Опубликовано: 922

"Авгиевы конюшни" казахстанских законов

Сегодня в РК существуют тысячи нормативно-правовых актов, регламентирующих работу бизнеса.

Как сенсацию в отношениях правительства и предпринимательской общественности можно расценить недавние заявления, прозвучавшие на встрече с журналистами Форума предпринимателей Казахстана. В кои-то веки в оценках работы властей из уст бизнесменов не преобладали абсолютно черные тона! Это после стольких лет яростной критики практически всей политики всех правительств республики в отношении малого и среднего бизнеса. Причиной таких изменений стали процессы во взаимоотношениях государства и бизнеса, начало которым положило решение премьер-министра, принятое в конце прошлого года, о создании ряда рабочих групп для решения проблем развития предпринимательства в стране. Хотя времени с того момента прошло совсем немного, всего месяц, но уже есть конкретные и позитивные результаты (удивительная оперативность в наших условиях!). Может быть, это результат серьезного подхода со стороны правительства к организации работ групп: возглавили их вице-министры профильных министерств, которые на время этой работы были освобождены от других задач (удивительная системность для отечественной практики!). Предпринимательская же общественность, представленная в рабочих группах на уровне их сопредседателей своими активистами, была традиционно настойчива и жестка в определении политики государства к ней - первые шаги со стороны власти навстречу бизнесу поколебали, но не размягчили до конца закаленные чиновничьим произволом сердца предпринимателей. Рабочим группам, разбитым по юридическим, финансово-экономическим вопросам, по развитию инфраструктуры бизнеса и снижению административных барьеров и дебюрократизаии (неологизм, порожденный неэффективной практикой госуправления), пришлось разгребать настоящие авгиевы конюшни. О масштабе бюрократических наслоений, тормозящих развитие бизнеса, говорят многие факты. Одна только Алматинская Ассоциация предпринимателей выявила 60 неисполнимых административных барьеров, и количество их только растет год от года. А это лишь один, региональный срез. Общий масштаб напластований вряд ли сейчас кто-то может представить, ведь кроме законов, регламентирующих развитие бизнеса на государственном уровне, существует масса подзаконных актов, изменений и дополнений в ранее принятые акты, а также постановления местных органов власти. Среди этих документов есть совершенно абсурдные, как, например, те, что стандартизируют выпуск расчесок и баурсаков, есть довольно разумные сами по себе, не будь их слишком много. Предприниматели поднимали эти вопросы на протяжении многих лет, но лишь в ходе работы четырех совместных с правительством групп были услышаны на высоком уровне. Как отмечают члены Форума предпринимателей, многие крупные чиновники сами были удивлены состоянием законодательной базы и стали иначе смотреть на претензии представителей малого и среднего бизнеса к государственной политике. Но не все - приходилось сталкиваться и с далеко недружественным отношением. "Когда дело касалось того или иного конкретного ведомства, его представители чуть не насмерть стояли за сохранение каждой запятой в законе", - заметил один из участников рабочей группы. Наверное, не без влияния этого предприниматели вслух говорят о том, что было бы не логично публично упоминать после того, как диалог с властью начал налаживаться о том, что запутанная нормативная база результат не только низкого профессионализма, но и сознательной политики на уровне ведомств, замыкающейся на коррупционные схемы. Но вряд ли только коррупционным сознанием чиновничьего слоя можно объяснить абсурдную ситуацию с законодательной базой по малому и среднему бизнесу. Кроме него есть и сознательная государственная политика. Цель ее - не удушение бизнеса, задачи стоят более конкретные и прагматичные, но итог в целом тот же - торможение развития предпринимательства. Один из таких примеров - практика планирования размеров штрафов в доходной части бюджета за нарушение законодательства субъектами бизнеса. Классический пример как курочку, способную нести золотые яйца отправляют в суп, зато сейчас. Чтобы со стороны можно было осознать размер тех проблем, с которыми сталкиваются предприниматели, достаточно привести лишь основные цифры. По замечанию предпринимателя Талгата Доскенова, работавшего в составе группы по юридическим вопросам, сегодня действующими в законодательстве страны числятся около семи тысяч постановлений правительства, не считая подзаконных актов. Итогом работы этой группы стала разработка проекта постановления правительства о признании утратившими силу 247 постановлений правительства, о внесении поправок в 95 постановлений, об отмене действия 126 приказов центральных государственных органов. Кроме того была проведена и еще продолжается ревизия местных государственых органов по приведению их в соответствие с законодательной базой. - Всего по предварительным подсчетам будут внесены изменения и отменены более шестисот актов правительства, центральных и местных органов, кроме того, около полутора тысяч нормативно-правовых актов было поставлено под сомнение, эта работа продолжается, - заявил г-н Доскенов. Вряд ли, исходя из названных цифр, можно будет считать, что с "авгиевыми конюшнями" покончено совсем, но во всяком случае дышать бизнесу должно стать легче. Хотя не все члены Форума уверены, что благие идеи рабочих групп будут реализованы в полной мере, а не начнут саботироваться на разных уровнях власти. Но хотя бы доказывать свою правоту бизнес-сообществу станет легче теперь, после фактического признания на уровне правительства наличия "болезни" крайней бюрократизации нормативной базы по малому и среднему бизнесу. Плюсом деятельности рабочих групп можно считать вскрытие ряда системных проблем в отношении власти к малому и среднему бизнесу. Их много, можно упомянуть лишь несколько: при принятии решений, касающихся развития предпринимательства, не учитывается его социальная функция (создание рабочих мест, например), не анализируются последствия принятых решений, не проводится различий между спецификой малого и среднего бизнеса. Рабочими группами кроме "чистки" нормативной базы были предложены и другие методы нормализации ситуации. Например, чтобы министерства, инициирующие какое-либо изменение существующего законодательства в части бизнеса, доказывали его необходимость, а затем оно, если было принято, в течение длительного времени попадало под мониторинг - чтобы проверить эффективность. Другие предлагаемые новшества: прогноз выгодности и цены изменений в законодательстве, публичное обсуждение предлагаемых правовых актов, создание для этого общественно-правовой экспертизы, внедрение института официального толкования нормативно-правовых актов, новая идеология проверок субъектов малого и среднего бизнеса. Если внедрить все предложения, ситуация для бизнеса изменится очень заметно. Остается надеяться, что опасения бизнесменов на счет саботирования идей, инициированных правительством на многочисленных чиновничьих "этажах", не сбудутся.

[X]