Что было в «аптечке» у кочевников

Какие же растения кочевники чаще всего использовали в народной медицине? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

И от шайтанов, и от микробов

Безусловным царем среди целебных трав кочевников стал адыраспан. Это народное название гармалы обыкновенной. Любопытно, но в России и ряде европейских стран к гармале отношение было брезгливое. Ее охотно использовали только цыгане, а остальные народы презрительно называли помойной травой и могильником. Тюркские же народы адыраспан очень ценили. До сих пор препараты из него можно купить в аптеках Туркменистана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. В Казахстане же адыраспан покупают чаще всего пучками на рынке. До 2020 года адыраспан продавался и в России. Его покупали ценители народной медицины. Но потом гармала попала в списки запрещённых растений, и за ее продажу грозит такой же срок, как и за «травку».

Дело в том, что в гармале, действительно, содержатся психоактивные алкалоиды и токсичные вещества, однако в ничтожных количествах. Тем не менее российское законодательство в вопросах, касающихся психотропных и ядовитых растений, устроено таким образом, что основанием для попадания в черные списки служит сам факт наличия запрещенных веществ. В большинстве же других стран власти смотрят на процентное содержание. Иначе бы под запрет попали и кондитерский мак, и мускатный орех, и ещё куча других экзотических специй.

В Европе же гармала имеет дурную славу из-за токсичности. Скот от неё болеет, а человек, выпивший слишком крепкий отвар, может потом долго мучиться от последствий отравления. На Востоке же способы употребления адыраспана и его дозировки рассчитывались тысячелетиями, и до сих пор никому не придет в голову принимать внутрь крепкий настой этой травы.

Крайне необходимый в медицине дезоксипеганин до сих производят из экстракта гармалы, и только совсем недавно химики научились делать синтетические аналоги. Дезоксипеганин необходим для лечения поражения нервной системы и спинного мозга. Также этот препарат эффективен при атрофии мышц.

Золой адыраспана лечили язвы и нарывы, а прием настоя внутрь помогал при многих воспалительных заболеваниях и по эффективности мог сравниться с нынешними мощными антибиотиками, причем побочек было гораздо меньше. Хотя тут стоит сделать важное уточнение. Кочевники так поступали за неимением других препаратов. Аптек в степи тогда не было. Так что не стоит бежать на базар за адыраспаном вместо антибиотиков, которые прописал врач. Кроме того, дозировку, рецептуру и интервалы приемов все равно рассчитывали знахари. Эти знания передавались из поколения в поколение и сейчас утеряны.

А вот антисептические свойства адыраспана можно применять на практике и сейчас. Старый ритуал окуривания помещения от порчи и злых духов имеет под собой вполне материалистичную почву. Дым гармалы действительно способен убивать микробов. Вещи и помещение кочевники окуривали обычно в двух случаях. Когда кто-то из племени возвращался домой издалека, и когда приходило много гостей. Считалось, что дым адыраспана прогонит привязавшихся злых сущностей с одежды и утвари, поэтому окуривали их очень щедро. И получалось, что, пытаясь прогнать шайтанов, наши предки проводили дезинфекцию, уничтожая дымом болезнетворные вирусы и бактерии. Отсюда же и традиции окуривать гармалой помещение, где лежит больной. Сейчас для этих целей используется хлорка или карболовая кислота.

Плюс ко всему адыраспан очень ценился, поэтому его пучки всегда висели в жилище, а это растение может служить инсектицидом, то есть способно истреблять насекомых. Как известно, эпидемия чумы в средневековой Европе случилась из-за блох, пивших кровь зараженных крыс. Тиф разносят вши, а комары - лихорадку. Совпадение или нет, но кочевых племен средневековая чума практически не коснулась.

Есть и более свежий пример. Во время пандемии коронавируса в отдалённых аулах Таджикистана и маленьких иранских городках случаев заражения ковидом фиксировалось гораздо меньше, чем в населенных пунктах других стран. Оказалось, что народ там не мог похвастаться хорошим образованием, и, когда пришла напасть, люди стали принимать меры, которыми издавна пользовались их деды и прадеды. То есть щедро окуривать комнаты и одежду пришедших с улицы дымом гармалы. Скорее всего, они пытались прогнать шайтанов, принесших опасную болезнь, но алкалоид гармалин справился не только с бесами, но и вирусом ковида.

Чай от девяти хворей

Не меньшим уважением у кочевников пользовался девясил. В отличие от адыраспана уважение к этому растению разделяли и другие народы. Целебный спектр девясила настолько велик, что его по праву можно назвать степным женьшенем. Недаром же по народной легенде название растения происходит от словосочетания «девять сил».

Один из главных плюсов девясила - приятный аромат. Его и сейчас используют в кулинарии. Но для кочевников девясил был главным сырьем для заваривания чая. Настоящий чай пришёл к нам из Китая с караванными путями и был очень дорог, поэтому пили его по особому случаю. В повседневной же жизни заваривали девясил. Благо он рос везде и добыть его было несложно. Целебные свойства девясила обладают кумулятивным эффектом, то есть чем дольше человек пьет отвар травы, тем сильнее будет лечебный эффект.

Считается, что чай из девясила способен облегчить симптомы бронхита уже с первого применения, а если пить его регулярно, то можно забыть о гастрите, холецистите, камнях в почках и язве желудка. При жирной и тяжелой пище кочевников, состоявшей из мяса и теста, свойство очень важное. Адепты народной медицины уверены, что крепкий отвар помогает при женских проблемах с менструальным циклом и облегчает спазмы, которые так портят жизнь в эти дни. Когда нет но-шпы, это очень актуально. Кроме того, девясил неплохо справляется с кишечными паразитами. Не секрет, что мясо, хранящееся в степи без холодильника, есть рискованно. Можно подцепить незваных гостей в кишечнике.

Также девясил обладает противовоспалительными свойствами и при долгом применении способен избавить от подагры, ревматоидных болей и вообще старческих болезней суставов получше ибупрофена.

А самое главное свойство девясила открыли совсем недавно. В девясиле содержится инулин. Это вещество защищает от сахарного диабета, снижает уровень холестерина и улучшает обмен веществ, уменьшая риск ожирения. Этакий природный оземпик, только без страшных побочных эффектов.

Но современным ЗОЖникам, при желании заменить чаем из девясила гору аптечных лекарств, всё-таки стоит проконсультироваться с врачом. Когда чудо-растение использовали наши предки, экологическая обстановка была намного лучше, а пища здоровее.

Все есть яд. Все есть лекарство

Тамариск, или как его еще называют в Казахстане, жынгы, в степи заметить легко. Розовые и фиолетовые метелки растения видны издалека. Если повезёт, то можно полакомиться плодами тамариска. Они по вкусу немного напоминают абрикосовый мармелад. Но крупные и самые сочные плоды встречаются чаще всего в Крыму и Греции, то есть в жарких регионах, где много воды. Хотя и у нас есть шанс попробовать диковинку. Правда, увлекаться степным мармеладом не стоит. Тамариск - довольно сильное слабительное. Тем не менее растение способно выводить из организма всякую гадость, попутно убивая кишечную палочку и прочих болезнетворных микробов, поселившихся в кишечнике. Тамариск служит мощным антиоксидантом и способен поправить желудок, если человек чем-то отравился. Сейчас для этой цели используется смекта.

Получается, наши предки устраивали организму детокс до того, как это стало модным у голливудских звезд и бьюти-блогеров?

Горец птичий получил такое название, потому что его семенами любят лакомиться птицы, а сами семечки чуть горьковаты на вкус. На Руси это растение называлась мурава, так что во всех сказках, где кто-то решил поваляться на траве-мураве, речь идёт именно об этом растении. У нас же горец чаще всего называется таспа, хотя в каждом регионе, а то и в ауле, может быть свое название.

Для кочевников горец был незаменим при разного рода кровотечениях. Его крепкий отвар давали роженицам, чтобы облегчить роды. Этой травой отпаивали страдающих чахоткой, то есть туберкулезом, а пожилые люди пили настои, если испытывали проблемы с недержанием или, наоборот, задержкой мочи.

Народные средства из горца были довольно сильными и требовали особых навыков в приготовлении. Сейчас на них точно поставили бы предупреждение «Отпускается из аптек строго по рецепту врача»

Но самой тяжелой артиллерией в лечении хворей были средства из белены. Даже ребенок знает, что ими немудрено отравиться. Алкалоиды - гиосциамин, скополамин и атропин эффективны, но очень сильны. Если не рассчитать дозировку, то начнутся мучительные судороги, рези в животе, а человек станет агрессивным и неадекватным. Поэтому и появилось выражение «белены объелся». Но кочевники верили, что знали секрет, как сделать из белены сильное обезболивающее. Его давали при мучительным головных болях, при сильных травмах, когда роды проходили очень тяжело, при долго не проходящей зубной боли. Еще белену использовали при приступах астмы.

Тут уж точно не нужно повторять их опыт. Белену использовали в крайнем случае, за неимением других средств. Будь у наших предков хотя бы анальгин или парацетамол, они вряд ли бы стали использовать сильный яд, которым в Средневековье было принято травить злейших врагов, обрекая их на особо мучительный финал.

Степные БАДы

Курчавка в наших степях встречается довольно редко. Она даже внесена в Красную книгу. Ее ареал обитания - Кавказ, Крым, Балканы и Турция, то есть места, где есть море. Хотя в Мангыстау, если повезёт, найти курчавку можно. Именно из-за редкости она ценилась у кочевников особенно. Любопытно, но даже степной скот, не особо избалованный разнотравьем, курчавку есть не хочет даже от сильного голода. Только верблюды уминают её с удовольствием. Зато люди использовали это растение как средство от женских недугов, том числе и застарелых. Плюс ко всему считается, что она лечит расстройства желудка и способна справиться с трудноизлечимыми болезнями. Как любую редкость, курчавку можно было купить только у караванщиков, причем за солидные деньги.

Не исключено, что целебные свойства растения были преувеличены из-за его редкости, а люди исцелялись из-за эффекта плацебо, то есть искренне верили, что такое дорогое и редкое растение просто не может не помочь. Тут невольно напрашивается аналогия с современными БАДами, когда страждущие готовы отдать целую зарплату за пилюлю из какого-нибудь суперредкого растения, растущего только в горах Тибета или в джунглях Амазонки. И потом кажется, что пилюля сотворила чудо, хотя полезных веществ в ней было не больше, чем в чае из ромашки.

Она жуёт  зизифору без сахара

А вот растение со смешным названием зизифора в наших степях встречается часто. Лучше всего искать её возле рек или на высогокорье. В Казахстане это растение называют еркуны. Целебные свойства зизифоры трудно переоценить. В ней содержится много эфирных масел, в том числе и ментол. Просто пожевать пару листочков хватит, чтобы заменить лучшую зубную пасту или жвачку от кариеса. Эфирные масла способны даже унять зубную боль, избавить от кашля и ангины. Кроме того, зизифора отлично успокаивает нервы и снимает неприятное ощущение в груди от стресса или волнения. А если смешать сок зизифоры с бараньим жиром, то считалось, что полученная мазь лечила сильную простуду и облегчала боли в суставах. Если выжать свежий сок на место комариного укуса, то зуд почти сразу прекратится. Выходит, эта травка заменяла нашим предкам леденцы «Холс», жвачку «Орбит», валидол, корвалол, зубную пасту и бальзам «Звездочка». Детям же настой зизифоры закапывали в ушки при золотухе.

Но чаще всего в лечебных целях использовалась полынь. Это и понятно. В Казахстане произрастает 81 вид полыни, и это растение самое доступное. Чтобы найти его, не нужно бродить по степи или идти к знахарке. Достаточно просто выйти из юрты, и тогда наткнешься как минимум на три-четыре вида. Другими словами, для наших предков полынь была чем-то вроде базовой аптечки, которая всегда под рукой. Этой горькой травой лечили абсолютно всё. Запаренной в кипятке серебристой полынью обматывали больные суставы, настоями выгоняли паразитов, лечили приступы мигрени и зубной боли. Оказывается наши предки считали, что крепким отваром этого растения можно унять боль от глубокого кариеса.

Но даже для кочевников, не избалованных аптеками, полынь была средством первой помощи. Её использовали, чтобы дотянуть до того момента, когда получится добыть что-то получше.

Лунные травы

К сожалению, большинство рецептов утеряны. В наших степях их никто не записывал, все передавалось из уст в уста, от матери к дочери, от отца к сыну. Сначала ушли люди, которые все это знали, а уж потом легче стало купить таблетки в аптеке, чем рыскать по степи в поисках нужных трав. Причем просто знать, как выглядит растение, недостаточно. В старых травниках восточной медицины и средневековых трактатах недаром говорится, при какой фазе Луны нужно собирать те или иные травы, и в какой день после летнего равноденствия это лучше делать. Современной биологии известно, когда растительное сырье набирает больше активных веществ. Когда концентрация эфирных масел достигает максимума в листочках, а когда - в семенах. Эти знания используются при заготовке аптечных трав, но довольно условно. Когда требуется собрать тысячи тонн растений, нет времени разглядывать каждую травинку и следить за фазой Луны. Для знахарок важнее было качество, поэтому они собирали целебные травы поштучно, придирчиво оценивая каждый листочек.

Настоями и отварами дело не ограничивалось. Травы измельчались в порошок, их смешивали с диким медом, получая пилюли и микстуры, или с надпочечным бараньим жиром, от чего выходила мазь.

Яркий пример того, как старые, мудрые рецепты, ушли в никуда, стало растение нанофитон. Оно часто встречается в Казахстане. Узнать его несложно по мягким колючкам. На первый взгляд веточку нанофитона легко спутать с туей или кипарисом.

Особенно нанофитон любит пустыни и полупустыни, поэтому племена, проживающие на территории нынешних Мангыстауской и Атырауской областей, использовали его в медицине особенно часто, а потом забыли.

И только сейчас стало известно, что вещества, содержащиеся в пустынном растении, очень эффективны для купирования гипертонического криза, лечения повышенного артериального давления и способны вылечить грибковые заболевания намного быстрее, чем аптечные аналоги. Правда, говорить о сенсационном открытии еще рано. Клинические испытания в необходимом объёме еще не проводились, а сам нанофитон ещё изучается. Но сам факт обнаружения в этом растении активных веществ, потенциально интересных для изготовления сильнодействующих препаратов, уже вызывает уважение к мудрости древних травников.