Опубликовано: 1200

Долг наличием красен

Долг наличием красен

Любые, даже развитые государства, живут в долг. Дефицит бюджета - это вовсе не показатель того, что страна не сводит концы с концами.

Напротив, именно дефицит бюджета позволяет развивать фондовый рынок и выстраивать деловые отношения с кредиторами - не только внутренними, но и внешними. В Казахстане, похоже, думают иначе. Профицит бюджета, когда средств получается больше, чем, казалось бы, нужно национальной экономике, у нас стал неотъемлемой частью бюджетной политики. И хотя из года в год закладывается дефицит бюджета, мы имеем де-факто профицит. Это свидетельствует, прежде всего, о своеобразной перестраховке правительства: оно точно знает, что средств в государственную казну поступит больше, чем запланировано расходов, но, тем не менее, закладывается искусственный дефицит. Исполнительная власть за счет получения профицита каждый раз представляет себя победителем на фронте налоговых сборов и других поступлений в бюджет. Дескать, вот как мы хорошо работаем, что у нас денег больше, чем нужно. И никто при этом не говорит о неважном качестве бюджетного планирования. Бюджетное геройство дает правительству формальное право не решать проблемы, связанные и с наполнением бюджета, и с развитием фондового рынка страны. Что касается первого, то многие эксперты уже давно указывают на недостаточно качественное администрирование налогов. Чего стоит одна не только не снижающаяся доля теневой экономики, но и, по некоторым признакам, все возрастающая - даже официально признаваемые 30 процентов, вероятно, являются лишь верхушкой айсберга. Конечно, это парадокс: при довольно жестком налоговом законодательстве иметь такую внушительную теневую экономику. Значит, налоговое администрирование и впрямь оставляет желать лучшего. Что же касается развития фондового рынка, то и правительство в лице министерства финансов, и Национальный банк должны принимать в нем самое деятельное участие. У каждого из них для этого есть собственные инструменты - государственные ценные бумаги и ноты соответственно. Но если проанализировать ситуацию последних лет, то мы увидим, что минфин становится все более пассивным. Национальный банк тоже не отличается последовательностью: объем эмиссий краткосрочных нот то растет, то падает. С 1998 года пик капитализации рынка государственных ценных бумаг (в том числе краткосрочных нот Нацбанка и муниципальных облигаций), пришел на 2004 год: объем различных эмиссий в обращении составил 635,346 миллиардов. Годом позже - лишь 464,670 миллиардов тенге. В этом году по состоянию на сентябрь в обращении находятся ГЦБ на сумму 611,774 миллиарда тенге. Однако если рассмотреть структуру номинированных в национальной валюте ГЦБ, то видно, что произошло значительное увеличение объема выпуска краткосрочных нот Нацбанка: за весь прошлый год объем эмиссии составил 161 миллиард тенге, а в этом году уже эмитировано нот на сумму 243,374 миллиарда тенге. Во многом это объясняется повышенной ликвидностью на банковском рынке и необходимостью стерилизации избыточных средств. А чтобы повысить привлекательность такого инструмента как ноты, Нацбанк еще в 2003 году продлил срок их обращения от семи дней до года (раньше максимальный срок обращения составлял 91 день). В то же время, надо сказать, и Минфин несколько увеличил выпуск ГЦБ. Если в 2000 году он эмитировал ГЦБ на сумму 61 миллиард тенге, то в 2004 году этот показатель составил 230,471 миллиард, в 2005-м - 297,222 миллиарда тенге. Однако из восьми инструментов, которыми обычно пользуется Минфин, некоторые остаются вне круга его интересов. Так, ни в прошлом, ни в этом году он не выпускал государственные индексированные казначейские обязательства со сроком обращения 3 месяца и более (МЕИКАМ). А с июля этого года перестали эмитироваться еще два инструмента - государственные краткосрочные казначейские обязательства со сроком обращения 3, 6, 9 и 12 месяцев (МЕККАМ) и государственные среднесрочные индексированные казначейские обязательства со сроком обращения свыше 1 года до 5 лет включительно. Наибольший выпуск и в прошлом, и в этом году зарегистрирован по инструменту МЕОКАМ - это государственные среднесрочные казначейские обязательства со сроком обращения свыше 1 года до 5 лет включительно. Эффективная доходность по ним составила на сентябрь 2006 года 5,22 процента и хотя она ниже процента ожидаемой инфляции, тем не менее, она намного выше доходности по краткосрочным нотам, которая в этом году подросла - с 2,24 процентов до 3,75 процентов, но все еще остается символической. В то же время нельзя сказать, что, несмотря на абсолютное увеличение объемов эмиссий ГЦБ, спрос на них полностью удовлетворен. Рынок испытывает острый голод на некоторые инструменты, в частности, МЕУЖКАМ. Государственные долгосрочные сберегательные казначейские обязательства со сроком обращения свыше 5 лет, предназначенные для покупки накопительными пенсионными фондами, появились на рынке в прошлом году. Изначально предусматривалось, что эти бумаги будут индексироваться по инфляции с тем, чтобы НПФ не загонять в инвестиционный убыток: в их портфелях и так находится достаточно много бумаг с отрицательной доходностью. Минфин даже обещал выпускать МЕУЖКАМ по графику и распределять их в ходе аукциона. Однако на деле все вышло сложнее: вместо 7 выпусков в течение 2005-2006 годов состоялось всего 4. Причем, объемы эмиссий были довольно скромные: на сентябрь общий объем этих бумаг в обращении составлял всего 73,190 миллиарда тенге. Специалисты НПФ говорят о том, что рынок готов поглотить специальный инструмент в объеме как минимум в три-четыре раза превышающий нынешний. Сегодня в обществе начинает обкатываться мнение, что правительство не должно создавать искусственные инструменты для того, чтобы поддерживать институциональных инвесторов. В таком случае необходимо снять все лимиты инвестирования для НПФ. А чем это чревато, можно предположить. Риски данного социального института резко возрастут. Вряд ли это оправданно. Но то, что правительству необходимо выстраивать отношения с кредиторами, вырабатывать эффективную политику внутреннего заимствования - очевидно. Фондовый рынок не может существовать без ГЦБ, которые должны выпускаться прогнозируемо и по понятным правилам. И даже пресловутый профицит бюджета здесь ни при чем. Деньги нужны всегда. И чем больше, тем лучше. Нужно только правильно ими распоряжаться. Рисунок с сайта http://www.oviont.ru/

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи