Опубликовано: 875

Десять простых шагов навстречу бизнесу

Десять простых шагов навстречу бизнесу

Отечественные воротилы малого и среднего бизнеса заметно оживились в последние недели. И дело не только в том, что они по всей видимости хорошо отдохнули летом.

На прошедшем в сентябре в Астане 10-м форуме предпринимателей Казахстана глава государства фактически предложил в очередной раз руку помощи среднему классу страны, дав девять поручений Правительству с целью создать максимальный режим благоприятствования развитию малого бизнеса в Казахстане до конца года. Как помочь баронам Мюнхгаузенам... Один из главных наказов касался разработки законодательных норм, позволяющим предпринимателям работать в таком налоговом режиме, который бы максимально вывел малое предпринимательство из "тени". Но помочь утопающему могут только ему подобные. И тогда бизнесмены взялись за дело, выработав 10 шагов навстречу к законодательному благоденствию. Во-первых, предлагается освободить начинающие предприятия малого бизнеса, нацеленные на производство какой-либо продукции, на 3 года от корпоративного налога с момента их регистрации в налоговом органе. Во-вторых, бизнесменам взяли на вооружение предложение президента Н. Назарбаева. Он, в частности, заметил на форуме, что было бы очень даже неплохо установить кредитные ставки для предпринимателей малого бизнеса в банках второго уровня не более 12 % годовых или не более 1,5-кратной кредитной ставки Национального банка РК. Пока же для кредитов, берущихся зелеными купюрами, кредитная ставка равняется 18-20 %, а в тенге и того более - 22-24 %. Можно предположить, что очень немногие из желающих открыть собственное дело решатся на кредит при столь высоких процентах. Даже если не принимать во внимание, что не каждому отважному вообще может повезти в получении вожделенного займа у банка. В-третьих, предприниматели предлагают освободить от таможенных пошлин все товары, завозимые на территорию Казахстана в качестве оборудования, сырья и комплектующих материалов, не производимых в республике и необходимых для налаживания собственного производства товаров народного потребления. К примеру, после того, как казахстанское правительство освободило от пошлин импорт в страну ДСП, то его легальный ввоз увеличился на сумму с 800 тыс. до 8,8 млн. тенге, то есть в 11 раз! В-четвертых, для активного роста количества производственных предприятий в малом бизнесе установить на срок с 1 января 2003 до 1 января 2006 года льготную ставку налога на прибыль для работающих предприятий малого бизнеса, занятых в производственной сфере, в размере 20 процентов. В-пятых, необходимо освободить от налога на прибыль все производственные предприятия, которые реинвестируют свою прибыль в развитие собственного производства и создают дополнительные рабочие места. Ведь вырученные от бизнеса деньги можно использовать на разные цели. Хороший хозяин вложит их опять в дело. Так благословите, просят бизнесмены, на новые бизнес-инициативы во имя собственного и государственного процветания. В-шестых, обращаются работодатели, нужно в ближайшее время легализовать заработную плату за счет снижения социального налога с 21 процента до 10 и установить максимальный подоходный налог на зарплату не более 13 процентов (против 5-30 в зависимости от размера зарплаты). Пока же, как утверждает президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов, до 70 процентов заработной платы пребывает в тени и уходит от налогообложения. В-седьмых, бизнесмены обеими руками сегодня за возрождение обязательного медицинского страхования населения. Ведь тот 21 процент социального налога, который сегодня приходится платить работодателям, уходит неизвестно на какие нужды и непонятно, сколько от этой суммы тратится действительно по адресу - на реализацию социальных программ. В-восьмых, бизнесмены предлагают провести разовую акцию по амнистии прошлых налогов и пени для производителей. В Китае, на который нам было бы неплохо почаще оглядываться да примериваться, такие акции проводятся раз в пятилетку и как видно идут на пользу и бюджету, и частному сектору экономики народной республики. Возможно бы тогда, сотни предприятий смогли бы вновь встать на ноги и стать рентабельными. В-девятых, в целях упорядочения статистической отчетности предлагается установить определение категории малого предприятия со среднегодовой численностью в 100 человек, общей стоимостью активов не выше 200 тысячекратного расчетного показателя. Новый налоговый кодекс, в который уже внесено немало изменений и дополнений, предлагает несколько витиеватых схем для работы предприятий малого бизнеса. В том числе по упрощенной схеме налогообложения - по патенту без права найма работников. И наконец, в-десятых, вставшие на ноги представители среднего класса для помощи своим будущим, едва появившемся коллегам по бизнесу внесли предложение о реализации промышленной политики через малый и средний бизнес - развитие сети бизнес-инкубаторов и промышленных парков. В таких местах, новичка-предпринимателя освобождают от выплат за аренду производственных помещений и офисов сроком на 5 лет. Все свои предложения бизнесмены уже направили в Кабинет министров. Бог, как говорится, в помощь высшему исполнительному органу власти государства. Где припрятан двигатель прогресса? Если вдруг все же случится приятная неожиданность (сами бизнесмены не очень-то уверены в успехе предпринимаемой ими попытки очередного диалога с властью) и советы будут приняты во внимание, то, как обещают сами предприниматели, налоговые поступления увеличатся прямо пропорционально взимаемым ставкам налогов. А новое предприятие без платы за аренду помещений, преференций, низких ставок налогов - это оборотная сторона дополнительных рабочих мест, снятие с государства бремени выплат пособий по безработице работоспособным, здоровым и инициативным гражданам. Кстати, и количество взяткодавателей и взятковзимателей поубавится, поскольку уже не потребуется предпринимателям утаивать истинную стоимость своей собственности или вести двойную бухгалтерию, так что и бояться стука в дверь контролера не придется. И не кажется такой уж удивительной забота работодателей о благе работников - создании института обязательного медицинского страхования или, скажем, защиты пенсионных накоплений. Плывем в одной лодке, так что тонуть в случае чего придется тоже вместе. Пока же мы на своей шкуре проверяем жизнеспособность прожектов, причем далеко не каждое из законодательных нововведений продвигает страну вперед к счастливому капиталистическому будущему. А еще - все более заметным становится интерес зарубежных агентств, фондов и других организаций к истинному положению вещей с развитием не только сырьевого сектора экономики. И дело вовсе не в альтруизме мироощущения западного человека. К Казахстану питают огромный интерес потенциальные инвесторы, готовые вложить деньги в экономику и рынок молодого государства, в том числе и в сектор малого и среднего бизнеса. При условии, что ему дадут возможность расти и свободно развиваться. И средний класс Казахстана станет не на словах основой стабильности общества. Пусть даже в одном отдельно взятом государстве.

[X]