Почему наши министры обещают, но не могут накормить страну?
Реформы 1996 года
Первые системные меры по поддержке села правительство Казахстана, работавшее еще в Алматы, приняло в 1996 году. Что тогда происходило с селом? Это можно описать одним словом – разруха.
В 1991 году была начата земельная реформа, под которой понималось изменение отношений собственности на землю, преобразование колхозов и совхозов в ТОО и частные хозяйства ИП.
По данным госкомстата, в 1991 году численность КРС составляла 9,5 млн голов. Пик упадка пришелся на 1998 год: поголовье снизилось до 3,9 млн. Овец и коз в стране было больше 34 млн, стало 9,5 млн. С 60 млн птиц на 1991 год показатель упал до 15 млн.
Урожайность пшеницы тоже упала: если в 1992 году она составляла 13,2 центнера с гектара, то в 1998 году с гектара собирали только 5,6 центнера.

Реформы 1996 года начались с налоговых послаблений для села. Для сельхозтоваропроизводителей были установлены налоговые льготы – 10 % НДС. В 1998 году введена патентная система налогообложения. В бюджете на 1996 год были заложены 10,7 млрд тенге (5,5 % бюджета) на реформирование АПК. Из них 3,58 млрд тенге пошли на формирование Государственного фонда финансовой поддержки села, 0,6 млрд — для организации лизинга техники.
Азиатский банк развития дал заем на 100 млн долларов. Деньги пошли на развитие МСБ, развитие сельской индустрии, поддержку сельскохозяйственного машиностроения и отечественного производства средств защиты растений.
Но, положа руку на сердце, тогда никто и не мечтал накормить страну своим хлебом и мясом. Экономическое положение Казахстана было очень плохим. Инфляция была 28 %. И это было счастьем: в 1995 году инфляция была 60 %.
Средняя зарплата была 6,8 тыс. тенге. Целых 93 доллара. Так что большая часть казахстанцев питалась не мясом и морепродуктами, а хлебом, маслом, сахаром и куриными окорочками.
Порядок и…
В 2000 году средняя зарплата казахстанца выросла до 14,3 тысяч тенге. Это 100 долларов в месяц. Для города 150-200, для села – 50-80 долларов.
Правительство видит, что потребности у населения растут. Мы уже не выживаем, а даже растем. Но на селе был беспорядок. Поэтому главной целью Программы развития сельскохозяйственного производства на 2000-2002 годы снова стали не обеспечение производства, а больше упорядочение системы АПК. Это видно по плану мероприятий по реализации этой программы:
«Усовершенствовать процедуры банкротства для сельхозорганизаций», «Разработать законодательную базу по управлению зерновыми ресурсами», «Разработать нормативные правовые акты по лицензированию деятельности», «Обеспечить эффективное управление госресурсами зерна и ведение мониторинга зерновых ресурсов страны», «Совершенствовать нормативную правовую базу по охране РК от заноса особо опасных болезней и вредителей растений», «Совершенствовать нормативную правовую базу ветеринарного обслуживания», «Совершенствовать земельные отношения».
Из 31 пунктов только девять чисто практические – долги крестьян, маркетинг, налоги, освоение внешних займов, защита от инфекций. Собственно, поэтому программа была рассчитана только на три года.
Три года села
В начале 2003 года президент РК Нурсултан Назарбаев объявил, что следующие три года будут посвящены возрождению села. Программу развития так и назвали: «Аул 2003-2005».
Но и тогда главной целью программы было не накормить страну, а поддержать село, не дать ему вымереть.
За девять лет, с 1991 по 1999 год, из Казахстана выехало больше 3 млн человек. При населении страны в 14,5 млн. Большей частью пострадали северные регионы, откуда люди выезжали в основном в Россию и Германию.
В 2004 году число внутренних мигрантов составило 319 652 человека. Основные потоки внутри страны были из села в город, из депрессивных регионов в благополучные. Только в двух регионах людей прибыло больше, чем убыло: в Алматы и Астане.
Люди уезжали из села в город за работой. Вокруг городов начали расти фавелы. Чего стоят только события в Шаныраке.
Управление селом реформировали. Аулы и поселки разделили на перспективные и умирающие, набралось 253 населенных пункта, откуда надо было переселять людей. Учли все: и плодородность почв, и наличие сельхозтехники, и предпринимательскую активность, и отдаленность населенных пунктов от рынков сбыта. Оптимальное расселение должно было способствовать экономическому росту АПК и создать дополнительные рабочие места. Тогда же государство четко дало понять, что в первую очередь будут финансироваться территории, относящиеся к первым двум категориям, остальные – по остаточному принципу. В аутсайдерах оказались более полутора тысяч населенных пунктов.
И именно в той программе впервые в государственный документ были введение новые термины: импортозамещение и продовольственная безопасность.
Тогда в АПК вложили 145,8 млрд тенге. Но вложения бюджетных средств в сельское хозяйство были не адекватны результатам.

Первые кластеры
Более-менее стройная система развития АПК была представлена в Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса РК на 2006-2010 годы. Причина простая: экономика страны начала быстро расти, в бюджете появились деньги, который можно было наконец направить на развитие, а не на поддержание. Появился свет в конце тоннеля для страны.
В 2005 году доход бюджета РК был 1,2 трлн тенге. В 2006 – 1,5 трлн. В 2007 году – уже 2,2 трлн тенге.
В программе была выделена одна проблема, не решенная до сих пор: АПК Казахстана ориентируется на производство сырья. Это хорошо, когда ты производишь овощи: перец и морковь можно съесть сырыми. Но выгоднее все-таки сделать масло из подсолнечника, тот же перец закатать в банку и получить лечо, из кукурузы легко получается крахмал, из пшеницы – белок. Но этого производства уже не было. Мы разучились делать сложные товары, которые требуют согласованной работы нескольких предприятий.
Выход нашли в создании кластеров. Их наметили пока несколько: зерноперерабатывающий кластер на севере страны, плодоовощной кластер на юге, кластер «Текстильная промышленность» в Южно-Казахстанской области, молочный кластер в Костанайской области, рыбный кластер в Атырауской области.
Идея здравая. А подход остался прежний, из советской практики: распределение и нарезание задач, жесткая отчетность. Все это трудно сочетается с желанием отдельных предприятий получать выгоду. Поэтому пока ни один из кластеров не заработал.
Наверное, самой успешной частью программы было создание системы зерновых расписок. Они запустили рынок в зерновом производстве и привлекли инвестиции и кредитные деньги в село. Но вот молока из Костаная и рыбы из Атырау в стране не стало так уж сильно больше.
Жирные годы
Следующей была Программа по развитию агропромышленного комплекса в Республике Казахстан на 2013-2020 годы (Агробизнес-2020). Это был хорошо проработанный документ, и казалось, что вот теперь казахское село заработает и накормит город. Тому было несколько причин.
Это были первые по-настоящему жирные годы. Курс был стабилен – 152-155 тенге за доллар. Экономика росла, как на дрожжах: средний рост экономики за предыдущие пять лет был 16 %. Это в 2,5 раза больше, чем сегодня.

Рынок потребления уже сформировался и требовал все больше мяса. Производство не успевало за спросом. Дефицит закрывал импорт. Если в 2010 году было завезено 10 тыс. тонн говядины и 7,4 тыс. тонн свинины, то в 2013 году импортировано уже 15,4 тыс. тонн говядины и 9,4 тыс. тонн свинины. Но самым доступным мясом оставалась птица – ее завозили по 110 тыс. тонн в год.
На эти же года пришелся и рост культуры богатых тоев. Они тоже требовали мяса.
Селу дали много денег: общие расходы на реализацию программы за семь лет должны были составить почти 3 трлн тенге. 328 млрд тенге — в первый же 2013 год. Это больше двух миллиардов долларов.
Но программа снова не сыграла из-за одной проблемы, которыую аналитики, писавшие программу развития, увидели, но предложить способ, как ее решить, не смогли.
«Большая доля продукции животноводства производится в личных подсобных хозяйствах. Это приводит к низкой продуктивности, ведет к высокой себестоимости и снижению конкурентоспособности. В ЛПХ содержится 82 % КРС, 70 % овец и коз, 79 % свиней, 72 % лошадей и 47,6 % птицы», — говорится в документе.
Это означает, что поддержка государства не дойдет до основной массы производителей.
44 % сельского населения страны дают только 5 % всей экономики Казахстана. Это четко показывает, что все село — это большая теневая экономика, где людям выгоднее скрываться и не платить налоги. Поэтому они не получают субсидии.
Значит, нет обратной связи, и государство попросту не слышит этот слой экономики. Если бы хотело услышать, конечно. В итоге эта программа тоже не достигла своих целей.
Был один большой плюс: в 2016 году, когда тенге стал стабильнее, деньги потекли в село: инвестиции в основной капитал сельхозпредприятий выросли сразу на 50 % – до 253 миллиардов тенге. Но этих денег тоже оказывалось мало. АПК был дефицитным, а доля села в инвестициях составляла всего 3 % в экономике страны.
Пятилетку за три года
В 2016 году минсельхоз разработал новую Программу развития АПК на 2017 – 2021 годы. А ту, прежнюю, неудачную, тихо забыли.
Первое, что бросается в глаза, но почему-то все мы дружно это пропустили: программа на 2017–2021 годы была утверждена правительством только 12 июля 2018 года. Полтора года она лежала под сукном у премьера. За это время сменились 5 министров, отвечающих за ее реализацию. Включая и главу МСХ – Аскар Мырзахметов успел порулить селом всего 1,5 года и ушел в декабре 2017 года.
Новый проект был очень странным. Первое — разработчики были щедры на прожекты. Они предложили поднять производительность труда на селе сразу в три раза: с 1,2 млн тенге на работника до 3,7 млн тенге к 2021 году.
Второе: там почти не была прописана ответственность самого министерства сельского хозяйства. Очень удобно: накосячил аким села – киваешь на акимат области, недопоставили ГСМ – минэнерго виновато, не дали технику – минфин деньги не выделил. МСХ ни при чем.
Третье: по программе страна должна была нарастить экспорт переработанной продукции в 2,5 раза, до 2,4 млрд долларов. Но схемы АПК как цельной структуры – от поля до прилавка – никто не прописал. Да и сам агропромышленный комплекс был разодран по сферам интересов минимум трех ведомств: за полем следит МСХ, за производством – мининдустрии и торговли, за торговлей – снова министерство индустрии. Но потом в правительстве начались изменения, и за торговлю стало отвечать министерство торговли и интеграции. А если нет ответственного координирующего органа, то ответственности нет ни у кого.
Догадайтесь, насколько оказалась успешна та программа?
Денег на новую Госпрограмму дали ровно столько же, сколько и на предыдущую: чуть меньше 3 трлн тенге. В том числе 1,8 трлн из республиканского бюджета и 850 млрд из местных бюджетов. И только 268 млрд — из других источников. Уже тогда государство закладывало схему закачки денег в отрасль без учета мнений предприятий в этой отрасли.
Большой мясной проект
В рамках большой программы АПК работала отраслевая программа развития мясного животноводства в Казахстане до 2027 года. Ее цель понятна до сих пор: накормить казахстанцев всеми видами мяса, а затем нарастить экспорт мясной продукции.

Для этого надо было увеличить поголовье крупного рогатого скота (КРС) с 7 млн до 15 млн бычков и телочек, количество овец — с 18 до 30 млн голов, свиней — до 1,2 млн голов. Через 10 лет число семейных ферм должно было вырасти до 100 тысяч. На них должны были работать 600 тыс. работников.
Отрасль должна была производить 1,1 млн тонн мяса в год. А на экспорт отправлять продукцию на 2,4 млрд долларов в год.
Здесь МСХ как бы решил проблему кормов. В основном за счет пастбищ.
«Канада производит 80 кг говядины на один гектар, хотя использует только 15 млн гектаров пастбищ. Уругвай использует 14 млн гектаров, но выращивает на один га уже меньше — 45 килограммов говядины. … Мы обладаем 188 млн га пастбищ, мы в показатели программы прописываем 100 млн га, которые нам предстоит охватить за 10 будущих лет», — говорил тогда первый вице-министр МСХ Арман Евниев.
При этом ключевым элементом всей программы сделали откормочные площадки. То есть скот предполагается кормить выращенным кормом, а не выгонять его на выпас.
Подпрограммы «Сыбаға» «Құлан» и «Алтын Асық» должны были обеспечить повышение доли племенных животных среди КРС, в коневодстве и овцеводстве.
Кстати, программа до сих работает. Поэтому ждем.
И снова мясной патриотизм
Весной 2024 года МСХ представило новый национальный проект — «Сильный АПК» на 2024-2028 годы. Разработчики снова предложили залить село деньгами, чтобы поднять производство продуктов питания.
Теперь главная цель программы – увеличить объем валовой продукции села в два раза в 2028 году, до 17 трлн тенге. Для этого надо обновлять сельхозтехнику на 8-10 % в год, повысить производительность труда в 2 раза, до 9,1 млн тенге (знакомо?), увеличить экспорт продукции АПК в 2 раза, до 10 млрд долларов, увеличить долю переработанной сельхозпродукции (молоко, мясо, семена масличных, рис, кукуруза, гречиха) до 70 %.
Общий объем финансирования – 15,7 трлн тенге. Из этой суммы 10,5 трлн – деньги возвратные. Из республиканского бюджета должно прийти 9,4 трлн тенге, из местных бюджетов – 2,5 трлн тенге, своих денег и от банков – 3,8 трлн тенге.
Сам проект был составлен так, что его главная цель не развитие села, а финансирование государственных предприятий, через которые проходят деньги на село. И показать, есть ли у бюджета возможности эти деньги дать.
«Судя по отдельным статьям, указанным в новом нацпроекте по развитию АПК, новый глава минсельхоза хочет увеличить финансирование АПК в разы», — говорится в обзоре «Халык финанс».
Так, на бюджетный кредит для АПК через «Аграрная кредитная корпорация» в бюджете 2024 года уже зафиксировано 140 млрд, а на 2025 год запрошено 600 млрд тенге. Для форвардной закупки НК «Продкорпорация» в 2024 году было заложено 40 млрд тенге, а на 2025 год запрашивается уже 400 млрд. «КазАгроФинансу» для организации льготного лизинга сельхозтехники в 2024 году дали 185 млрд тенге, а на 2025 год попросили из бюджета уже 385 млрд тенге.
В 2020 году аппарат сената подготовил аналитический обзор к парламентским слушаниям на тему: «Вопросы развития АПК». Все выводы, сделанные тогда, 5 лет назад, остаются актуальными и сейчас.
«Главная проблема — в несовершенстве системы государственного регулирования аграрного сектора. Реализация множества программ по развитию АПК не оказала влияния на улучшение ситуации.
Почти во всех программах в качестве основной цели было определено повышение конкурентоспособности АПК. При этом часто менялись приоритетные направления развития АПК, пересматривались система господдержки, правила субсидирования, направления поддержки экспорта.
Около 80 % произведенной в Казахстане продукции села реализуется в виде сырья, без переработки, а готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность. Несмотря на увеличение государственной помощи, доля переработки сельхозпродукции остается низкой.
Рост производства в аграрном секторе достигается в основном за счет увеличения поголовья скота, посевных площадей, привлечения большого количества работающих, а не за счет эффективных технологий, повышения урожайности и продуктивности, современного оборудования и использования достижений в области науки и технологий. Это свидетельствует об экстенсивном развитии и технологичной отсталости казахстанского аграрного сектора».
В итоге сегодня Казахстан не может накормить себя.
P.S.
9 сентября 2025 года министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров представил комплекс системных мер, направленных на выполнение поручений главы государства в агропромышленном комплексе. В центре внимания — устойчивое развитие животноводства, цифровизация аграрной сферы, поддержка науки и справедливое распределение сельхозземель.
По прогнозу министерства, реализация этих инструментов позволит к 2030 году довести поголовье КРС до 12 млн голов, а мелкого рогатого скота — до 30 млн голов, насытить внутренний рынок и удвоить экспорт мяса.
Получится ли на этот раз? Или нет?
Так почему наши министры обещают, но не могут накормить страну?
Ответ простой: кормят страну не министры. И даже не их заместители. Страну кормят простые работяги, которые живут на земле потому, что они тоже хотят есть и кормить свои семьи.
В принципе, любой крестьянин может работать и без руководителей, и без их поддержки. На свой кусок, часто даже с маслом, он может себе заработать сам. Для этого не нужны ни чиновники из акимата, ни люди в галстуках из Астаны. Но мы же хотим, чтобы фермер накормил город. Это мы хотим, горожане, а не крестьянин. Поэтому нам надо думать, как сделать работу фермера легкой, технологичной и производительной. Это нам надо дать ему знания, технику, деньги и возможность работать, не бегать за агрономом из районного акимата, по банкам за кредитом, за базаркомом, чтобы продать выращенного им бычка, и по налоговым, чтобы отчитаться за лишнего бычка.
Получится это сделать – нас накормят. Не получится – будем есть импорт из Беларуси и Уругвая.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В Астане девушка спрыгнула с моста
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

