Опубликовано: 1200

"Авгиевы конюшни" казахстанских законов

Сегодня в РК существуют тысячи нормативно-правовых актов, регламентирующих работу бизнеса.

Как сенсацию в отношениях правительства и предпринимательской общественности можно расценить недавние заявления, прозвучавшие на встрече с журналистами Форума предпринимателей Казахстана. В кои-то веки в оценках работы властей из уст бизнесменов не преобладали абсолютно черные тона! Это после стольких лет яростной критики практически всей политики всех правительств республики в отношении малого и среднего бизнеса. Причиной таких изменений стали процессы во взаимоотношениях государства и бизнеса, начало которым положило решение премьер-министра, принятое в конце прошлого года, о создании ряда рабочих групп для решения проблем развития предпринимательства в стране. Хотя времени с того момента прошло совсем немного, всего месяц, но уже есть конкретные и позитивные результаты (удивительная оперативность в наших условиях!). Может быть, это результат серьезного подхода со стороны правительства к организации работ групп: возглавили их вице-министры профильных министерств, которые на время этой работы были освобождены от других задач (удивительная системность для отечественной практики!). Предпринимательская же общественность, представленная в рабочих группах на уровне их сопредседателей своими активистами, была традиционно настойчива и жестка в определении политики государства к ней - первые шаги со стороны власти навстречу бизнесу поколебали, но не размягчили до конца закаленные чиновничьим произволом сердца предпринимателей. Рабочим группам, разбитым по юридическим, финансово-экономическим вопросам, по развитию инфраструктуры бизнеса и снижению административных барьеров и дебюрократизаии (неологизм, порожденный неэффективной практикой госуправления), пришлось разгребать настоящие авгиевы конюшни. О масштабе бюрократических наслоений, тормозящих развитие бизнеса, говорят многие факты. Одна только Алматинская Ассоциация предпринимателей выявила 60 неисполнимых административных барьеров, и количество их только растет год от года. А это лишь один, региональный срез. Общий масштаб напластований вряд ли сейчас кто-то может представить, ведь кроме законов, регламентирующих развитие бизнеса на государственном уровне, существует масса подзаконных актов, изменений и дополнений в ранее принятые акты, а также постановления местных органов власти. Среди этих документов есть совершенно абсурдные, как, например, те, что стандартизируют выпуск расчесок и баурсаков, есть довольно разумные сами по себе, не будь их слишком много. Предприниматели поднимали эти вопросы на протяжении многих лет, но лишь в ходе работы четырех совместных с правительством групп были услышаны на высоком уровне. Как отмечают члены Форума предпринимателей, многие крупные чиновники сами были удивлены состоянием законодательной базы и стали иначе смотреть на претензии представителей малого и среднего бизнеса к государственной политике. Но не все - приходилось сталкиваться и с далеко недружественным отношением. "Когда дело касалось того или иного конкретного ведомства, его представители чуть не насмерть стояли за сохранение каждой запятой в законе", - заметил один из участников рабочей группы. Наверное, не без влияния этого предприниматели вслух говорят о том, что было бы не логично публично упоминать после того, как диалог с властью начал налаживаться о том, что запутанная нормативная база результат не только низкого профессионализма, но и сознательной политики на уровне ведомств, замыкающейся на коррупционные схемы. Но вряд ли только коррупционным сознанием чиновничьего слоя можно объяснить абсурдную ситуацию с законодательной базой по малому и среднему бизнесу. Кроме него есть и сознательная государственная политика. Цель ее - не удушение бизнеса, задачи стоят более конкретные и прагматичные, но итог в целом тот же - торможение развития предпринимательства. Один из таких примеров - практика планирования размеров штрафов в доходной части бюджета за нарушение законодательства субъектами бизнеса. Классический пример как курочку, способную нести золотые яйца отправляют в суп, зато сейчас. Чтобы со стороны можно было осознать размер тех проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, достаточно привести лишь основные цифры. По замечанию предпринимателя Талгата Доскенова, работавшего в составе группы по юридическим вопросам, сегодня действующими в законодательстве страны числятся около семи тысяч постановлений правительства, не считая подзаконных актов. Итогом работы этой группы стала разработка проекта постановления правительства о признании утратившими силу 247 постановлений правительства, о внесении поправок в 95 постановлений, об отмене действия 126 приказов центральных государственных органов. Кроме того была проведена и еще продолжается ревизия местных государственых органов по приведению их в соответствие с законодательной базой. - Всего по предварительным подсчетам будут внесены изменения и отменены более шестисот актов правительства, центральных и местных органов, кроме того, около полутора тысяч нормативно-правовых актов было поставлено под сомнение, эта работа продолжается, - заявил г-н Доскенов. Вряд ли, исходя из названных цифр, можно будет считать, что с "авгиевыми конюшнями" покончено совсем, но во всяком случае дышать бизнесу должно стать легче. Хотя не все члены Форума уверены, что благие идеи рабочих групп будут реализованы в полной мере, а не начнут саботироваться на разных уровнях власти. Но хотя бы доказывать свою правоту бизнес-сообществу станет легче теперь, после фактического признания на уровне правительства наличия "болезни" крайней бюрократизации нормативной базы по малому и среднему бизнесу. Плюсом деятельности рабочих групп можно считать вскрытие ряда системных проблем в отношении власти к малому и среднему бизнесу. Их много, можно упомянуть лишь несколько: при принятии решений, касающихся развития предпринимательства, не учитывается его социальная функция (создание рабочих мест, например), не анализируются последствия принятых решений, не проводится различий между спецификой малого и среднего бизнеса. Рабочими группами кроме "чистки" нормативной базы были предложены и другие методы нормализации ситуации. Например, чтобы министерства, инициирующие какое-либо изменение существующего законодательства в части бизнеса, доказывали его необходимость, а затем оно, если было принято, в течение длительного времени попадало под мониторинг - чтобы проверить эффективность. Другие предлагаемые новшества: прогноз выгодности и цены изменений в законодательстве, публичное обсуждение предлагаемых правовых актов, создание для этого общественно-правовой экспертизы, внедрение института официального толкования нормативно-правовых актов, новая идеология проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Если внедрить все предложения, ситуация для бизнеса изменится очень заметно. Остается надеяться, что опасения бизнесменов на счет саботирования идей, инициированных правительством на многочисленных чиновничьих "этажах", не сбудутся.

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи