Диверсия против бизнеса и потребителей: как новый Налоговый кодекс ударит по казахстанцам

Суть изменений проста: если поправки примут, крупным компаниям будет невыгодно работать с ИП на упрощенке. Почему? Да потому, что они не смогут учитывать расходы на услуги или товары ИПшников при расчёте налогов. А если уж нельзя — зачем тогда брать их партнёры? Соответственно, заказы от крупных компаний проплывут мимо малых предприятий, и доступ к госзакупкам для них закроется. То есть пропадут стабильные источники дохода. Да и нестабильные пошатнутся.

Особенно больно это ударит по тем, для кого работа на упрощенке — это способ дотянуть до зарплаты, оплатить школу ребёнка или выплатить кредит. В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Как в 90-е: что ждёт мелких поставщиков

О последствиях для мелких поставщиков, которые работают с ресторанным бизнесом, рассказала финансовый директор ассоциации «Клуб рестораторов Казахстана» Ирина Лебедева.

— Ирина Маратовна, как вы считаете, что будет, если поправки в Налоговый кодекс все-таки примут?

— Помните 90-е, когда наши родители (ну, мои, по крайней мере) получали свою зарплату куриными яйцами. Вот сейчас мы к этому идем, — улыбается финдиректор, — Приведу простой пример. Допустим, фермер работает по упрощённой схеме, выращивает грибы-вешенки и продаёт их в цех полуфабрикатов, где делают вареники. Предприятие покупало у него 200-300 килограммов. Но теперь не сможет. Почему? Потому что им нужен поставщик на общем режиме налогообложения.

—То есть он не сможет кормить свою семью?

— И не только. Скорее всего, он брал какой-то кредит на оборудование и что-то еще для выращивания грибов. Обычно кредит под такой бизнес составляет от 3 до 7 миллионов тенге. Соответственно, он не сможет это все погасить. Вообще все это делается для того, чтобы убрать упрощенный режим, оставить только общеустановленный. Но конкретно этот фермер не потянет переход на общий режим. Ему нужен бухгалтер, нужны программы типа 1С, отчёты, НДС, куча бумажной волокиты. Плюс дополнительные налоги, плюс зарплата бухгалтеру, плюс штрафы за любую ошибку. А где взять на это деньги, если он просто выращивает грибы? И это касается не только грибов. Лук, картошка, зелень, ягоды с дачных участков — всё это перестанут поставлять. Или, допустим, вы, как журналист, пишете статьи для газеты. Вы на упрощенке. Раньше спокойно сдавали 910 форму и работали. Теперь газета не сможет списывать ваши гонорары на расходы, если вы не перейдете на общий режим. А значит, либо расстанется с вами, либо будет требовать изменения статуса.

Почему договор ГПХ — не спасение?

—А как же договоры ГПХ (гражданско-правового характера)? С ними ведь тоже можно работать?

— Формально — да, договор ГПХ можно оформить. Но нужно понимать: сейчас налоги по ГПХ почти такие же, как по обычному трудовому договору. И компании в такой ситуации сто раз подумают — связываться с этим или нет. Почему? Всё упирается в доверие и прозрачность. Когда ты работаешь с ТОО — это юридическое лицо с полноценной бухгалтерией, с понятной отчётностью. Всё легко проверяется: сколько заплатил, за что заплатил. А договор с физлицом через ГПХ — это всегда лишние вопросы: правда ли были оказаны услуги, не липовая ли сделка, не выплатили ли деньги брату или свату? Поэтому бизнес вполне может сказать: «Хотим продолжать с вами работать, но переходите на общеустановленный режим. Или хотя бы на розничный».

Чтобы было понятно, о чём речь. Общеустановленный режим (ОУР) — это классика жанра: платите 20 % корпоративного подоходного налога, 12 % НДС и кучу других обязательных платежей. Плюс — полноценная бухгалтерия, 1С, ежемесячные отчёты, налоговая отчётность. Так работают крупные сети ресторанов в Алматы, у которых оборот выше 144 миллионов тенге в год. Упрощённая система налогообложения (УСН) — это вариант для малого бизнеса, у кого выручка меньше 144 миллионов тенге в год. Тут налоги проще: 3 % с дохода, или 1,5 % без НДС, и отчётность попроще. Обычно на упрощенке сидят семейные кафе, маленькие пекарни, поставщики фермерской продукции. Розничный налоговый режим предназначен для бизнеса, который работает в основном с физлицами: фудкорты, кофейни, чайные. Ставка налога там от 2 до 8 % в зависимости от региона. Но тут есть одна проблема: в 2024 году список видов деятельности (ОКЭД), которые подходят под розничный режим, сильно урезали. Раньше их было около 300, теперь — около 40. И, если ваш бизнес в эти оставшиеся 40 ОКЭДов не попадает, автоматом идёте на общеустановленный режим, со всеми его прелестями.

А теперь — про расходы. Если у вас ИП и вы вынуждены перейти на общий режим, вам без бухгалтера - никуда. Скорее всего, придётся обращаться в аутсорсинговую компанию, которая будет вести за вас 1С, платежи через банк, налоговые отчёты. И даже если ваш ИП особо не работает — минимальные налоги всё равно платить надо. В итоге расходы вырастают из ниоткуда: около 50 тысяч тенге в месяц только на бухгалтерию и отчётность. За три месяца — уже 150 тысяч, за полгода — 300 тысяч. И это ещё без штрафов за просрочки, которые вполне могут прилететь из-за ошибок аутсорсеров.

Рост цен и уход в тень

— Получается, проще уйти в тень?

—  Да, это реальная угроза. Часть малого бизнеса, особенно те, кто не сможет работать по новым требованиям, будет вынуждена уйти в серую зону: без кассовых чеков, без официального найма персонала.

— А что будет с ценами?

— Рост цен практически неизбежен. Перевод малого бизнеса на более высокую налоговую нагрузку увеличит себестоимость продукции и услуг, а значит — цены для посетителей кафе и ресторанов.

Диалог вместо диктата

— Что бы вы предложили изменить в налоговой политике?

— Прежде всего надо разрешить крупным компаниям работать с малым бизнесом на упрощенке. Это дало бы возможность сохранить нормальные деловые связи. Ещё важно расширить перечень ОКЭД для розничного налога, чтобы малый бизнес в сфере услуг мог выживать, а не исчезать. Кроме того, нужно упростить жизнь предпринимателям — сократить административные барьеры, сделать систему понятнее и доступнее. И обязательно ввести переходный период, чтобы у людей было время адаптироваться к новым требованиям, а не рушить бизнес в одночасье. И самое главное — создать нормальную диалоговую площадку между государством и предпринимателями. Чтобы перед тем, как принимать решения, можно было реально оценить их последствия для людей, а не только для отчётности.

Диверсия против бизнеса и населения

Мы попросили прокомментировать проект нового Налогового кодекса экономиста Айдархана Кусаинова. Его реакция на возможные поправки была настоящим криком души.

— Айдархан, каковы ваши первые впечатления от проекта нового Налогового кодекса?

— Честно? Я был в шоке. Загуглил, прочитал, потом ещё раз перечитал — не поверил. Начал звонить знакомым, перепроверять. Я просто не ожидал, что всё дойдёт до такого маразма. Конечно, я знал, что проект плохой, но чтобы настолько… Честно, я жалею, что в какой-то момент самоустранился, подумав, что хуже уже не будет. А оказалось — может быть. Это просто бред.

Почему инфляция будет массовой?

— В чём, по-вашему, главная проблема нового кодекса?

— Если в общем, то это диверсия. Причём с двух сторон: против бизнеса, особенно малого и среднего, и против населения. Во-первых, повышение НДС — это удар по каждому из нас. НДС — это налог на потребление. Всё подорожает. Причём не выборочно, как обещают в правительстве (на лекарства только 10 %, на какие-то продукты — 5 %). Это иллюзия. Инфляция работает иначе. Если цены начнут расти, они вырастут для всех товаров сразу — по максимуму. Это всегда так происходит. Потребителю всё равно, платит магазин НДС или нет — он видит итоговую цену. И когда сетевые магазины поднимут цены из-за роста НДС, мелкие предприниматели просто подтянутся к их уровню.

— То есть цены вырастут у всех?

— Конечно. И не важно, платит ваш ИП НДС или не платит. Ориентиром для рынка будут цены крупных компаний. ИП «Ромашка» будет продавать свои товары по тем же ценам, что и «Технодом», который платит НДС. Потому что иначе он просто не выживет. Так что все разговоры правительства, что рост цен будет «незначительным», — это обман. Инфляция будет ощутимой, на уровне 5-6 %, а не 3-4 %, как они обещают.

Как малый бизнес отрежут от бюджета?

— Многие переживают за малый бизнес. Пострадает ли он?

— Ещё как. Новый кодекс фактически выстраивает систему, где будет выживать только крупный бизнес. Поясню. Сейчас, когда у государства есть закупки, госрасходы или деньги от Нацфонда, они хоть как-то «просачиваются» в малый бизнес через субподряды, поставки, услуги. Это был своего рода социальный лифт: богатые компании платили малым за работу. Новый кодекс эту модель разрушает. Теперь доступ к бюджетным деньгам останется только у тех, кто работает на общем режиме налогообложения (ОУР). А кто сидит на упрощенке — забудьте. Его никто не пустит к государственным контрактам. Всё замкнётся в кругах крупного бизнеса. Малый бизнес будет торговать сам с собой на выживание.

— А что с занятостью и доходами населения?

— Ничего хорошего. Цены вырастут фронтально. При этом доходы у людей упадут, потому что «просачивания» бюджетных денег в экономику больше не будет. Государственные деньги будут оседать только среди крупного бизнеса.
Малый бизнес на упрощенке потеряет возможность работать через субподряды и госзакупки. Останутся единицы, кому повезёт встроиться в новую схему. Остальным — путь в тень или полное закрытие.

— Некоторые говорят, что малый бизнес просто уйдёт в тень. Это решит проблему?

— Не решит. В тени много не заработаешь, потому что, повторюсь, сама система «просачивания» денег уничтожается. Даже крупные компании, которые работают с госзаказами, не будут покупать у мелких. Деньги замкнутся наверху. И даже теневая экономика уже не сможет нормально существовать. Малый бизнес просто скиснет в своём болоте.

Проще было бы повысить налоги

— Если всё так плохо, как должен был бы поступить разумный законодатель?

— Очень просто. Вместо того чтобы устраивать всю эту показуху с реформами, надо было просто честно сказать: «Нам не хватает денег, мы повышаем налоговые ставки». И всё.  Без всей этой вакханалии с изменением налоговых режимов, убийством упрощенки, перекраиванием ОКЭДов. Повысили бы НДС на 2 % — народ бы поворчал и привык. А теперь последствия будут гораздо тяжелее и для потребителей, и для предпринимателей, и для экономики в целом.

— Айдархан, вы допускаете, что кодекс всё-таки не примут в этом виде?

— Очень на это надеюсь. Иначе последствия для экономики и социальной стабильности могут быть крайне тяжёлыми. И уж точно — совсем не в духе той справедливости, о которой сегодня так много говорят с высоких трибун.

Справка «Каравана»: