Что же прятало на дне печально известное море? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Море, упавшее с неба
Сейчас пляжный отдых на берегу Арала может заинтересовать только любителей так называемого “мрачного туризма”. Такие путешественники обожают приезжать в места, связанные с трагедиями, непоправимыми ошибками или просто ищут локации, овеянные дурной славой. Но даже “мрачные туристы” не могут продержаться на высыхающем море больше пары дней. До того, как Арал стал пересыхать, он почему-то тоже не считался желанным курортом. Но так было не всегда. Оказывается, много веков назад побережье нынешнего Аральского моря было райским уголком и могло удивить даже тех странников, кто за свою жизнь насмотрелся на моря-океаны. В старинных арабских письменах, которые купцы составляли по требованию правителей, Арал называется Голубым или Небесным морем. Путешественники удивлялись, насколько там чиста вода, и писали, что ни в одном море, которое они видели, нет такой кристальной чистоты. Более того, аральские пейзажи в старых летописях назывались вторыми по красоте в мире. Пальма первенства была отдана Эгейскому морю.
Что они имели ввиду под красотой, понять сложно. Всё-таки красота субъективное понятие. Не исключено, что путешественники, уставшие брести несколько недель по жаре, устроили на морском побережье привал, хорошенько искупались, и после такого релакса закате и рассветы над Аралом показались им особенно красивыми. А вот кристальной чистоте есть вполне рациональное объяснение. Арал находился вдалеке от крупных городов, да и вообще от населенных пунктов, если не считать небольшие рыбацкие поселки. Соответственно, в его водах практически не было ни мусора, ни отходов человеческой жизнедеятельности, ни останков разбитых судов на отмелях. Даже если какая-нибудь рыбацкая лодочка разбивалась, то в местности, где дрова на вес золота, ее тут же разбирали для домашних очагов. Зимы же здесь суровые.
Кроме того, в летнюю пору Арал очень хорошо прогревался, и купаться в нем было приятнее, чем в тропических морях, где полно ядовитых и кусачих тварей. Зато всякая полезная живность вроде кекликов тут водилась в избытке, и непуганые людьми птицы были легкой добычей. Так что неудивительно, что для арабских путешественников, уставших от шумных приморских городов, степное море показалось настоящим раем, кусочком небес, чудом оказавшимся на грешной земле.
Резиденция Морского царя
Удалённость Арала от больших городов сделала этот водоем самым загадочным морем Древнего мира. О нем было известно лишь со слов кочевников и караванных купцов. Но ни те, ни другие не считали нужным изучать степное море, а если кто-то расспрашивал о неведомой водной глади, то могли и приукрасить действительность.
Если внимательно изучить оригинал былины “Садко”, то можно заметить, что расположение вотчины Морского царя, куда попал купец-авантюрист, описано довольно точно для народного творчества. Садко отправился в плаванье по Каспию, а после несчастного случая оказался на сотни дней пути от привычных маршрутов, в стороне, где восходит солнце. То есть, если верить новгородским сказителям, бедный гусляр, своими путешествиями сделавший карьеру купца, оказался в нескольких сотнях километров на востоке от Каспия. Достаточно посмотреть на современную карту и становится ясно, о каком Синем море идет речь и где, по мнению сказителей, находится дворец Морского царя. Этот прием: поселить мифологического персонажа в реальном, но малоизвестном месте - в целом характерен для народного творчества. Он встречается не только в славянских былинах, но и в скандинавских эпосах, сагах викингов и вообще у всех народов, которые не были прикованы к клочку родной земли, а отправляли гонцов в неизведанные края. А о том, что к востоку от Каспия есть какое-то море, к моменту создания “Садко” знали почти все, хоть немного любопытные люди. Можно предположить, что под “синим морем-окияном” из русских народных сказок и заговоров, где творятся всякие чудеса, пораздумается именно Арал. В самом деле, рассказчика бы подняли на смех, если бы он сказал, будто смерть Кощея находится на Балтике, в Каспии или на Черном море. Уж эти водоемы многие купцы тогда видели своими глазами, и обязательно бы осадили сказителя.
Арал же известен в Европе со времен Геродота. Впервые это море упоминается в 448 году до нашей эры. Только отец истории в своих трудах писал, что это не отдельный водоем, а один из заливов Каспия. Геродот называл его Сакским заливом. Так считалось почти полторы тысячи лет. В ХI-ом веке арабский географ Истрахи бросил вызов традиционной на тот момент науке и стал утверждать, что это не залив, а отдельный водоем. Только Истрахи назвал Арал не морем, а озером Хорезм. Только в XVII-ом веке российские ученые провели экспедицию для изучения и подробного картографирования Арала. Так они вынесли заключение, что это все-таки море, причем пригодное для основания там военного и торгового флота, а также составили довольно подробную карту со всеми, даже маленькими островами и опубликовали ее в «Большой чертежной книге» - самом авторитетном справочнике того времени, этакой русской Википедии XVII-го века, а уж из «Чертежной книги» информацию скопировали на карты, атласы и книги по географии. Правда, на этих картах море называлось как в былине «Садко» - то есть Синим.
Аральским оно официально стало только в начале ХХ-го века.
Трижды умерший, дважды воскресший
О снижении уровня воды в Аральском море, которое началось в 60-ых годах ХХ-го века, сейчас знают даже дети. Об этой экологической катастрофе в школе говорят ещё с начальным классов. Причиной резкого обмеления стал чрезмерный водозабор на реках Сырдарья и Амударья, которые питают Арал. Но истории известны еще два случая, когда из-за неосторожных действий человека морская гладь превратилась в соленную пустыню.
В начале ХIII-го века орды монголов, пришедшие в наши края, повредили сложную ирригационную систему, питающую поля вокруг вдоль крупных рек. Речь шла не о диверсии, а о временном строительстве военных укреплений и тактическом приеме, позволяющем быстрее форсировать реки. Ирригационная система строилась веками и была очень точно продумана. Ее строили целые поколения, методом проб и ошибок. Восстановить такое оказалось невозможно ни за год, ни за несколько лет. Так сиюминутная военная победа превратила морскую гладь в безжизненную пустыню.
Примерно за сто лет систему каналов удалось восстановить, но в эти степи пришли войска Тимура и по злой иронии судьбы при осаде Хорезма стали использовать те же тактические приемы, из-за чего Арал опять высох. Но через 200 лет море спасла сама природа. Изменения климата сложились так, что стали таять ледники Памира, на казахстанских степях несколько лет подряд шли проливные ливни, зимы были снежными, и море опять заплескалось в прежних границах.
Но в 30-ых ХХ-го века была запущена программа строительства оросительных каналов, для того чтобы увеличить количество полей с рисом и хлопком. К 60-ым годам это привело к плачевному результату. Страна осталась и без полей, и без моря, а ветер нес солёную пыль с обнажившегося морского дна на ближайшие города, где она разъедала людям кожу и легкие.
Сейчас Арал понемногу оживает. Воды в нем стало больше, чем на пике экологической катастрофы. Но наблюдается любопытная закономерность. Колебания воды в Арале и Каспии, каким-то образом связаны. Все три раза, когда в Аральском море убывала вода, уровень Каспийского поднимался и наоборот. Сейчас экологи Казахстана бьют тревогу, что в Актау море уже на несколько метров ушло от прежней линии берега. Зато из Приаралья, наоборот, приходят хорошие новости, об увеличении объёма воды.
Тайны степной Атлантиды
Безусловно, нынешнее состояние Арала - страшная катастрофа для экологической ситуации в близлежащих регионах и последствия непродуманного проекта почти столетней давности мы будем пожинать ещё долго, но для науки пересохшее море дало сенсационно открытие. Оказывается, на дне Аральского моря скрывался крупный город. То есть там пряталась настоящая, а не выдуманная Платоном Атлантида. Конечно, к мифическому городу, где жили люди, подобные богам, этот город отношения не имеет. Но тайн он хранит много, как и больших научных открытий, проливающих свет на историю человечества.
В 2000-ом году, когда мы входили в новое тысячелетие, на высохшем дне Аральского моря были обнаружены уникальные артефакты. Стало ясно, что когда-то на месте, где еще 50 лет назад плескалось море, жили люди и, возможно, находились целые города.
В 2001-ом году сюда была отправлена археологическая экспедиция, и результат не заставил себя долго ждать. Ученые обнаружили следы древнего города. Более того, некоторые здания неплохо сохранились, если учесть, что они 500 лет находились под водой. Как потом выяснилось, город находился на глубине 30 метров, то есть над ним была толща воды высотой с пятиэтажку. Для сравнения, любители дайвинга ныряют на глубину не более 15 метров, а отдыхающие в Турции и Египте погружаются на 5-6 метров. На отметке в 30 метров начинается риск кессонной болезни, и погружаться настолько глубоко могут лишь профессионалы вроде команды Кусто, да и тем требуется специальные смеси в баллонах с кислородом. Другими словами, если бы Арал не пересох, изучить затонувший город было бы практически невозможно. Но сухопутное изучение дало отличные результаты.
Примерно в 120 километрах от бывшего берега Арала было найдено монументальное строение из обожжённого кирпича и природного камня. Первичное исследование показало, что строение служило мавзолеем и было создано 600 лет назад. Рядом с ним находилось кладбище, причем могильные памятники довольно неплохо сохранились. От ближайшего поселения осталось совсем мало следов. Жилища тут возводили из самана и нетрудно представить, что будет с глинобитным домиком, если его на пять веков поместить под слой воды в несколько метров. Однако следы от саманных стен оказались довольно хорошо различимы.
Город был назван Арал-Асар. Многие предметы утвари жители Арал-Асара делали на века, поэтому соленая вода их почти не повредила. Так по ручным мельничным жерновам стало понятно, что жители затонувшего города были хорошими земледельцами. В основном они выращивали тут рис и их рационом были рисовые колобки с рыбой, этакие аральские нигири или суши. Но жители Арал-Асара умудрялись выращивать и злаки, в том числе и пшеницу, так что выпечкой они себя тоже иногда баловали. Еще любопытно, что в городе был свой водопровод. Вернее, крупный ирригационный канал, предназначенный для полива, проходил через центр города, и люди могли не утруждать себя, таская издалека ёмкости с водой. Они просто выходили из домов и зачерпывали ровно столько, сколько нужно для хозяйства. Железные монеты, украшения и кусочки керамики времен Золотой орды показывали, что жители Арал-Арсана жили не бедно и могли покупать дорогие диковинки, продав излишки урожая. Помещения тут освещались не плошками с маслом, а свечами, что тоже довольно нехарактерно для городов того периода
Арал-Арсан еще предстоит изучать, и хранит он много тайн. Почему для строительства города выбрано такое странное место? Ведь народная память наверняка хранила воспоминания о море. Когда люди поняли, что их родной город уйдет под воду? Уходили ли они в спешке, забыв ценные предметы, или готовили эвакуацию населения заранее и решили не тащить с собой тяжелые предметы? Сложность изучения Арал-Арсана заключается еще в том, что совсем уж хрупкие вещи под водой не сохранились. Если в древних городищах того периода археологи находят даже рукописи и рисунки, то города, пробывшего 50 лет под водой, таких «подарков» ждать не стоит.
Всего же известно о 60 архитектурных и исторических памятниках на дне Арала.
Море вопреки
Но одну загадку Аральского море не разгадать уже никогда. В 1990-ом году ученые из Казахского научно-исследовательского института вели съемку прибрежной территории Аральского моря. Полученные фотографии их немало удивили. День выдался солнечным, погода - безветренной и на дне Арала стали четко видны правильные геометрические фигуры. Примерно такие есть в долине Наска, только там они находятся на суше, а тут они прятались на глубине 15 метров.
Геоглифы были выполнены довольно аккуратно, все линии были ровными и тянулись в одном направлении. Размер рисунков колебался от двух до пятидесяти метров, а в целом петроглифы занимали почти полгектара. Было принято срочное решение изучить рисунки как можно быстрее, но будто злой рок помешал этой затее. Практически сразу после обнаружения геоглифов прорвало песчаную дамбу, и хлынувшие потоки воды скрыли таинственные фигуры от людских глаз навсегда. Произвести датировку не удалось даже приблизительно, что не дает выстроить даже самые смелые гипотезы, хоть немного не противоречащие науке. Дело в том, что и те геоглифы, что находятся на суше и точно известно, какие племена их оставили и в какой период, до сих остаются тайной для современной науки. Никто не может смелое заявить, для чего наши предки производили такие сложные работы, которые трудно повторить и сейчас, имея в арсенале спутниковые навигаторы. Рисунки видно только с высоты птичьего полета и тогда они поражают правильностью линий. В некоторых регионах рисунок ещё можно увидеть с гор, но на Аральском море гор нет. Геоглифы больше характерны для Бронзового века, то есть эти рисунки скорее всего появились за 200 лет до нашей эры. Неужели и тогда человеческая ошибка привела к обмелению моря, и на обнажившемся дне поселились люди?
Но самая большая тайна Арала берет свои корни еще от сотворения мира. В северном полушарии движение водоемов отклоняется вправо, и, если образуется водоворот, то вода движется против часовой стрелки. Аральское море почему-то бросает вызов законам физики, и водовороты тут идут по часовой, точно как в Австралии и других странах южного полушария. От этого насыщение воды кислородом происходит наоборот. В обычном море или озере, кислорода больше наверху, отчего именно в верхних слоях водится больше живности и растений. В Аральском же море кислорода наверху совсем мало, а максимальное его количество скапливается на дне.
Кроме того, процентное соотношение сульфатов и карбонатов, то есть веществ, входящих в состав морской соли, в Арале особый. Он не свойственен ни морю, ни реке. То есть, в нем вода, хоть и соленная, но по химическому составу близка к речной, хотя и речной она по всем параметрам не является. Другими словами, такой воды, как в Арале нет больше нигде. Может быть, были и правы арабские путешественники, считавшие, что Аральское море пришло к нам из другого мира или упало с небес? И новгородские сказители не слишком грешили против истины, называя Арал волшебным.