Опубликовано: 2 1976

Интонационное ударение: Уроки ораторского искусства-5

Интонационное ударение: Уроки ораторского искусства-5

Итак, мы наполнили голос энергией, научились четко и красиво произносить звуки и слова и постигли нюансы логического ударения (см. здесь).

Теперь, после энергии и разума, пора переходить к чувствам и душе. 

Кроме логического ударения, задача которого – выделить нужное по смыслу слово, существует также эмоционально-интонационное ударение.

Оно более тонко и неуловимо, чем логическое, и нужная интонация постигается скорее интуитивно, чем с помощью правил. Однако приемы, позволяющие развить богатство и разнообразие интонаций, можно объяснить вполне четко и конкретно.

У голоса есть множество параметров, но нам вполне хватит трех: 

– высота тона;

– громкость;

– темпоритм.

1. Высота тона

Начнем с пяти нот. Помните, как мы произносили УОАЭИ (снизу вверх) и ИЭАОУ (сверху вниз)? Теперь представим перед собой нотный стан и пропоем:

«До-ре-ми-фа-соль» – «Соль-фа-ми-ре-до».

Пробуем разные способы:

– набрать побольше воздуха и спеть гаммы вверх и вниз на одном дыхании; 

– сделать вдох, пропеть гамму вверх, выдохнуть, снова вдохнуть и пропеть гамму вниз;

– и, наконец, сделать медленный вдох длиной в две секунды, задержать воздух еще на две секунды и петь, медленно выдыхая воздух. Выдох должен быть длительностью около десяти секунд.

Освоив пять нот, возьмем короткую фразу (к примеру, «Мама мыла раму») и произнесем ее сначала на естественной, привычной высоте, затем на один тон выше, еще на один тон выше, потом на один тон ниже – и еще на один тон ниже. Наша задача-минимум – научиться говорить на два тона выше и ниже обычного.

Задача-максимум (если вы не собираетесь стать певцом) – растянуть голос до октавы. Для этого нужно представить перед собой нотный стан, но не горизонтальный, а вертикальный. Вообразите перед собой шкалу с восемью делениями, и движок, перемещающийся снизу вверх: «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» и сверху вниз: «до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до».

Сначала разминаемся: делаем вдох длительностью в две секунды, задерживаем дыхание еще на две секунды, делаем выдох длительностью 10 секунд.

Теперь снова вдыхаем, задерживаем воздух, а на выдохе мысленно перемещаем движок и следуем голосом за ним. Поем восемь нот: вверх и вниз.

Растянув голос на ширину октавы, выберем любое стихотворение из восьми строк и прочитаем его, произнося каждую следующую строку на одну ноту выше предыдущей:

до – Горные вершины 

ре – Спят во тьме ночной; 

ми – Тихие долины 

фа – Полны свежей мглой; 

соль – Не пылит дорога, 

ля – Не дрожат листы... 

си – Подожди немного, 

до – Отдохнёшь и ты. 

Затем точно так же читаем стихотворение сверху вниз.

2. Громкость

Берем то же самое стихотворение и произносим его на самой естественной и комфортной высоте тона. Однако на этот раз меняем громкость: начинаем с шепота и доводим до крика. Затем наоборот: от крика до шепота. Стараемся при этом не менять высоты тона.

3. Темпоритм

На этот раз меняем темп: начинаем читать медленно, и каждую последующую строку произносим быстрее предыдущей. Затем начинаем читать в самом быстром темпе, в каком только можем, и постепенно замедляем.

Изменяя эти три голосовых «настройки», мы можем сделать свою речь чрезвычайно выразительной. Послушайте выступления великих актеров, обратите внимание, как они используют эти приемы, и постарайтесь смоделировать их. Ибо мастерству лучше всего учиться у Мастера.

Кроме вышеописанных параметров, чрезвычайно важное значение для интонирования имеют паузы в нужных местах. Когда-то на актерском тренинге я изо всех сил пыталась выразительно прочитать «Сонет 66». Я вкладывала всю душу – а другие участники сидели с каменными лицами.

Преподаватель, внимательно слушавший меня, предложил: «Делай паузы по взмаху моей руки. Пусть они будут даже слишком длинными – это ничего».

Я начала читать, следя за его рукой. 

Зову я смерть... (пауза)

Мне видеть невтерпеж достоинство... (пауза)

Что просит подаянья... (пауза)

Над истиной глумящуюся ложь... (пауза)

Ничтожество... (пауза) в роскошном одеянье... (пауза)

Лица слушателей начали меняться. Мы с аудиторией вошли в резонанс. К тому времени, когда я дошла до строки «Все мерзостно... (пауза), что вижу я вокруг... (длинная пауза)», они уже были внутри стихотворения, они его проживали.

Одна из участниц тренинга вздрогнула при слове «мерзость», словно ощутила прикосновение чего-то мерзкого. «Меня просто затрясло!» – воскликнула она, когда я закончила читать. 

Вот какова сила пауз! А в сочетании с жестами они становятся просто неотразимыми. Поэтому следующее занятие мы посвятим воображению и психологическому жесту.

Продолжение следует...

КОММЕНТАРИИ

нталия 11.09.2011

Комментарий удалён модератором

наталия 11.09.2011

Комментарий удалён модератором

[X]