Производители «официальной» водки в Казахстане начинают проигрывать самогонщикам

Признаться, дебют его первого продукта произвел на мои рецепторы разрушительное впечатление. Вторая попытка оказалась удачнее. Хотя отрыжка была, как от покойника. Третья, в начале этого года – «уже можно». Но в гомеопатических дозах.

Производство легальных «мужских» напитков в республике остается стабильным, импорт крепкого алкоголя не падает, но по итогам 2024 года, согласно официальной информации, потребление водки в Казахстане снизилось на 10 %. Коньяка - вообще в два раза (к этой теме вернемся чуть позже). Возможно, потому, что граждане сами стали «гнать»? В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

В начале апреля исполнительный директор ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков сказал, что самогонщики не могут конкурировать с производителями легального спиртного. Но оговорился: «Пока не могут». Потому что «на выходе» стоимость продукта может превышать стоимость магазинной водки. Да и объемы не заводские.

Нет дыма без огня?

Звоню товарищу, который давно производит «домашнее».

- Ты делаешь вкусный продукт. Да еще и заливаешь в свои фирменные бутылки. А почему не можешь продавать легально?

- Потому что водочное лобби пробило такой закон, что… Короче, чтобы мне легализоваться, я должен производить 200 тысяч декалитров в год.

- Ничего себе!

- Это чтобы получить лицензию на производство крепкого алкоголя.

Как госаппарат в Казахстане противостоит самогонным

- В Португалии, Испании, Франции, Греции, Германии, Австрии семейные предприятия производят крепкие алкогольные напитки.

- Да всё Средиземноморье! Италия, Черногория… Там тоже гонят. Есть потребители. Не только туристы. Местные, районные в основном. Только у «своих» покупают. Их продукт никуда не уходит. А у нас, повторяю, водочное лобби мощнейшее. Мощнейшее! И это лобби проталкивает законы через парламент. А в той же Европе производители домашних крепких напитков работают вполне легально, платят налоги. Хотя партии у них небольшие.

- Знаешь своих конкурентов, которые тоже занимаются тем же, что и ты?

- Ну, несколько человек. Так же, как я – для друзей, для своего узкого круга. В ресторанах я иногда встречаю самогоны домашнего производства. А еще наливки домашние. И это все нелегальное. Их же как-то продают? Не понимаю. Как-то обходят законы? Такое возможно только под «крышей». Нет других вариантов.

- Сколько продают самогонных аппаратов в Казахстане, знаешь?

- Не знаю. Сейчас можно купить аппарат на любой объем. У нас в основном российские. Хотя и европейских много. Здесь все упирается в вопрос «цена-качество». Российские дешевле, чем португальские. Я смотрел, облизывался, но дороговато. У меня немецкий. Поэтому по сравнению с заводской водкой у меня почти диетический продукт.

- Как часто ты сам употребляешь то, что выгоняешь?

- Ежевечерне за ужином 30-60 миллилитров…

У нас свободный рынок. Но самогону в нем не место

Звоню президенту ассоциации добросовестных производителей, продавцов алкогольной продукции и табака РК Амиржану Калиеву: насколько серьезную конкуренцию представляют сегодня самогонщики официальным производителям водки и коньяка?

- А вы знаете этих самогонщиков?

- Амиржан Кашкарбаевич, одного могу назвать. Он даже зарегистрировал марку своего напитка лет 15 назад.

- Какое предприятие его выпускает?

- Да это маленькая частная винокурня. Небольшой объем.

- На кальвадос похоже.

- Если у нас производство стабильное, а потребление тяжелых напитков падает, то не кажется ли вам, что в борьбу за место на рынке вступили самогонщики?

- Мы так не думаем. Хотя в целом по стране в последние десятилетия идет тенденция снижения потребления легального алкоголя.

- За счет «домашнего» продукта?

- Не согласен.

- Почему все-таки в Казахстане присутствуют украинская, белорусская и российская водки? И они побеждают казахстанскую, которая по качеству не уступает импортным?

- У нас свободный рынок. Нет никаких ограничений (длинная пауза). А коллеги из России путем введения обеспечительного платежа, который превышает в три раза стоимость завозимой продукции, закрыли для нас свой рынок. Беларусь и сегодня не пускает к себе ни российскую, ни казахстанскую алкогольную продукцию. Хотя есть торговые соглашения в рамках Евразийского экономического союза.

- Слишком добрыми тоже быть нельзя, в конце концов это деньги, так?

- Ну, понятно, что это политика.

- И все-таки, насколько самогонщики могут быть конкурентами?

- Сегодня – никак. Чтобы производить крепкий алкоголь, есть определенные нормативно-правовые требования, санитарные, определенные условия и так далее. Я не вижу, когда самогонщики могут стать конкурентами легальному бизнесу…

Что доступно – то и пьётся?

Уже 2-3 года профессиональные самогонщики пытаются реализовать свои продукты в кафе и ресторанах. Где-то получается договориться. Где-то никак. Почему в Европе это возможно, а у нас – нет?

Комментарий юриста Алексея Шмидта.

«Любой продукт, прежде чем выйти на рынок, должен пройти экспертизу. Нет экспертизы – нет разрешения. К алкоголю должны быть предъявлены особые требования. Особенно к тем напиткам, которые произведены непонятно, в каких условиях, и непонятно, по каким рецептурам. Понятно, что они должны быть сертифицированы. Мы помним случаи, когда десятки людей травились «левым» алкоголем на свадьбах и разных торжествах. Легализация самогона по примеру Европы – возможно, нормальный шаг. Но тогда нужно контролировать каждого производителя. А это, на мой взгляд, сегодня невозможно. Потому что нет соответствующего госоргана. И закона».

Справка «Каравана»

По итогам двух таких конкурсов несколько лет назад два участника умерли. Диагноз: перепой. Вот до чего азарт доводит.

Справка «Каравана»

Моя однокурсница Мария, которая уже почти четверть века живет во Флориде, написала мне, что в домашних условиях разрешено производить вино и пиво. Но американцы – ленивые. Им проще купить в магазине, чем заморачиваться производством на дому.