Опубликовано: 884

Атака на монополистов

Атака на монополистов

Похоже, Агентство по регулированию естественных монополий и защите конкуренции начинает наступление на монополистов, которые отличаются не только деловой хваткой, но и имеют неумеренный аппетит.

По его настоянию около 600 субъектов снизили тарифы на свои услуги. И хотя уступки стоят копейки, потребителям все равно приятно - такое произошло впервые за долгие годы. Сегодня монополистов в стране не так уж и мало - 722 компании подпадают под государственное регулирование своей экономической политики. При этом ценообразование 1155 услуг полностью зависит от антимонопольного агентства. Монополисты с завидным постоянством требовали разрешить повысить им цены - каждый квартал в антимонопольных департаментах скапливались десятки заявок. И вот теперь многие тарифы должны быть снижены. Как известно, с 1 января снижены ставки налога на добавленную стоимость и социального налога. И агентство своим подопечным поручило снизить тарифы на предоставляемые услуги из-за изменения налоговых ставок. Понятно, что монополисты при этом ничего не теряют, но желание оставлять некогда отвоеванные с трудом позиции возникло не у всех: за два месяца, что прошли со дня издания соответствующего приказа, тарифы снизили лишь около 90 процентов монополистов. Ведомство Джандосова не намерено бросать оружие: в адрес ослушников опять внесены предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, а ряд больших начальников за несвоевременное исполнение приказа привлечен к административной ответственности. Те же, кто снизил свои тарифы, извлекли двойную выгоду. Во-первых, они попали в список благонадежных. Во-вторых - нисколько не уменьшили свои бюджеты. Большинство из них понизили тарифы на чисто символическую сумму - один-два тенге. Надо полагать, что подобные уловки станут предметом расследования антимонопольщиков, потому что главное-то не послушание, а соответствие действий букве закона. Впрочем, на счету агентства в феврале есть куда более впечатлительная победа. Оно выиграло иск к семи компаниям, которые, как сказано в решении суда, участвовали в антиконкурентных соглашениях. По существу, впервые в практике был доказан сговор конкретных субъектов, которые занимаются реализацией оптовых объемов нефтепродуктов в Джамбульской, Восточно-Казахстанской, Алма-Атинской, Кызыл-Ординской, Карагандинской и Южно-Казахстанской областях, а также в Астане и Алма-Ате. Предыстория судебной эпопеи такова: в прошлом году цены на бензин выросли почти на четверть, опередив по всем статьям другие товары. Причем, сезонный фактор - посевная и уборочная страда - почти не играл никакой роли. Цены на стратегически важный продукт увеличивались даже тогда, когда стоимость углеводородов на мировых рынках падала. Естественно, этот факт не мог не заинтересовать антимонопольное агентство, претендующее на непредвзятый взгляд на те тенденции, что происходят в экономике страны в целом и в стане монополистов в частности. Осенью прошлого года специалисты этого ведомства и Агентство финансовой полиции проверили ОАО "Петро Казахстан Ойл Продакс", который реализует наибольший объем нефтепродуктов 12 компаниям, имеющим статус товарищества с ограниченной ответственностью. Те, в свою очередь, поставляют горючее в шесть регионов страны и в обе столицы. Вопрос, который занимал ревизоров, вполне логичный: почему повышаются цены на нефтепродукты в оптово-розничном звене? Результаты проверки превзошли все ожидания. Выяснилось, что ТОО "Жанармай Торг", ТОО "Кызылорда Мунай Сервис", ТОО "Восток-Мунай ЛТД", ТОО "Эл-Мунай", ТОО "Мунай Сауда Ойл", ТОО "Петролеум Кантри" и ТОО "Карнефтехим" согласовывали свою тарифную политику, что "привело к существенным отрицательным последствиям на товарных рынках, а именно, к повышению цен от 30 до 60 процентов". Специалисты усмотрели в этом факте признаки монополистической деятельности, что запрещается пунктом 1 статьи 14 закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". В декабре 2003 года антимонопольное агентство вынесло предписание в адрес "семерки" о прекращении осуществления согласованных действий, направленных на установление или поддержание единых цен. Был выставлен счет: монопольный доход в размере 13 187 683 149 тенге, полученный в результате нарушения антимонопольного законодательства, необходимо было перечислить в республиканский бюджет. И тогда закрутилась судебная карусель: ТОО отказались нести ответственность и обжаловали предписания агентства в суде Астаны. Агентство, проявив последовательность, подало встречный иск, попросив суд обязать фирмы выполнить предписание. Решение суда оказалось неожиданным: была признана абсолютная правота антимонопольного агентства. Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но в компании "ПетроКазахстан Инк" так не думают. Сразу же после оглашения решения суда было распространено заявление компании, в котором говорится о намерении подать апелляцию. Впрочем, это ее законное право - решение суда может быть обжаловано или опротестовано в 15-дневный срок в Верховном суде республики. В "ПетроКазахстан" считают, что в республике существует высококонкурентный рынок нефтепродуктов, и текущий уровень цен является отражением существующих мировых цен на нефть. При этом ценовая политика его дистрибьюторов не отличается от других, работающих в стране. Руководство этой компании уверено, что в их руках - неоспоримый козырь: в договоре о приватизации Шымкентского НПЗ предусмотрено право продавать все и любые продукты завода в республике и за ее пределами по свободным рыночным ценам. Оно не исключает возможности инициировать новое судебное разбирательство, но горячиться явно не желает, выражая свою готовность "обсуждать с государственными органами очевидные трудности, связанные с ценообразованием на нефтепродукты". Как дальше будут развиваться события, сегодня предугадать трудно. Однозначно одно: развязки ждать еще долго. Даже если апелляция не будет подана и решение суда вступит в законную силу, то проигравшие компании вправе обжаловать решения суда первой или апелляционной инстанции в надзорном порядке в Верховном суде. Это означает, что искомые 13 миллиардов в государственную казну не поступят как минимум год. Что касается другой стороны вопроса - розничных цен, то антимонопольщики подчеркивают, что реализация нефтепродуктов на заправках осуществляется в условиях конкуренции: "Цена на конкурентном рынке формируется в зависимости от спроса и предложения, а также от условий поставок нефтепродуктов оптовыми поставщиками". Но, судя по всему, вопросы у специалистов по этому поводу все-таки возникают, поскольку, как заявлено, агентством будет продолжена работа по выявлению согласованных действий на рынке нефтепродуктов, в том числе и при реализации их в розницу. Так что мы еще станем свидетелями острых баталий, которые затевает Джандосов и компания. Главное, чтобы пороху хватило…
Загрузка...

[X]