В 2022 году НК "КТЖ", по собственным заявлениям, поставила рекорд: впервые за свою историю грузооборот компании превысил 252 млрд тонно-км нетто.
И самое главное: КТЖ научилась получать прибыль от пассажирских перевозок! Руководство компании постоянно плакалось, что перевозка людей не приносит предприятию прибыли. Из-за этого даже была проведена реформа железнодорожного транспорта. И вот результат: выручка НК от перевозки пассажиров в прошлом году составила 195 млрд тенге, а прибыль за год – 8,5 млрд тенге. Все это указано в консолидированной отчетности АО НК «КТЖ» за 2022 год. Может быть, наконец сыграл эффект масштаба. За год перевезено более 14 млн пассажиров, что на 21,4 % больше, чем в предыдущем. Пассажирооборот увеличился почти на треть. Авиаперевозки же подорожали, и люди вспомнили, что по «чугунке» тоже можно путешествовать. Правда, не с таким комфортом, как на самолете. О жалобах пассажиров на условия передвижений в поездах мы писали неоднократно.
Для сравнения, в 2021 году КТЖ получила убыток от перевозки пассажиров в 312 млн тенге. В 2020 году – все 7 млрд тенге. И субсидий вроде компания получила даже меньше на 1 млрд тенге, чем год назад: только 38 млрд тенге.
Второй важнейший пункт – скорее, экономия. Компания получила год назад большой убыток от курсовой разницы: 53 млрд тенге только по грузовым операциям. В 2022 году убыток сократили до 12 млрд тенге. Вот они, внутренние резервы! В тупике: Казахстан может получить еще один банк, но потерять железную дорогу
В целом за 2022 год КТЖ смогла получить прибыль в 36,9 млрд тенге. Это намного меньше, чем годом ранее (120,6 млрд тенге). В финансовой отчетности прямо не говорится, но незримо ощущается работа по снижению коррупции внутри компании. КТЖ собирается поднять тарифы
Зримо это видно по работе МВД и Антикоррпупционной службы. В октябре прошлого года Антикор сообщил о выявлении коррупционных рисков в КТЖ. Они связаны с административными барьерами и коррупционными схемами при подаче вагонов, отсутствием цифровизации, прямым контактом железнодорожников с предпринимателями. За последние 5 лет зарегистрировано 136 уголовных дел в отношении должностных лиц КТЖ и его подведомственных организаций.
Такие успехи нацкомпании не могут не радовать. Но этот год может все испортить. КТЖ начала планомерно поднимать тарифы на все. В конце прошлого года ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» сообщило об увеличении тарифа на услуги локомотивной тяги. В апреле КТЖ подняла тарифы на услуги магистральных путей. Теперь ждем роста цен на перевозку пассажиров. В этих сферах «Қазақстан темір жолы» почти монополист.
Все это увеличит доход компании, а мы теперь знаем, к чему это приведет: к росту расходов на консультантов, зарплат для начальства и снижению качества услуг. В общем, к снижению финансовой дисциплины и, возможно, очередным скандалам. Прошлый год показал, что для этого КТЖ должна быть голодной. И повышать тарифы для компании надо очень осторожно.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Главной транспортной прокуратурой в рамках планового анализа изучен приказ уполномоченного органа в сфере транспорта «Об утверждении методики определения предельных уровней цен (тарифов) на услуги по перевозке пассажиров по социально значимым сообщениям» (далее — Методика). Об этом сообщается на сайте ведомства.
Установлено, что в Методику неправомерно включена формула по определению стоимости проезда по принципу динамического ценообразования, которая фактически могла привести к повышению цен на проездной документ.
На данный нормативный акт 21 февраля т.г. Главной транспортной прокуратурой принесен протест в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, который удовлетворен в полном объеме.
На сегодня применение динамического ценообразования при продаже железнодорожных билетов приостановлено, проект приказа об исключении этой нормы находится на стадии согласования с уполномоченными органами.
Инициированные прокуратурой поправки позволят существенно снизить стоимость проезда пассажиров в поездах и установить фиксированную цену билетов.
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу