Опубликовано: 2300

Ехали мы, ехали…

Ехали мы, ехали…

- Алло! Управление железных дорог? Срочно пришлите психиатра на павлодарский вокзал!- А что случилось?- Поезд тронулся...

Поездка поездом обычно ассоциируется с мерным стуком колес, горячим чаем в резном подстаканнике и разговорчивыми попутчиками. Однако это пасторальное спокойствие на отечественной железной дороге отныне стало поводом для ностальгии. Стратегическую отрасль государства лихорадит… На межведомственном совещании, проведенном в транспортной прокуратуре, говорили о том, что в соседней России и на далекой Украине "поезда давно уже подходят к западным стандартам, а у нас - одна пародия". А ведь когда-то павлодарские железнодорожники гордились славой лучших в республике… Круги на воде Первым камнем, от которого и пошли "круги по воде", стало обращение в одну из павлодарских городских газет проводников поезда "Павлодар - Алматы". Тридцать пять человек подписали коллективное письмо президенту Казахстана с мольбой разобраться с коррупцией на железной дороге. "Все, что происходит сейчас у нас на железной дороге, сказывается в первую очередь на качестве обслуживания пассажиров, - рассказали журналистам "бунтари". Сервис исчез вообще, проводников унижают. Нас вынуждают идти на всевозможные нарушения: брать не оплаченный груз, безбилетных пассажиров и делать повторное белье - этим руководство толкает людей на преступления. И тут же, если проводники не выполняют план по продаже белья, лишают их премиальных". По словам проводников, новое руководство состава установило "таксу" за рейс - 200 долларов с человека. С многочисленных проверяющих толку мало - они сами берут взятки. Правда, компания "Дамир-Транс" с таким раскладом не согласна и объясняет "бунт на корабле" совершенно иными мотивами: новое руководство решило бороться с нечистыми на руку проводниками, которые и начали упорное сопротивление. После стало известно, что при получении с проводников так называемых "входных" за сохранение рабочего места в помещении ТОО "Дамир-Транс" задержан начальник поезда "Павлодар - Алматы". У него изъято 1300 долларов и 43 800 тенге. Дело было взято под особый контроль управления по борьбе с организованной преступностью. Конфликт вызвал большой резонанс по всей республике, открытое письмо обошло множество изданий. Совещание в транспортной прокуратуре стало одним из шагов в поисках истины. Это вам не Рио-де-Жанейро "Был один вагон приличный, новый, да и тот, говорят, на Астану забрали. А я же специально билет брала, думала, именно в него попаду, - сетует бабуля, с которой мы в одном купе едем в поезде "Павлодар-Алматы". - СВ-вагонов на Алматы больше нет, - отвечает проводница на вопрос "а какие у вас самые хорошие вагоны?" - их забрали на Астану. - Да, честно говоря, ничего в них особенного и не было, такие же старые, как и все остальные, тридцать лет им уже. И будто в подтверждение ее слов вагон вздыхает и громко скрипит… "Да, это не Рио-де-Жанейро", - подумалось словами Остапа Бендера. Днем мы задыхались от духоты, ночью мерзли от холода. Пыльно, тусклые стекла окон, какие-то древние, уже несмываемые разводы на стенках вагона… И как-то невовремя захотелось "гламура" - в бизнес-класс хорошего лайнера, который не видать обычному казахстанцу как своих ушей: билет на самолет из Павлодара до Алматы стоит 25 000 тенге, а это - средняя зарплата по региону… К слову, на совещании были озвучены весьма "говорящие" цифры. Обновления вагонов на павлодарском участке не было с 1994 года. Из 123 вагонов лишь в 15 (!!!) работает система кондиционирования и только в 17% есть холодильники (скоропортящиеся продукты за 200 тенге можно убрать в "подпол" вагона, но это зимой); 74 вагона перешагнули двадцатилетний рубеж. Большинство давно уже не соответствуют санитарным требованиям и не имеют должного оснащения. Прокуроры недоумевали: почему такие вагоны вообще выпускают в рейс? "Я вчера приехал из Астаны, в вагоне - полный бардак: какие-то бумажки валяются, за прежними пассажирами не убрано. И это купейный вагон", - возмущался один из прибывших на совещание чиновников. Доклад помощника павлодарского транспортного прокурора Данияра Джакипбекова - солидный список крупных и мелких нарушений перевозчиков. При проверке "Северного" - регионального филиала АО "Пассажирские перевозки" - установлено, что в туалетах плацкарта вагонов требуется замена раковин и линолеума, в вагонах не хватает пиал (в наличии всего 5-6 на вагон!). В одном вагоне не заправлен питьевой бачок, в другом - вода ржавая… К ТОО "Дамир-Транс" тоже есть претензии: несколько стаканов на целый вагон, плохие синтетические дорожки (которые никто не выколачивает, и которые явно требуют замены). В вагонах "Жолаушылар-Транс" та же картина: не хватает чайной посуды, не снимаются полушторы между поездками, проблемы со складскими помещениями, не чистится ковровое покрытие (у компании даже нет договоров о чистке и стирке…). У ТОО "Вагон-сервис" нет ангара для дезинфекции и обмывки вагонов, недостаточно поставок запчастей, вовсе не поставляются новые зеркала и унитазы. Причем за год компаниям вынесено всего 14 штрафов на сумму около тысячи долларов. Крайних, конечно же, нашли: 5 человек отстранили от работы, двоих руководителей (далеко не высшего звена) наказали. В масштабах общей бесхозяйственности просто смешные цифры… К слову, все дела, переданные санитарно-эпидемиологической службой в суд, были возвращены по причине отсутствия угрозы жизни и здоровью пассажиров (прокуратура заметила: в такой ситуации пишите нам жалобу). Оказалось, в службе даже нет штатного юриста… Кенжебек Султанов, начальник главного Управления санэпидемнадзора на транспорте РК, пообещал начать расследование в отношении СКП "Павлодар". - Я направлю комиссию, и те вагоны, которые здесь приняли, будут принимать заново. Нужно ставить вопрос об отзыве лицензии у перевозчиков перед Минтрансом и "Казахстан Темиржолы". 27 февраля в Астане мы рассматривали эту ситуацию, но в масштабах всего региона. Были и те проводники, которые рассказали, что все деньги руководству сдают, и в итоге нет даже на стирку белья. А ведь десятки тысяч человек пересекают границу Казахстана, и немало тех, кто прибыл из Азии, из неблагоприятных в эпидемиологическом плане мест. По уровню сервиса после нас только Киргизия. Даже Россия давно нас обошла, все службы там работают слаженно, как в Союзе - никто не продает вокзалы и не закрывает медицинскую службу. Мы второй год судимся с "Казахстан Темиржолы" из-за поставки некачественных вагонов. Отныне и павлодарский регион мы будем держать на четком контроле. Не вели казнить, вели слово молвить Естественно, прокуратура пригласила к диалогу и перевозчиков. Представитель ТОО "Дамир-Транс" Юрий Фоминых попросил дать компании время: - Нам некогда работать, мы только и делаем, что ведем переписку то с журналистами, то с чиновниками. В конце прошлого года мы выиграли тендер на маршрут "Павлодар-Алматы". Но у нас забрали все хорошие вагоны, которые были раньше. "Пассажирские перевозки" оставили себе самые лучшие вагоны. Достали взамен буквально из-под заборов в Астане старые. Причем нам дали всего 43 вагона, зато вместо 20 человек в бригаду дали все 30. А нам не нужно столько! Мы сейчас закупаем и хорошие турецкие дорожки, и новую посуду, матрасы, подушки, одеяла… У наших проводников сегодня очень хорошая зарплата - по 100 тысяч, никто не платит больше. Мы уже говорили с Москвой и Омском об аренде вагонов... Еще раз говорю - дайте нам время. Транспортный прокурор Серик Абенов, однако, заметил: "Вы знали, куда шли, компания должна была иметь средства для инвестиций, чтобы купить новые вагоны. А такие, какие есть, не нужны. Если с этого момента ваша позиция не изменится, то изменится наша - мы будем принимать меры. Мы выйдем на Генеральную прокуратуру, которая имеет право в суде опротестовать решение министерства, проводившего тендер на маршрут. Для одного областного центра целых три перевозчика! Увеличение из количества не привело ни к чему, кроме развала". Аманжол Аубакиров, глава управления транспортного контроля, перспектив в таких условиях не видит никаких: - С железной дорогой я связан давно. Нынешняя схема по перевозке пассажиров работает несколько лет. Мы отдали дань моде - прикончили монополиста, но по науке управления, как известно, чем больше участников процесса, тем больше неразберихи. По линии прокуратуры надо надавить на министерство, чтобы там, наконец, поняли, что мы неправы. И подумали, как исправить ситуацию. В первую очередь нужно сократить количество участников, раз сама жизнь показывает, что схема не работает. Приходят к управлению люди некомпетентные, вообще не железнодорожники. Со стороны ситуация на наших железных дорогах и правда выглядит, мягко говоря, запутанно и странно… Дороги и станции принадлежат "Казахстану Темиржолы", а вагоны, вроде как, может купить всякий, возить пассажиров, отчисляя КТЖ.. Кое-кто из перевозчиков, осуществляющих железнодорожные пассажирские перевозки по социально-значимым межобластным сообщениям, убытки которых подлежат субсидированию из республиканского бюджета, имеют склонность мухлевать с этим самым государственным субсидированием. Дескать, "мы такие вот бедные, дайте нам денег, а то вагоны пустые туда-сюда гоняем". Откуда уж тут взяться новым вагонам, имидж несостоятельности выгоднее - государство бюджетных денег подкинет, так, глядишь, миллиард тенге за год и набежит… Меж тем, как следует из отчета Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2005 год, ТОО "Компания Жолаушылар-Транс" и АО "Пассажирские перевозки" за 8 месяцев 2005 года получили доходы в общей сумме 1 млрд 92 млн тенгеВокзал на двоих Еще одним яблоком раздора стал вокзал станции Жолкудук. В одной из газет вышел материал о критическом состоянии помещения, где пассажиром негде ждать поезд даже зимой, потому как все комнаты превращены в туалеты. - Наша проверка показала, что АО "Желдоримущество" - та структура, которая считает деньги только по приходу, а не по расходу, и не желает содержать свое балансовое имущество, - сделал выводы транспортный прокурор Серик Абенов. - Исходя из такого отношения, местный акимат выражает готовность взять на свой баланс содержание помещения вокзала, чтобы люди окончательно не разуверились, что живут в процветающем Казахстане. Как следовало из доклада прокуратуры, плохо решен вопрос по уборке путей от мусора на всех вокзалах региона. Контейнеры переполнены, ночью даже на павлодарском вокзале недостаточно освещения, нигде нет комнат матери и ребенка. На вокзале в Красноармейке и вовсе провалился потолок. Здания в Маралды и Щербакты тоже в аварийном состоянии. "Все ремонты только на бумаге", - возмущалась глава одного из вокзалов. "Желдоримущество" владеет 12 вокзалами. По словам руководства, помещения ветхие (есть построенные аж в начале прошлого века) и сами по себе убыточные. "Ежегодно мы ремонтируем пять вокзалов, хотя им по 70-80 лет и легче снести да построить новые. По всем вокзалам заключены договоры с "Казахстан Темиржолы", и в обязанности этой компании теперь входит их содержание. По договору аренды арендаторы сами должны делать ремонт". На этой фразе зал загудел, потому как возник закономерный вопрос: за что арендодатель тогда берет деньги? Несколько миллионов тенге в год… "Мы перед пассажирами не несем ответственности", - на этой последней фразе докладчика из "Желдоримущества" зал охнул и нервно засмеялся… Если учитывать, что это АО - дочерняя структура "КТЖ", причем со 100% госучастием, то возникает вопрос, зачем она вообще нужна? Фото автора

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи