Казахстанский цемент неоправданно дорог, особенно учитывая его невысокое качество. В Германии цемент продается примерно по 5040 тенге за тонну (в переводе с евро), кубометр бетонной смеси стоит примерно 8400 тенге. В России цена цемента – примерно 16 800 тенге за тонну (в переводе с рублей), а стоимость бетона достигает 19 920 тенге за кубометр. Это почти столько же, сколько в США.
В Казахстане цена бетонной смеси в прошлом году достигала 18–20 тысяч тенге за куб. Сейчас цены упали до 14–16 тысяч тенге за кубометр бетонной смеси марки М200, но это все равно почти в два раза выше, чем в Европе.
– Цемент дорог, потому что его не хватает, – объясняет директор ТОО “Центр сертификации и высоких технологий” Заткали Естемесов. – В прошлом году отечественные заводы выпустили около 6,5 миллиона тонн цемента, а использовано его в стране было примерно 9–10 миллионов тонн. По расчетам уже в ближайшие годы потребность должна вырасти до 12–15 миллионов тонн, однако ни одного нового завода со времен СССР в строй пока так и не введено.
Доктор технических наук профессор Заткали Естемесов возглавляет компанию, которая проверяет состав и качество цемента и бетона. И, по его мнению, не столько количество, сколько качество цемента остается самым больным вопросом. Некачественный товар потребитель получает на всех уровнях – от цементного завода до розничных торговцев и производителей бетона.
“Белая смерть” оптом…
Выпуск “некондиционного” цемента отечественные заводы поставили на поток, уверен гн Естемесов. Пусть простит нам читатель технические подробности, но без них не обойтись. Технология производства цемента вкратце такова: берутся известняк, глина в соотношении три к одному, 10–15 процентов оксида железа, все смешивается мокрым или сухим способом и обжигается при температуре 1450 градусов. В итоге получается цемент, который состоит из четырех основных минералов. Особенно важно содержание 3CaO*SiO2 (алит), в качественном цементе марки М400 его должно быть не менее половины.
Так вот, отечественные производители зачастую используют некачественное сырье, в котором доля алита гораздо меньше необходимой, а потом искусственно доводят его содержание до 60 процентов, “пережигая” смесь дольше, чем нужно. В результате получается продукт, который номинально соответствует марке, однако имеет другую структуру. В нем образуется большое количество извести, со временем превращающейся в кальцит.
Последствия применения такого цемента хорошо видны: сначала на стенах появляется белый налет, называемый строителями “белой смертью”. “Смерть” конструкции из “зараженного” бетона не остановить: в местах, где стены контактируют с агрессивной средой или подвержены нагрузке, нестойкий кальцит начинает быстро разрушаться. Долговечность “больного” бетона снижается примерно в 10 раз. Когда износ достигает критической точки, конструкция рушится. Обычно это происходит в течение года.
Два года назад компания, строившая дорогу на Бишкек, выиграла иск против одного из крупнейших казахстанских цементных заводов, поставившего ей некачественный цемент. В результате опоры мостов, построенные на этой трассе, уже через год потребовали ремонта. Эксперты установили, что причиной их разрушения стало нарушение технологии производства цемента по описанной выше схеме.
Этим “грешат” все наши заводы, констатирует Заткали Естемесов:
– В СССР контроль качества их продукции был на очень высоком уровне, тогда существовала строгая экспертиза, и все производители были обязаны ее проходить. Эта система в целом сохранилась в России. В последнее время владельцы завода в киргизском Канте также озаботились качеством и начали обращаться к нашим экспертам. В Казахстане же независимой и обязательной системы контроля качества цемента сегодня нет, и заводы этим пользуются. Такое положение устраивает, кстати, и иностранных поставщиков, которые безбоязненно отправляют нам свою “некондицию”. Цемент на рынке стал хуже, марку цемента М500 не сравнить с советским цементом марки М400. А то, что у нас продается под маркой М400, часто вообще лучше не использовать.
…Зола и песок – в розницу
Основным поставщиком цемента на рынок Алматы является устькаменогорский “ВостокЦемент”, его доля в продаваемой продукции доходит до 40–50 процентов, говорит наш эксперт. Еще примерно четверть цемента поступает на рынок южной столицы из Кыргызстана, с Кантского цементношиферного завода. До недавнего времени 10–20 процентов рынка занимали производители из Китая. Но в последний месяц их продукция идет на ликвидацию последствий землетрясения в самом Китае, и ввоз в Казахстан сильно сократился. Кроме того, в южной столице активно продается цемент из Узбекистана.
Купить качественный цемент мелкой партией на розничном рынке практически невозможно, утверждает Заткали Естемесов:
– Определить наличие “белой смерти” можно только путем лабораторного анализа, чем рядовые покупатели себя обычно не утруждают. Но даже если завод отгрузил хороший товар, его почти обязательно “разбодяжат” добавками, которые увеличивают вес и снижают качество. Обычно для этого используются зола и мелкий песок. Цемент в мешках, который предприимчивые граждане продают “в розницу” на обочинах дорог, часто содержит до 20 процентов этих ненужных компонентов.
Экономия дорого обходится
Крупные компании предпочитают самостоятельно покупать цемент на заводах и производить бетон на собственных установках, которые обычно расположены на их объектах. Но даже при этом качество соблюдают не все, отмечает З. Естемесов. Например, застройщики развязок на проспекте АльФараби контролировали качество бетона. А вот развязки по Рыскулова уже дали усадку, там пошли трещины, что говорит о нарушении технологии.
Что касается небольших бетонных заводиков, то там ситуация с качеством остается неизвестной. Покупатели обычно покупают “кота в мешке”, узнавая истинный состав приобретаемой смеси уже в процессе эксплуатации конструкций.
– Сейчас существует очень много химических добавок к бетону российского и зарубежного производства. В какойто степени данные добавки способны компенсировать в растворе “плохой” цемент, но для этого опять же надо соблюдать технологию и не экономить. К нам время от времени обращаются клиенты бетонных заводов, в основном иностранцы, с просьбой проверить качество цемента и смеси. Но обычно производители сбывают товар без всякой экспертизы, – отмечает эксперт.
Низкое качество бетона и цемента – результат монополизации рынка, уверен З. Естемесов:
– Вы можете спокойно торговать цементом “вразвес” из контейнера. А попробуйте продать миллион тонн – и столкнетесь с целой стеной запретов и препятствий! Вас просто не пустят на рынок – здесь крутятся миллиарды, и конкуренты не нужны.
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ
АЭС
В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции
Налоговый кодекс РК 2026
Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году
Убийство Яны Легкодимовой
Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок
Алматы
Брачный аферист в Алматы обманул трех девушек и мужчину
МРП 2026
МРП на 2026 год утверждён в Казахстане
Землетрясение
Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы
Бокс
Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса
Футбол
Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана
Астана
Более 2 млн жалоб жителей разобрали за год в Астане
Азербайджан
Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии
Шымкент
Мальчик на экскаваторе выкопал яму на тротуаре в Шымкенте
Иран
Иран заявил о полном прекращении обогащения урана
Война
Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане
Нефть
Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана
Закон
Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи
Туризм
За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов
Медицина
Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу