А в самом деле, что не так с охраной детей в Казахстане? Разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
- Мы, как страна, стали жертвами заимствованных и реконцептуализированных реформ в системе образования страны. Заимствование которых происходит даже тогда, когда в этом нет очевидной необходимости. Более того, очень часто при этом заимствуется терминология реформы, а не сама реформа, - сетует депутат Смирнова. И это, по ее словам, «коснулось организации защиты и обеспечения безопасности в школьных и дошкольных учреждениях образования».
- Такой организации систем безопасности в детских садах и школах, какие требуются в нашей стране, нет, наверное, нигде. И тех противоречий, которые возникают при этом, тоже, - говорит мажилисвумен.
Во-первых, начальным этапом охраны образовательных учреждений является ограждение с отлаженным на нем видеонаблюдением. Однако даже этого зачастую, по словам Смирновой, нет. Хотя именно ограждение с видеонаблюдением помогает решить многие вопросы безопасности.
Во-вторых, показательно охраняется только главный вход в конкретное образовательное учреждение.
- Тут тебе и металлоискатель, и турникет, и старичок с тревожной кнопкой из лицензированной вневедомственной охраны. Но надо знать, что в школе всегда несколько отдельных входов и выходов – из столовой, зачастую из актового и спортзала, есть и входы в разные корпуса и т.п. Да и окна на всех этажах должны свободно открываться, не иметь решеток по требованиям пожарной службы МЧС.
При этом отдельно хочу напомнить, что, по документам МЧС, вход в образовательное учреждение не должен иметь преград, которыми могут стать те же турникеты и металлоискатели в случае возникновения пожара или при землетрясениях, - замечает Ирина Смирнова, предлагая вместо этого создать более «действенную систему без чрезмерных излишних требований». Последние, по ее мнению, «нужны, скорее, только для поддержки продавцов турникетов, рамок металлоискателей и содержания на плаву охранных лицензированных фирм, которым каждая организация в месяц выплачивает от 15 тысяч тенге за функционирование тревожной кнопки и от 200 тысяч тенге - за предоставление охранника с лицензией».
Вот только поможет ли это действительно обеспечить безопасность детей?
В качестве негативного примера достаточно вспомнить недавний случай в Кокшетау, произошедший в каникулы, когда некий гражданин проник в школу даже при наличии всех вышеперечисленных запретов-заграждений.
- Обеспечивая таким образом дорогую и бесполезную, по сути, входную группу в детское образовательное учреждение, перенимают, скорее всего, американский опыт, но при этом забывают, что иметь и носить оружие в Казахстане могут немногие, тогда как в Америке это право имеют все. Но опыт Америки в данном деле для нас чрезмерен, - утверждает депутат. И задается вопросом: «Если учреждения образования должны сами защищать себя, то чем занимается полиция, которая должна обеспечивать безопасность в целом в стране?».
- Или полиция создает условия безопасности, используя весь свой арсенал возможностей, или мы, граждане, должны сами это осуществлять? – недоумевает мажилисвумен. Вопрос….