Желание собрать с отрасли лишние 100 млрд тенге приведет к тому, что вся система здравоохранения в Казахстане может показать свою несостоятельность. И ее придется снова реформировать. И на это потребуется не один триллион тенге. Формально главными победителями должны оказаться государственная система здравоохранения и Фонд обязательного медстрахования. Но по факту победителей не будет.
— При анализе мы исходили из данных, представленных государственными служащими. Прежде всего очень ярко ситуацию обрисовал министр экономики национальной экономики Серик Жумангарин в мажилисе. Он тогда сказал, что «богатые лечатся за границей, а те, кто в Казахстане – делают это за счёт государства», — рассказал «Каравану» директор «Улагат консалтинг групп» Марат КАИРЛЕНОВ.
Второй тезис привел экс-председатель Фонда социального медицинского страхования (ФСМС) Абылкаир Скаков. По его данным, за год в Казахстане 14 млн человек обратились за амбулаторными услугами.
«84 % из них совершили однократный визит к врачу, что косвенно подтверждает, что далее пациенты вынуждены или склонны пользоваться платными услугами. Между тем динамическим наблюдением охвачены только 3,4 %. Это менее полумиллиона человек», — сказал Абылкаир Скаков на коллегии минздрава в феврале 2024 года.
Из этого эксперты сделали вывод, что казахстанцы в целом не очень доверяют узким специалистам, работающим в государственных клиниках. Поэтому, получив диагноз, они предпочитают лечиться не там, где они прикреплены, а идут в частные медицинские клиники. Там врачи получше. Даже если и дороже и им надо платить. Жизнь все-таки дороже.
Получается, по госзаказу обслуживается максимум 16 % казахстанцев. Если допустить, что две трети казахстанцев ничем не болеет, то 16 % — это один миллион человек. Столько людей регулярно лечатся в районных поликлиниках и больницах. И еще 5 млн – постоянные клиенты частных клиник и медцентров.
— Если что-то произойдёт с частными поставщиками, то поток пациентов в государственные клиники вырастет в 6 раз. Это будет перегруз по госзаказу, который они не выдержат без помощи государства, — считает Марат Каирленов.
Почему так происходит? Почему такой большой разброс по числу пациентов?
Это следствие системы, построенной правительством при реформировании здравоохранения страны.
В 2023 году Абылкаир Скаков сказал, что «ФСМС – это финансовый институт, который занимается финансовым обеспечением системы здравоохранения». Если так, то почему районные поликлиники не должны заниматься освоением этих финансов?
— В Казахстане ненормальное соотношение визитов к специалистам. У нас 64 % на 36 %: один визит к терапевтам на почти два визита к врачам узких специальностей (ВУС). А должно быть 80 % приемов терапевтов на 20 % визитов к ВУС. Это происходит потому, что у нас не внедрили частичное фондодержание. С одной стороны, есть комплексный подушевой норматив на одного прикреплённого человека, но он включает только услуги терапевта и не включает услуги ВУС, которые ФСМС оплачивает отдельно. В итоге это стимулирует главврача клиники заставлять своего участкового врача направлять пациентов по узким специалистам, чтобы уже на их услугах поликлиника могла заработать. В результате к узкому специалисту трудно попасть на прием, у него очереди неделями. Да вы и сами это знаете, если бывали в поликлинике, – отметил эксперт.
Почему будет перегруз у государственной системы здравоохранения?
Очереди в клиниках показывают, что, обслуживая 16 % пациентов, эти клиники не совсем хорошо справляются со своей работой. И они не готовы к наплыву пациентов: у них нет достаточного количества врачей, нет нужного оборудования, нет специалистов, которые могут на этом оборудовании работать, а главное – вся система заточена на получение денег из ФСМС, а не на лечение людей. Вспомним про соотношение приемов у врачей и признание главы ФСМС.
Поэтому частные медцентры, как ни странно, попросту закрывают те дыры, где государственные клиники работать не способны. Но они могут и исчезнуть как вид.
— Внедрение НДС означает, что теперь таким центрам нужно будет нанимать отдельного бухгалтера. Грамотный бухгалтер стоит юрлицу от 600 тысяч в месяц. Зачетная часть медорганизаций — от 1 до 5 %. У врачебных центров – до 1 %, у лабораторий – до 5 %. Коммунальные расходы за прошлый год выросли на 80 %. Зарплата специалистов вырастает. Для медцентра, например, с оборотом 70 млн тенге в год это означает, что надо поднимать расценки на 30-40 %. А там смотришь – половина клиентов ушла, — рассуждает Марат Каирленов. — Элитная часть, конечно, это не заметит. Но основная масса частников работают, как и все казахстанцы, почти на еду. Тогда им будет проще уж закрыться. В прошлом году мы проводили опрос: половина предпринимателей сказали, что им проще закрыться. Национальная палата здравоохранения проводила в октябре такой же опрос. Результаты те же. Значит, поток по госзаказу снова будет расти.
По последней версии Налогового кодекса правительство намерено собрать с экономики 2,8 трлн тенге. Это означает падение доходов населения на 12 %. Резко обедневшие граждане вынуждены будут массово обращаться за уже оплаченными услугами по ГОБМП/ОСМС. Это снова создает нагрузку на систему.
— Сколько правительство хочет собрать с частных медуслуг? Примерно 107 млрд тенге. А расходы будут раз в пять-шесть больше. Один кабинет врача-оториноларинголога будет стоить больше пяти млн тенге. Таких кабинетов надо сотни. Есть и другие специалисты, у которых оборудование стоит дороже. Оно не может взяться ниоткуда. Если потребность появится, государство обязано будет выделять деньги на закупку этого оборудования, объявлять тендеры, проводить конкурсы. Кому это будет выгодно? Врачам? Пациентам? – рассуждает эксперт. — Наверное, тем чиновникам, через кого эти деньги пойдут.