В шаге от катастрофы: как изменить статус-кво в образовании - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
+2 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В шаге от катастрофы: как изменить статус-кво в образовании

В шаге от катастрофы: как изменить статус-кво в образовании

Полная свобода действий – это рай для чиновников, наделенных полномочиями и ресурсами, при этом никто не несет никакой ответственности.

  • 18 Сентября 2020
  • 8345
Фото - Caravan.kz

Мы развиваем в детях мышление низкого порядка, а в чиновниках – коллективную безответственность: при каких условиях начнутся реальные улучшения в системе образования? На вопросы “КАРАВАНА” ответил педагог, основатель инновационной школы, руководитель аналитического центра “PROBILIM ANALYTICS” Нурмухаммед ДОСЫБАЕВ.

Хлебом не корми – дай реформы провести!

– В Казахстане каждый новый министр образования приходит со своей реформой. При этом начатое предшественником не доводится до логического завершения, не анализируется. Чиновники меняются, ком фатальных ошибок растет, а разгребают их педагоги и учащиеся…

– Я не считаю, что частая смена министров влияет на курс развития образования страны. Проблема в том, что в руки МОН отдали абсолютно всё: и дошкольное образование, и школы, и колледжи, и университеты, и науку. За пять разных направлений, выработку стратегии, дальнейшую реализацию ответственность несет один человек!

А теперь посмотрите, сколько из наших министров образования работали в школе/вузе, возглавляли учебные заведения, трудились в региональных управлениях, прежде чем сесть в министерское кресло? (Нынешний глава МОН Асхат Аймагамбетов, к слову, до этого два года был вице-министром, ранее 6 лет трудился преподавателем в вузе и 3 года возглавлял управление образования в родной Карагандинской области. – Прим. авт.). Те же вопросы к вице-министрам, начальникам управлений образования на местах – кто из них пороху нюхал?..

В целом мы правильно виним уполномоченный орган, но проблема не только в самих министрах, но и во всей команде, отвечающей за отрасль.

В Сингапуре, на успешный опыт которого мы постоянно ссылаемся, управленцы делятся на три типа: администраторы – топ-менеджеры, министры, руководители департаментов; полисимейкеры – законодатели, которые пишут политику; педагоги, которые готовят коллег. Третья категория настолько же авторитетна, как и первая, уровень зарплаты – тот же. Кандидат на любую из этих должностей должен 5 лет отработать учителем в школе.

У нас такой иерархии нет, на самом высоком уровне находится министр со своими замами, а представители третьей категории – на самом низком уровне и зарабатывают меньше учителей. Полисимейкеры у нас – обычные специалисты в управлениях образования, которым всё спускается сверху, и они должны писать процедуры.

Нам нужны управленцы нового формата, необходимо выстраивать такую систему, чтобы у нас пополнялись ряды третьей категории, ведь не каждый хочет быть администратором или вершить политику, кто-то мечтает о педагогической деятельности на высоком уровне.

А у нас преподаватели в вузах получают нищенскую зарплату. Все эти вопросы надо ставить перед Президентом, на уровне правительства и парламента, и делать это должен не я, а министр образования.

Рай для чиновников

– Коллега рассказывала, какая малограмотная у ее дочери учитель: пишет с ошибками, предметом не заинтересована. Сама девочка во время нашего недавнего разговора постоянно подходила к маме и просила помочь – урок не грузился. При этом ребенок смышлен не по годам, и уровня обычной столичной школы ей уже недостаточно. Вы прослушали зарисовки о среднем образовании…

– МОН не имеет прямого влияния на школы – министров и акимов назначает Президент, а люди одного уровня не могут диктовать поручения друг другу. То есть минобр определяет, по какому курсу будет двигаться система, но при этом не может спросить с исполнителей на местах.

Если бы вертикаль была правильной, то школы напрямую подчинялись бы министерству. И проблемы решались быстрее. Но у нас школы находятся в подчинении управлений образования, и МОНу приходится просить акиматы, а не требовать. Наказать их за неисполнение курса минобр не может – права не имеет, и себя не наказывает. 

Между тем Президент Токаев в свежем Послании подчеркнул, что первостепенной задачей чиновников на местах должно быть образование региона, а не только ремонт дорог.

Вот вы говорите, что педагоги пишут с ошибками. Их готовят вузы, которые напрямую подчиняются минобру. Именно он создает программы вузов, финансирует их, назначает ректоров, то есть все рычаги влияния у МОН есть, но на выходе мы получаем слабые кадры.

В этом вопросе “UStudy”, кстати, первым внедрил независимую внешнюю оценку знаний учителей. И с прошлого года появились цифры – практически каждый второй педагог не проходит национальный квалификационный тест! Мы бы никогда не узнали об этом, если бы оцениванием педагогов занимался сам минобр. Статистика ведь – такая вещь, которую всегда можно “прикрутить”.

Другая внешняя оценка знаний PISA (Programme for International Student Assessment) тоже показала печальную картину: снижение грамотности школьников. В Казахстане за 30 последних лет подобных независимых оценок знаний не было, это порождало коллективную безответственность в системе образования: ты сам рассказываешь, насколько хорошо работал, сам выставляешь себе оценку. Полная свобода действий – это рай для чиновников, наделенных полномочиями и ресурсами, при этом никто не несет никакой ответственности.

Тупой и еще тупее

– Вы упомянули итоги PISA, которые прямо говорят: наши школьники тупеют с каждым годом.

– К сожалению, это так. Помимо уже упомянутых причин ситуации есть еще одна – недофинансирование. В результате формируется неравенство в сфере образования, когда в школах для одаренных детей учатся в одну смену, а в остальных – в две и даже три смены, классы перегружены – сидят по 30–40 человек! Сами учителя вместо 20 часов преподавания в неделю вынуждены брать по 30 часов, разрываться, это влияет на качество преподавания.

Нужно увеличивать финансирование общеобразовательных школ, капитальные затраты на строительство новых учебных заведений, инфраструктуру, а также инвестировать в операционные затраты – зарплаты педагогов, расходы на канцелярию и так далее. Доля расходов на образование в ВВП страны сейчас составляет всего 3 процента, в развитых странах – 6 процентов. Учителя английского за ведение предмета на "своем" языке награждают, а казахского наказывают

– Эксперты говорят, что немалую роль в процессе снижения уровня грамотности школьников играет ЕНТ.

– Изначально ЕНТ внедрялось как инструмент справедливого распределения госгрантов. А за рубежом гранты в основном распределяют государственные региональные вузы, которые подчиняются местным акиматам и сами отбирают будущих студентов. Тестирование школьников проводится на независимых площадках.

В Казахстане, несмотря на поручения Президента передавать функции в конкурентную среду, образование остается в руках госорганов. И вместо того, чтобы заниматься фундаментальными вопросами, МОН завязывает на себе операционные вопросы, в числе которых проведение ЕНТ. В итоге не справляется с функцией проведения тестирования, не может эффективно организовать его без коррупции. Я, например, сдавал ЕНТ сам, без шпаргалок, а парень-троечник пронес три телефона и, набрав высокие баллы, поступил на грант.

– Много вопросов и к СОЧ и СОР (суммативное оценивание за четверть и раздел)…

– Здесь вопрос еще глубже – в самой программе обучения. Есть типовой учебный план, в котором по пунктам, темам и часам разбиты знания, навыки и объем, которые учащийся должен усвоить с 1-го по 11-й класс.

При этом каждый новый урок – это новая тема, и ребенок не успевает усвоить и закрепить знания. В результате дети знают цифры и факты, но глубинно не могут раскрыть ни одну тему! По таксономии Блума мы развиваем в детях мышление низкого порядка (запоминание без понимания, применения, анализа, оценки и синтеза): учащиеся получают большой спектр тем, но функционально безграмотны.

Необходимо пересмотреть содержание образовательных программ, уменьшить количество изучаемых школьниками предметов.

В США и Великобритании старшеклассники последние два года обучаются максимум 5 предметам, а у нас – 15. Никакой фокусировки и углубления по тому направлению, которое учащийся выбрал для будущей специальности. У нас любят говорить про профориентацию, но сути не понимают. Нужно сужать образовательные программы.

– Как можно спасти систему от надвигающейся катастрофы?

– В госучреждениях образования – школах и вузах – давно наступил крах, что подтверждается рейтингами работодателей и международными оценками. Государству нужно это признать и начать привлекать частный сектор к управлению сферой образования, объединяться на равных партнерских отношениях. Решения уполномоченного органа (по тем же займам от Всемирного банка) должны приниматься прозрачно, необходимо усилить гражданский контроль и не давать возможность чиновникам единолично принимать решения без коллективного обсуждения с обществом.

У текущего руководства минобра не хватает ни видения, ни опыта решать накопившиеся проблемы. Здесь не место для гордыни, ведь образование – это общественное поле. Но на наши инициативы МОН не реагирует. Да, могут быть вопросы политического характера, внешние угрозы, экономические кризисы, но именно образование должно быть в приоритете, поскольку связано с национальной безопасностью.

НУР-СУЛТАН

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта