Опубликовано: 800

Бензиновая лихорадка - 2008, или Почему хочется в Туркменистан

Бензиновая лихорадка - 2008, или Почему хочется в Туркменистан

На тему мгновенного взлета цен на бензин в республике не писал разве что ленивый. Инициатива местных НПЗ в очередной раз существенно ударила по карманам владельцев казахстанских автомобилей. Вместе с тем уже сегодня можно попробовать увидеть, чем обернется подобный ценовой взлет для рядовых граждан в краткосрочной перспективе.

Итак, первый шок у владельцев авто постепенно начинает проходить. И это притом, что скачок цен на самые популярные марки бензина фактически сравнял казахстанское топливо со своими заокеанскими и европейскими аналогами. Но если подъем цен на топлива там, в дальнем зарубежье, вызвал волну массовых выступлений, пикетов, демонстраций протестов и т.д., то в Казахстане практически мировой уровень цен на бензин не вызвал какого-либо массового недовольства. Большинство местных автолюбителей высказывали свое отношение к властям только находясь в своих квартирах, где, сидя на кухне, спорили - будет ли дальше продолжаться рост цен на горючее или остановится. Вместе с тем пассивность, с которой было воспринято повышение на 15 и более процентов, обнадежила местных производителей. Видя, что народ проглотил их аферу с необходимостью поднятия цен на топливо, местные нефтяные бароны вряд ли остановятся на достигнутом. Поэтому вероятность того, что уже в сентябре-октябре текущего года мы станем свидетелями очередного повышения очень велика. Судите сами, единственное требование правительства к НПЗ, чтобы все их действия были заранее прогнозируемые, и не мешали посевной/уборочной кампании. Это требование они выполнят, будьте уверены. Ну а дальше уже ясно, если народ не бунтует, то он, в принципе, и потом не сильно расстроится новым уровнем цен на горючее. А если так, то у казахстанских производителей горюче-смазочных материалов появляется очередная возможность поднятия цен. При этом, как ни парадоксально звучит, Казахстан одна из богатейших стран мира по запасам нефти становится страной, где цены на ГСМ также могут стать одними из самых высоких в мире. В этом случае радует только одно, что о стране заговорят везде, а цены, установленные осенью нашими производителями могут даже попасть в список рекордов Гиннеса в раздел "самые высокие цены в мире на бензин". Парадокс, но все это происходит в демократически развитой стране, которая уже скоро станет председателем ОБСЕ и будет своим личным примером показывать - как нужно поддерживать безопасность (читай - стабильность) в стране и сотрудничество (наверное, между производителями ГСМ по вопросам одновременного поднятия цен на горючее). Здесь поневоле вспоминается критикуемый всеми Туркменистан, где, по мнению многих европейских экспертов и правозащитников, постоянно отмечается ущемление прав и свобод граждан. Но позвольте, там с 11 февраля 2008 года стали бесплатно выдавать своим гражданам 120 литров бензина. В результате республика вошла в историю как единственное в мире государство, бесплатно раздающее гражданам бензин. И это притом, что, как и Казахстан, Туркменистан продает на мировые рынки свои энергоресурсы. Как и Астана, Ашхабад получает от роста цен на энергоносители значительные дивиденды. Но опять задаюсь вопросом: "Почему при едином мировом рынке энергоносителей в Туркменистане можно взять бесплатно хотя бы 120 литров бензина, а в Казахстане тот же самый бензин скоро достигнет отметки в 120 тенге?" Может Астана ко времени своего председательствования в Европе хочет в Казахстане сделать европейские цены на ГСМ? Но тогда, может, надо было бы начать повышать до европейского уровня заработную плату населению? А пока давайте перенесемся к осени 2008 года. Представьте себе все продукты питания, товары народного потребления доставляются до пунктов реализации продукции на автомобилях, которые заправляются регулярно дорожающим топливом. Ясно, что цена практически на весь продуктовый ряд вырастет на несколько процентов. Здесь вспоминается инфляция 2007 года, которая по заявлению должностных лиц правительства должна была составить не менее 7,8 процентов, а в реальности достигла 18,8 процентов. И, заметьте, тогда не было столь большого скачка на автомобильное топливо. Поэтому, делая уклон на происходящее повышение цен на рынке горюче-смазочных материалов можно предположить, что инфляция в республике на конец года составит как минимум 20 процентов. И это при учете роста цен на все товары народного потребления, а также удорожания электроэнергии. И опять вспоминается Туркменистан, в котором население пользуется бесплатной электроэнергией, водой и солью. Вполне возможно, что рост цен на ГСМ, товары народного потребления в Казахстане является своеобразной платой за достижение республикой мирового уровня. Но почему-то так хочется немного пожить в Туркменистане с его так часто критикуемой экономической моделью развития, которая, как показала практика, защищает больше интересы простых рядовых граждан, чем глав отечественных НПЗ. Фото liter.kz

[X]