Опубликовано: 1800

Бизнес вглядывается в карту

Бизнес вглядывается в карту

После экономического кризиса жизнь предпринимательского сообщества должна приобрести новые черты. С этим согласны во всех странах мира, переживших финансовые и экономические трудности.

Тяжелые уроки обнажили все слабые стороны доминирующей сегодня в мире капиталистической системы, показали всю сложность и неоднозначность деятельности традиционных финансовых институтов. Это напрямую касается и Казахстана. Президент Н. Назарбаев еще в конце прошлого года настойчиво советовал казахстанскому бизнесу: учиться на ошибках, искать свое прочное место в системе вновь складывающихся экономических отношений, находить новые точки приложения сил и капиталов, способствующие модернизации страны. Поэтому Глава государства поручил разработать программу "Дорожная карта бизнеса - 2020". Бизнес - сообщество Казахстана поддержало её базовые принципы и связывает с этой программой большие ожидания и большие надежды. - Мы считаем, что инициативы Президента по обширной поддержке государством деловой активности могут и должны стимулировать решительные перемены, послужить катализатором новой широкой волны предпринимательства, - так обобщенно выразил свое мнение о программе председатель Национальной экономической палаты Азат Перуашев. Однако "Дорожная карта -2020" на должна остаться только декларацией, считают руководители казахстанского бизнеса. Она обязана стать директивным планом совместных действий предпринимателей и государства по обновлению страны, носить прикладной, даже утилитарный характер. Только так хорошие планы не "растекутся" в словах и дискуссиях, а реализуются на практике. Поэтому бизнес-сообщество вносит свои конкретные предложения по доработке программы. Итак, что же видит в ней бизнес? Первое и самое главное опасение вызывает наметившаяся тенденция затягивания ее реализации. После поручения Президента прошло уже около четырех месяцев, прошёл ряд обсуждений, но практическая реализация, по сути, все ещё не началась. Между тем, для бизнеса фактор времени сегодня имеет ведущее значение, потому что порой в считанные дни успешный бизнес может оказаться в числе безнадежных должников и лишиться возможности на поддержку со стороны государства. При этом, затягивание разработки, принятия и реализации программы сказывается на её качестве. Если на первом этапе привлечение бизнес - сообщества к обсуждению проекта носило весьма насыщенный характер, то в последнее время бизнесменам сообщается об очередных редакциях и поправках "в порядке уведомления". Министерства и ведомства постепенно "прибирают к рукам" программу, хотя, даже по названию, она предназначена в первую очередь для бизнеса. Это вызывает у бизнеса вопросы, и порой - очень острые. Программы предполагает тесное сотрудничество бизнеса и государства, финансирование или софинансирование важнейших экономических программ и проектов со стороны государства. Но каким образом это будет делаться, каковы будут критерии отбора предприятий, претендующих на государственную помощь - пока плохо понятно. По мнению бизнесменов, важнейшим критерием отбора предприятий к участию в Дорожной карте бизнеса должна быть востребованность их продукции на рынках сбыта. В противном случае есть риск построить массу никому не нужных, простаивающих, изначально убыточных производств ради получения льгот и вывода средств любым путем, либо просто ради галочки. Таких примеров уже сегодня немало. Даже Президент возмущенно обращал внимание, что проводятся торжественные пуски, а потом вложенные государством миллионы стоят в виде бесполезного " железа". Без критерия сбыта продукции многие производственные проекты рискуют остаться на бумаге или в виде металлолома в пустых цехах. Но данный аргумент игнорируется в программе, несмотря на неоднократные обращения бизнес-сообщества в ходе обсуждений. Поэтому бизнесмены считают принципиально важным включать в программу критерием положительной оценки рыночный спрос на данную продукцию, или же получение контракта по госзакупкам (или протокола намерений на такой контракт). Нужно смело субсидировать прежде всего те предприятия, которые уже выиграли тендеры по госзакупкам, либо показали рост реализации своих товаров за последний период. Аналогичным образом нужно подойти к формированию участников программы и определению её приоритетных секторов. На одном из совещаний Азат Перуашев привел такой пример: по итогам кризисного 2009 года мебельная промышленность Казахстана достигла роста в 7%. Это реальное достижение, показывающее и емкость рынка, и возможности наших предприятий! Более того - с созданием Таможенного союза для этой отрасли открываются новые перспективы роста: снимаются барьеры на поставку древесины и комплектующих, ограничивается импорт дешёвой китайской мебели и т.д. Потребность в продукции мебельных предприятий весьма значительна: это и программа "100 школ, 100 больниц", и строительство новых детских садов, и развивающийся потребительский рынок. Тем не менее, этот сектор не включен в Дорожную карту, поскольку фактор рынка сбыта в программе не учтен на должном уровне, и соответственно, потенциал отрасли не оценен по достоинству! Заметим - речь уже идет не об отдельном предприятии, а о целой отрасли, к тому же социально ориентированной! Такое явное "упущение" в программе не может быть принято спокойно. Бизнесмены предлагают: включить мебельную и деревообрабатывающую промышленность в число приоритетных секторов Программы, а также доработать этот список с учётом критерия потребительского рынка. Есть у бизнеса вопросы к разработчикам и по финансированию проектов. В программе определено, что: "В 2010 году субсидирование процентной ставки может осуществляться только по кредитам Банков со ставкой вознаграждения не более 12%". Аналогичное требование заложено в условия предоставления гарантий. По опыту рефинансирования кредитов из средств Фонда стрессовых активов, бизнесмены считают, что цифра нереальная. Из более чем 150 проектов в перерабатывающих отраслях, рефинансированных по программе "Даму-Ондiрiс" всего 3-4 предприятия имели похожую ставку кредитования. Это несколько процентов от общего числа компаний. И то лишь как результат третьего транша антикризисной программы. Данный транш, как известно, в основной части ушел в сектор торговли и услуг, а на ситуацию в обрабатывающей промышленности большого влияния не оказал. Критерий в 12%, по всей видимости, отталкивается от усредненной банковской ставки по всему кредитному портфелю, но даже при этом он не может быть ниже 16%, а если говорить предметно о секторе переработки, то ставка, скорее всего, будет ещё выше. Поэтому бизнесмены считают, что критерий уровня ставки необходимо дополнительно уточнить с Нацбанком, причем именно по сектору переработки - ведь здесь речь идет о реальном производстве. А в программу не стоит записывать заведомо нереальные цифры. В любом случае, обсуждаться может только конкретный размер субсидии, но сама банковская ставка выше 12% не может служить основанием для отказа в субсидировании проектов, имеющих значение для экономики регионов и прошедших согласование в координационном совете. Полной ясности в этом вопросе нет. Одной из важнейших целей Дорожной карты должно быть оздоровление действующих предприятий. Это тяжелый, "больной" вопрос, но без его решения мы с места не двинемся. Такой подход поддержал и Глава государства. Однако в проекте программы оздоровление предприятий сведено к субсидированию кредитов и отсрочке по выплате налогов - и, по сути, все! Окончательное решение закреплено за банковским сообществом, то есть предприятие становится пассивным наблюдателем того, как решается его судьба. Такой подход ставит под сомнение понимание разработчиками реального положения дел. Продолжение следует

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи