Опубликовано: 2100

10 самых распространенных заблуждений о Сети

10 самых распространенных заблуждений о Сети

Итак, медленно, но верно, мы все же дошли до пятого материала "цикла про цифру 10".

С чем я и поздравляю себя, задумавшую его, и вас - прошедших путь до середины. Многое, с чем человек НЕ сталкивается САМ в повседневной жизни, обрастает бахромой стереотипов, немыслимыми и вполне реальными деталями, якобы (да и по-настоящему) кем-то рассказанными, услышанными или увиденными. Что уж говорить об Интернете. Мифов о нем, распространяемых как самими (начинающими и вполне зрелыми) пользователями, так и теми, кто вокруг, да около (хоть их и становится все меньше, однако у нас в стране контингент тех, кому за 50 и тех, кто не имеет отношения к "белым воротничкам" - все равно обширен). Так вот поговорка "слышал звон, да не знает о чем он", - точно об этом. Перечислю наиболее распространенные "мифы". 1. Что в Сети живут сплошь моральные уроды, сексуальные маньяки и хакеры, которые, прикрываясь никами - иными словами, сохраняя анонимность, - творят страшные и злые дела. Ну, что я могу сказать… Как полагают i-эксперты (считаю, что буква "i" в данном контексте более уместна, чем "е") всяких там фашиствующих молодчиков, или антисемитов, да и вообще экстремистов по духу и/или образу жизни в интернете столько же, сколько в реальной жизни. Но сверхкоммуникативные свойства интернет-среды способствуют развитию непропорционально большой их активности в специфическом информационном пространстве. Поэтому, если вы впервые попали в такое "местечко", или столкнулись с соответствующим "персонажем", то вряд ли сумеете сохранить хладнокровие и не возмутиться оголтелости многих высказываний. Об одном помните: в 99% случаев - это и впрямь просто ВЫСКАЗЫВАНИЯ. Не более. 2. В Сети можно заработать миллионы, потому что - это сокровищница. Да, сокровищница, единственный информационный ресурс, обладающий несомненными преимуществами по сравнению с другими: огромным объемом информации по самой разнообразной тематике, доступностью в любое время из любой точки мира, высокой оперативностью. Но нельзя забывать, что "всемирная паутина", как информационное поле, организована специфичным, и зачастую - не самым лучшим образом. Когда пользователь хочет сориентироваться по интересующей его тематике, он обращается к двум основным видам сервиса: поисковым машинам и каталогам. Поисковые машины - информационно-поисковые системы, размещаемые на серверах свободного доступа. Их специальные программы-роботы, или "пауки", в автоматическом режиме на основе заданных алгоритмов непрерывно сканируют информацию в Сети, проводя индексацию документов. "Паук" обходит все предписанные серверы и выстраивает индексы, или информацию о том, что и на какой странице было обнаружено. Каталоги - это базы данных с адресами ресурсов. Каталог, обычно, иерархически структурирован, и все его ресурсы классифицированы по темам. Но в последнее время отличительных признаков между каталогами и поисковыми машинами становится все меньше. Большинство каталогов имеют встроенную систему поиска, а поисковые машины - подборки ссылок на различные темы. Вообще, большая часть общедоступных интернет-ресурсов рассчитана на неподготовленного пользователя. Разработчики стремятся к тому, чтобы правила работы с ними были интуитивно понятны, как если бы вы зашли в Сеть первый раз Обычно при путешествии по страницам посетителя сопровождают разнообразные "всплывающие" подсказки, указатели, помощники и т.п. Поэтому для более подробного знакомства с каждым из перечисленных видов ресурсов лучше всего просто заходить на них. Но каждому из нас знакома ситуация, когда прежде чем найти требуемое, перерывается куча откровенно ненужного хлама и обшаривается неприличное количество "тупиков", а значит, теряется самое ценное - время. О других способах зарабатывания денег по Сети мы уже писали здесь, а тот вариант, когда деньги платят за рекламу "спонсоры" - компании-посредники между пользователями и фирмами, которые хотят, чтобы их реклама появилась в Сети, - за заработок считают совсем "начинающие" юзеры. Потому что схема "Вы получаете деньги, рекламодатель - аудиторию для показа своей рекламы, а фирма-посредник - процент с рекламодателя", - частенько сбоит в любом из своих звеньев. 3. Сеть - виртуальный сливной бачок, помойка. Не спорю, встречаются такие клоакообразные "точки входа". И это касается не только фактической содержательной составляющей, но и формальной. Потому что в отличие от обычных, печатных источников, в Сети нет единых стандартов оформления документов и их классификации В результате, сегодня здесь существует огромное количество материалов, которые не только не имеют хорошего описания, но даже неизвестно, кто их автор, и когда данный документ был создан и опубликован. Что чертовски неудобно - такая информация не может быть актуальной. Кроме того, бывает, что случаи публикации в интернете действительно компрометирующей информации раздуваются журналистами до происшествий национального масштаба. И, таким образом, пресса гипертрофированным вниманием к теме "компромат в интернете" формирует в общественном сознании миф о Сети, как о "виртуальном сливном бачке". А еще web-страницы постоянно изменяются, перемещаются или удаляются. Устаревшие же документы, не имеющие практической ценности, значительно осложняют процесс поиска. Опять же, существующие в настоящее время бесплатные сервисы по части генерирования www-страниц позволяют любому, даже не знающему языков HTTP и программирования создавать и размещать личные homepage. Что они, по большому счету, из себя представляют, вы знаете, но из таких вот маленьких ручейков и вырастают огромные реки "сливного" образца... 4. Что она - как наркотик. Раз попадешь - не выберешься, потому что возникает своеобразная зависимость. Между прочим, явление интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Специалистами "мозгового профиля" она определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line". Но согласитесь, все мы в какой-то степени страдаем тем же самым, занимаясь чем-то увлекательным. Обычный человек не может бросить недочитанной интересной книгу, не спит до утра, а потом с красными глазами идет на работу. Истинные болельщики смотрят до первых петухов футбол, теннис, Формулу-1 и Олимпиады… Да, у тех, кто гоняет в игры по Сети или пишет каждый день в блоги, у тех, кто сутками торчит в аськах и чатах - наверное, развивается зависимость, но кто сказал, что она со знаком "минус"? Ведь мы не говорим, что люди, которые по 20 лет живут в одном браке - зависимы от него? Что всю жизнь делать карьеру в одном и том же заведении, начав с водителя и закончив президентом - плохо, что те, кто постоянно занимается спортом, на него "подсели"? А ведь с Интернетом - получается почти то же самое. Хотя, не спорю, встречаются и крайние проявления "болезни". Правда, все больше на "западном фронте". Доктор Кимберли С. Янг (Kimberley S. Young), профессор психологии Питсбургского университета, выделяет 4 основных ее признака: 1) навязчивое желание проверить e-mail, 2) постоянное ожидание следующего выхода в интернет, 3) жалобы окружающих на то, что человек проводит там слишком много времени, 4) жалобы окружающих на то, что человек тратит на интернет слишком много денег. Доктор и ей подобные занимаются как раз-таки тем, что спасают семьи, где отношения между родителями и детьми становятся "жертвами" Интернета: время, проведенное с реальными людьми сокращается в пользу "общения" с компьютером. И где вместо занятий такими обычными делами, как уборка или посещение магазинов, люди всецело "отдаются" бездушной железяке-проводнику в иной мир (не путать с миром иным). Повседневные заботы игнорируются точно так же, как и забота о детях. Мать забывает забрать ребенка из школы после окончания занятий, приготовить ему обед и уложить его спать... Однако у нас пока в таких "отклонениях", наоборот, замечены, исключительно дети, которые "прилипают" к мониторам в ущерб школе и физическому развитию. 5. Что самого доброго (самую красивую) и богатого (работящую) мужа (жену) можно найти по переписке через Интернет. Эмпирическим путем сама не проверяла, но имею честь быть знакома с некоторым количеством пар, "нашедшим" друг друга именно здесь, хотя их все равно меньше, чем тех, кто делал "это" традиционными дедовскими методами. Да, собственно, и вышеупомянутые не задавались целью найти себе "половинку" именно в виртуале, и никак иначе. Просто - "так вышло". И "помогло" им особенное свойство Сети сжимать и ускорять …время. Ведь тот временной промежуток, что требуется в реале, дабы поближе узнать другого человека на предмет его интеллектуальных и моральных качеств, в Сети резко сокращается. Потому что не надо назначать встреч и специально уделять им часы и дни, создавать ситуации и находить нужные "повороты" тем. Все можно делать "по ходу", не отрываясь, ни от "станка", ни от быта. А еще в таком процессе коммуникации никто не представлен физически, и потому теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленный характеристиками пола, возраста, социального статуса, внешней (не)привлекательности. В киберпространстве все могут выражать любые мнения без страха быть отверженными, осмеянными или осужденными потому, что другие люди менее досягаемы и потому, что аутентичность "коммуникатора" еще надо доказать. Однако любопытствующие и пытливые исследователи виртуальных романов, проводя контент-анализ сообщений в дискуссиях на эту тему, выдают следующие результаты: порядка 60% респондентов признаются, что переживали виртуальную любовь, около 35%, декларируя свое отношение к этому явлению, умалчивают о личном опыте и только порядка 5% утверждают, что понятие виртуального романа им незнакомо. 6. Что, не обладая определенными навыками, в Интернете можно всему научиться: клонировать людей, собирать самолеты, вышивать крестиком. Теоретически, да, хотя чаще пользователи элементарно приобщаются к информации о многом, а вот реализовывают свой опыт на практике обычно лишь IT-специалисты. 7. Подключение к интернету - это равнение на западный образ жизни. В каком-то смысле явление глобализации заставляет еще не так и не такими темпами интегрироваться нас во что-то иногда изначально чуждое. Но в том-то и дело, что "наш" сегмент Сети (неважно чей, важно, что русскоязычный) НЕ ТОЖДЕСТВЕНЕН западному. И приобщаясь у самых его истоков к западному, мы уже выстроили и живем в принципиально своем. Общаемся сами с собой, ищем свои адреса и представительства, обсуждаем свои политические проблемы и спортивные достижения. Хотя частенько пользуемся и "буржуйскими" штучками: хостингом, поисковыми системами, интернет-магазинами, резервированием гостиничных номеров. Но это сродни тому, как кто-то одевается в брэндовые шмотки или ездит на иномарках, тяготея к иному качеству товаров, услуг или образу жизни… 8. Каждая фирма должна иметь свое представительство в Интернете. Это тоже в какой-то степени миф, на котором веб-строители уже заработали немало денег, и он (внимание, секрет Полишинеля) до сих пор является одним из основных двигателей бизнеса в области интернет-услуг, стандартным маркетинговым ходом веб-разработчиков. В принципе, все зависит от амбиций руководителей и объемов того бизнеса, которым они ведают. Да, в современном деловом мире профессионально выполненное представительство компании в Интернете - действительно прекрасное дополнение к любой рекламной компании. И даже не столь неважно, что адрес фирмы в Интернете добавляет пару миллиграммов статусного веса любому предприятию, публикующему свою рекламу, например, в газете. Просто с экономической точки зрения - бизнес-сайт, привлекательный и мобильный, работает на предприятие сутками по всему миру. А такую роскошь как круглосуточная реклама на радио, телевидении и в газетах не может позволить себе никто. Кроме того, сайт фирмы можно сравнить с космическим спутником: его однажды запускают на орбиту, а дальше он "обращается" сам по себе. Когда на представительском ресурсе выложены электронные каталоги, базы данных, прайсы и есть поисковая система по запросу потребителя, - постоянные клиенты с благодарностью, без лишних проблем и проволочек знакомятся с конкретной продукцией, сами выбирая нужную информацию по необходимому товару. Однако есть крошечное "но", о которое чаще всего (пусть и с разных сторон) спотыкаются сами компании и их потенциальные клиенты - поддержка сайта. Потому что "хозяева", запустив с божьей, провайдерской и веб-мастерской помощью сайт частенько "умывают руки", считая, что на этом их миссия выполнена. А спустя какое-то время и они, и их клиенты, натыкаясь на ни разу не соответствующие действительности наименования, расценки и положение дел (тел, имен, населенных пунктов) - диву даются. И если первые слегка покусывают локти, то нога вторых никогда больше не ступает на заброшенную веб-территорию… 9. Сеть можно контролировать Обычно этот миф циркулирует на уровне всевозможных государственных структур. Реально, что возможно в этой сфере сделать - перекрыть сайт из определенных сетей (на уровне провайдеров) или перенаправить пользователя не на искомый сайт, а на его "липовую" копию. В свою очередь, организуя "движение сопротивления", "сайт-изгой" "уедет" из того сегмента сети, в котором его притесняют, "за бугор", создаст зеркала, да и элементарно по-прежнему будет виден через прокси-сервера Обычно в попытках "контролировать интернет" нет ни победителей, ни побежденных. Глобальный характер сети не подразумевает глобального контроля, а вопрос существования того или иного ресурса с сомнительным контентом - проблема скорее его собственников и провайдеров, предоставляющих услуги по хостингу. 10. Интернет - бессмысленная трата денег. Если вы внимательно прочли предыдущие 9 пунктов, то давно поняли, что и данное утверждение - не соответствует действительности. Хочу лишь добавить еще про два вида заблуждений. Первое состоит в том, что Сеть часто считают "игрушкой", не приносящей реальной пользы для дела. Такую позицию (и притом весьма активно) "проталкивают" на рынок компании, которые сами как раз не только используют Интернет в полном объеме, но и прекрасно понимают, какое конкурентное преимущество он дает. Второе заблуждение, что он - панацея от всех бед. Хотя Интернет - просто мощный и объемный инструмент. Но чтобы эффективно его использовать, надо иметь в наличии определенные знания и корпоративную культуру. Кроме того, надо помнить, что Сеть, по своей сути - "всего лишь" канал связи. И только от самих людей зависит, насколько оперативно будут откликаться на их чаянья партнеры, а они сами - на чьи-то запросы. В противном случае интернет останется хоть и недорогой (и все более удешевляющейся), но именно "игрушкой", служащей в лучшем случае -развлечением сотрудников в рабочее время. Подводя итоги, хочу сказать: десятки и сотни тысяч ресурсов сети и миллионы пользователей с самыми разными интересами сосуществуют одновременно. Сеть дает ощущение неисчерпаемого многообразия и сохраняет способность преподносить сюрпризы. Вот почему напоследок хочется процитировать автора, взгляды которого на Сеть, ее предназначение и пути развития совпадают со взглядами многих пользователей. Александр Русин, в статье "Интернет как новая среда обитания" когда-то написал: "Бурное развитие Сети - это не просто ее расширение. Это множественные качественные изменения в ней, происходящие с редкой для человечества скоростью. И именно поэтому нельзя в каждый отдельный момент досконально знать, чем станет Сеть завтра. Можно лишь догадываться, предсказывать вероятные сценарии, выявлять яркие инварианты. Возьмусь сделать смелое физикалистское сравнение: современная фаза развития Интернет - это как Вселенная через какую-то наносекунду после Большого Взрыва… …Развивая тему, нужно отметить, что пребывание в Сети постепенно становится все более и более независимым от "реального" мира. Сегодня уже известны эксперименты, когда совершенно нормальные, психически здоровые люди длительное время не имели никаких контактов и не совершали никаких действий иначе, как через Интернет. Единственным, что в ходе этих экспериментов оставалось от традиционных форм жизнедеятельности - это элементарные физиологические потребности. И основной результат данных экспериментов заключается в том, что люди ("помещенные в Интернет") преимущественно не испытывают явного дискомфорта, дефицита в удовлетворении каких-либо потребностей и тем более - у них не отмечено психических нарушений". В материале использованы статьи: Д. Иванов "История Интернета, как история мифов", А. Русин "Интернет как новая среда обитания", В. Нестерова "К вопросу об эмоциональной насыщенности межличностных коммуникаций в Интернете", Портала дистанционного консультирования малого предпринимательства "Мифы и реальности Internet - известные и скрытые возможности сети". Коллаж с сайта http://www.comby.ru

Оставить комментарий

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи