидемическим паротитом болеют до 10% спасателей. Частый выезд к больным с "открытой" формой туберкулеза выводит ежегодно из боевой вахты до 2-3% сотрудников. Опасные заболевания, как гепатит В и туберкулез является настоящим бичом среди обладателей белого халата. Следует заметить, что в первой городской больнице Астаны гепатит В стал для многих медиков отделения гемодиализа профессиональным заболеванием и своеобразной "наградой" за продление жизни больных с почечной недостаточностью. Тамошние врачи и медсестры не любят затрагивать эту тему… Как было отмечено выше, сами спасатели часто становятся жертвами своих пациентов - психически больных, лиц в алкогольном и наркотическом опьянении. Другие, спеша на помощь с включенными мигалками и сиренами, попадают в ДТП, которые заканчиваются плачевно. Одни отделываются легкими ушибами, вторые остаются прикованными к постели на всю оставшуюся жизнь, а третьи - уходят в мир иной. Только за один год жертвами нападения пациентов и ДТП стали свыше половины сотрудников столичной "скорой помощи". Результаты анализа показывает, что чем больше вызовов отрабатывает экипаж "скорой помощи", тем чаще он получает травмы разного рода. Вероятно, по этой же причине, работать на "скорой" в городах намного опаснее, чем в сельской местности. Дефицитные кадры В США врачи на "скорой" не работают - они встречают пострадавших и пациентов в приемных покоях госпиталей. В машинах, приезжающих на вызов, находятся "парамедики" - люди со средним медицинским образованием, а также техники, обслуживающие медицинское оборудование, находящееся в машине. Недавно американский опыт пришел и в Казахстан. И появились фельдшерские бригады. Реакция наших соотечественников разная. Большинство астанчан, узнав, что в бригаде нет врача, закатывают скандал. Тогда как за рубежом нет специализированных бригад, они все универсальные фельдшерские экипажи, выезжающие на все вызовы. Отмечу, что существуют различные бригады и в зависимости от характера вызова отправляется та или иная по специализации. Только для наших читателей: весь арсенал столичной станции скорой медпомощи. На сегодняшний день астанинская "скорая" состоит из 4 реанимационных бригад, 6 кардиологических, 13 бригад интенсивной терапии, 8 фельдшерских и 5 педиатрических бригад. В прошлом году было 10 детских бригад, но многие педиатры перешли в недавно открытый Детский реабилитационный Центр, поэтому количество бригад существенно сократилось. И помните: врачу за неимением необходимых лекарств и аппаратуры часто приходится пользоваться древнейшими методами - лечить "волшебными" словами или врать… Действительно, в так называемые "перестроечные" и "постразвальные" годы существовали большие проблемы с медицинским оборудованием и медикаментами. Нечто похожее порой творится и сейчас. Полгода назад не было 40%-й глюкозы, масок, перчаток, шприцов, соответствующих объемов и т.д. А с приходом зимы все реанимобили находятся на улице, крытых теплых гаражей нет. Отмечу, что в отдельных областных центрах присутствуют спецгаражи для карет. Отсутствие гаражей приводит к частым поломкам машин, а, учитывая специализированность бригад, при поступлении соответствующего вызова, бригадам приходится в спешном порядке менять машину, что приводит к повреждению сложной и дорогой медаппаратуры. Низкая зарплата и нехватка специалистов на "скорой" вынуждает выходить на дополнительные смены, что неминуемо отражается на наличии того или иного лекарства и аппаратуры. Прибывшие после нескончаемых вызовов и вышедшие утром после суточной суматохи фельдшеры и врачи забывают восполнять растраченные лекарственные средства, менять использованные одноразовые инструменты и заряжать кардиограф или дефибриллятор. Столичная "скорая" укомплектована фельдшерами и санитарами стопроцентно, но вот половины врачей не хватает. При существующем уровне заработной платы, руководство не в состоянии привлечь дополнительных работников. О затяжке времени Если вспомнить период времени до 90-х годов, то водители "скорой" находились в привилегированном положении. Туда принимали только тех, кто имел первый класс, хорошо знал расположение города и обладал хорошим здоровьем. В наши дни заработная плата на "скорой" крайне низкая, что способствует оттоку местных опытных водителей в коммерческие структуры, а взамен приходят приезжие, которые не знают карту столицы. Ведь водитель - такой же член бригады, это не просто человек, который привез и увез, при необходимости он участвует в оказании медицинской помощи и транспортировке больного. Существующее положение о работе "скорой помощи", определяет, что время приезда по вызову в черте города не должно превышать 20 минут. В основном спасатели укладываются в экстренный срок. Но бурно отстраиваемая столица оставляет отпечаток на скорости передвижения экипажа. В Астане за 10 лет количество автомашин выросло в 6-8 раз, а улицы, какими были, почти такими же и остались. Появилось множество отдаленных поселков, которые тоже обслуживаются, возникли километровые пробки, сформировался новый класс водителей не желающих уступить дорогу реанимобилю, дворы всегда заставляются автомобилями, часто меняются названия улиц и нумерация домов, строятся новые микрорайоны, дома и улицы, отмечается большой наплыв приезжих, не знающих точного адреса. При появлении затора, приходится ехать по встречной полосе, что чревато серьезными последствиями. В связи с этим время прибытия намного затягивается. Избежать опозданий нельзя, если возникает какая-то эпидемия или массовый шквал звонков. В таких случаях на станции может просто не оказаться бригады, и вызов обслуживается только после того, как какая-то из них освобождается. В Москве или Санкт-Петербурге, существует отдельная полоса для специализированного транспорта пожарной, милиции, скорой. А у нас, к сожалению, очень нечасто уступают дорогу карете "скорой помощи". А ведь если едет машина с проблесковыми маячками, со звуковым сигналом - значит, речь идет о чьей-то жизни и нужно уступить дорогу. Упаси Бог, но в подобной ситуации может оказаться каждый из нас, и это надо понимать. Смертельные кареты Не хотелось бы критиковать дареных железных коней и "заглядывать" к ним "в зубы", но когда принимается решение о транспорте, пожелания врачей и руководства "скорой" практически никогда не учитываются. Сами по себе "Газели", "Соболя" и "Hyundai" - неплохие машины. Но качество сборки и установки медоснащения желает лучшего. Нельзя забывать, что и ресурс у них не бесконечный. "Скорая помощь" требует постоянного вложения средств в обновление подвижного состава. Срок эксплуатации машин "скорой" до полного износа зависит от страны производителя. Для российских и китайских машин: 2-3 года, для южнокорейских: 3-4 года, а для немецких и японских - 4-5 лет. Каждый реанимобиль работает 24 часа в сутки, перерыв предусматривается только на техосмотр. Поэтому двухлетние "Соболя" давно изжили себя, а японские "Митсубиси" доживают последние деньки. Отмечу, что из всех карет столичной "скорой" более подготовленными являются "Митсубиси", "Ниссаны" и единственный "Фольксваген". Полуживые "Соболя" ведут себя очень неадекватно, в летнюю жару они ездят с включенным "печками" и возят беременных женщин. А выключить отопительную систему нельзя, сердце кареты перегревается от знойной погоды. У отдельных "Соболей" и "Газелей", при перевозке сами открывались двери, и больные вместе с медиками вылетали из машины. Кто ты, диспетчер? Диспетчеры - медработники со средним специальным образованием, прошедшие спецподготовку. Некоторые из них - опытные врачи "скорой". Врачи сели на пульт 03 не по своей воле, одни дорабатывают предпенсионные месяцы, вторые - стали временно нетрудоспособными, а третьи - после того, как спасая чью-то жизнь, остались инвалидами. И они могут даже по телефону определить состояние вызывающего или по описанию, того, кто нуждается в помощи. Массовый приезд сельских жителей в Астану родил новую проблему: многие из вызывающих не знают русского языка, иногда находятся в состоянии аффекта, и объективно получить от них информацию невозможно, нужно ориентироваться исходя из того, что понимаешь и принимать верное решение. Это все входит в обязанности профессионального диспетчера. Заветная страховка Вопрос о страховании жизни и здоровья сотрудников при исполнении обязанностей поднимается ежегодно, какие-то наработки присутствуют, но пока решение проблемы остается на бумаге. И из-за отсутствия нормативно-правового документа многие спасатели сами становятся жертвами возникших ситуаций, опасных для жизни и здоровья самих медицинских работников. Медперсонал "скорой" состоит главным образом из слабого пола. В "постразвальный" период были случаи, когда работали по одному человеку. Сейчас такое происходит крайне редко, но когда нужно "закрыть грудью амбразуру", работают поодиночке. На вызовах, конечно, возникают и конфликтные ситуации, пациенты или их близкие иногда неадекватно воспринимают действия сотрудников "скорой" или могут закрыть в квартире, пока не окажут помощь, даже если пациент в ней не нуждается. И как-то странно даже напоминать, что Люди в белых халатах - это святое, даже во время войны. В афганской и Великой отечественной войне, человек в белом халате никогда не подвергался нападениям. Эпилог В настоящее время не только сотрудники столичной "скорой помощи", но все без исключения "ангелы-хранители" Казахстана ждут от членов Правительства и депутатов Парламента решения проблем по своим жизненно востребованным страховым полисам, волшебные полосы на дорогах Алматы и Астаны и долгожданного повышения заработной платы… Фото с сайта http://www.liter.kz

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи