На минувшей неделе коммерческие банки начали публиковать собственные аудированные отчеты, в которых выясняются интересные детали. Так, по данным Народного банка, объем срочных депозитов юридических лиц снизился на треть по сравнению с концом 2013 года. Одновременно на эту же сумму увеличился объем текущих счетов, “в основном в результате перевода средств корпоративными клиентами банка из тенге в валюту”. Сравним: процент по срочным вкладам (депозитам) в тенге сегодня составляет 9–10 процентов, процент на текущих счетах редко превышает 2 процента. То есть перевод денег в валюту связан с желанием сохранить их, а не получить лишний процент за хранение. Но Национальный банк почему-то считает по-другому.
Если учесть, что депозиты предприятий составляют больше половины всех депозитов в банковской системе, то такой переход был глобальным и сдерживался только необходимостью иметь на счетах тенге для текущих расходов. Иначе бы туда ушли все свободные деньги. По словам председателя правления Народного банка Умут Шаяхметовой, в январе 75 процентов депозитов вкладчиков были переведены в валюту. В марте этот показатель начал снижаться, но не так быстро, как ожидалось.
Меж тем на недавнем финансовом саммите в Алматы Умут ШАЯХМЕТОВА жестко прошлась по мерам Нацбанка по стабилизации тенге:
– Какими бы мантрами мы ни говорили, что девальвации не будет, население все равно не верит. Все сидят в долларах: люди, бизнес, включая национальные компании. Законы экономики никто не отменял, и необходимо принимать решение, так как цена вопроса очень велика. Сейчас непонятно, какими методами мы будем пытаться удержать эту девальвацию и вернуть доверие к тенге.
Не обнадеживает и ситуация со свободными средствами в тенге для кредитования заемщиков. В январе и феврале у банков не было свободных тенге, и они прекратили выплату кредитов в национальной валюте. Это еще больше подогревало курс доллара. Тогда Нацбанк разными инструментами предоставил банкам 1 триллион тенге.
Прошел месяц, деньги разошлись, и нужно снова что-то делать. Иначе говоря, денег вновь не хватает. Причем не хватает именно тенге, так как напряженное ожидание новой девальвации хотя и спало, сама ситуация не была разрешена. Поэтому все меры по дедолларизации так и останутся на бумаге.
АЭС
Президент: «Доля возобновляемых источников в общем энергобалансе превысила 7%»
Налоговый кодекс РК 2026
Минэкономики сообщило, когда и на сколько повысятся цены в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
В Алматы проверяют бани и сауны в рамках мер по снижению загрязнения воздуха
МРП 2026
МРП, минимальная зарплата и пенсия в 2026 году: что изменится
Землетрясение
Землетрясения могут привести Казахстан к нехватке воды
Бокс
Тайсон решил провести бой в Африке в 59 лет
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
В столице в День Независимости родилось 18 детей
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
В Шымкенте из горящего дома спасатели эвакуировали жильцов с детьми
Иран
Президенты осмотрели выставку найденных в архивах Ирана древних рукописей, содержащих сведения по истории Казахстана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
Алматы за 9 месяцев посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу