Затишье перед бурей или каким будет возвращение Сороса в Казахстан? - Караван
  • $ 504.49
  • 587.73
-3 °C
Алматы
2025 Год
6 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Затишье перед бурей или каким будет возвращение Сороса в Казахстан?

Затишье перед бурей или каким будет возвращение Сороса в Казахстан?

"В августе 2023-го Фонды Джорджа Сороса, объединенные под зонтиком института "Открытое общество" (Open Society Institute, OSI), объявили о сворачивании финансирования своих проектов в странах Евросоюза для того, чтобы сосредоточиться на продвижении своих идей в "менее благополучных" с их точки зрения странах, в число которых входит и Казахстан.

  • 16 Сентября
  • 2894
Фото – Wikimedia. Commons

«При этом в Казахстане OSI присутствует с 1995 года и за тридцать лет создало в стране целую сеть «подведомственных» организаций, на основе которой вполне может заниматься организацией очередной «цветной» революции.

Джорджа Сороса знают по всей планете – имя долларового миллиардера, состояние которого осенью 2020 года оценивалось изданием Forbes в 8,6 млрд долларов, еще при его жизни стало нарицательным: с ним связывают любые действия, направленные на подрыв суверенитета государств и продвижение идей современного глобализма. Любопытно то, что в качестве филантропа на эти цели через сеть своих организаций Сорос направил сумму, в четыре раза превышающую его собственное состояние – порядка 32 млрд долларов, что явно указывает на усиленное привлечение им для финансирования деятельности OSI сторонних средств.

Неудивительно, что в странах Евросоюза началось настоящее смятение после известия о постепенном сворачивании финансирования «Открытым обществом» своих проектов в Евросоюзе в связи с тем, что ЕС «достиг значительных успехов в поддержке демократии и больше не нуждается в помощи в этой области», как следовало из обнародованной внутренней переписки OSI. Аналогичный денежный источник партнерам OSI, среди которых хорошо всем известные структуры Transparency International, Human Rights Watch и International Crisis Group, отыскать будет крайне сложно, зато деятельность соросовских структур активизируется в других точках мира.

Считается, что в числе стран, в которых «Открытое общество» намерено увеличить свою активность, назывались Украина, Молдова и некоторые балканские государства, а также Казахстан и Кыргызстан. При этом в Казахстане соросовские структуры начнут свою деятельность отнюдь не с нуля – по разным оценкам, фонд «Сорос-Казахстан» (ФСК, неправительственная благотворительная организация, учрежденная OSI в 1995 году «с целью продвижения ценностей открытого общества в Казахстане») выделил около 100 млн долларов в виде грантов на финансирование целой сети организаций, СМИ и отдельных лиц в стране.

Что в Казахстане интересовало Сороса?

Как говорится на сайте казахстанской соросовской «ячейки», в рамках деятельности своих программ ФСК содействует продвижению принципов равенства, справедливости, соблюдения прав человека и верховенства закона, обеспечению бюджетной прозрачности и подотчетности, а также повышению толерантности и гражданской активности. Неудивительно поэтому, что постоянным получателем грантов от этой организации, начавшей свою деятельность в стране в пору премьерства «отца казахстанской коррупции» Акежана Кажегельдина, стало Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧ).

КМБПЧ фигурирует практически в каждом годовом отчете Фонда «Сорос-Казахстан», равно как и Казахстанский институт менеджмента, экономики и прогнозирования, КИМЭП. Образование было вообще одним из основных направлений деятельности соровских структур в стране с первых дней их присутствия в республике, деньги в рамках которого тратились как на переподготовку учителей, так и на приобретение «правильных», с точки зрения ФСК, учебников. Причем финансирование образовательных учреждений велось по всей вертикали – средства получали не только вузы и школы, но и детсады, в которых также проводилась «гуманизация образования».

Таким образом, ФСК с первого дня своей деятельности в стране концентрировался на молодежи, одновременно производя «культурную революцию» – грантополучателями в 90-е годы стали казахстанские библиотеки, музыканты, художники, деятели кино и СМИ. Одновременно росло число профинансированных Соросом в Казахстане экологических НПО, а в 2003-м году с подачи ФСК была предпринята скандальная попытка провести реформы и в казахстанской медицине: началось продвижение фондом идеи заместительной терапии для наркозависимых, когда люди, принимавшие опиаты, подсаживались за счет государства на другой наркотик — метадон.

Начинание это вылилось даже в пилотный проект в казахстанских клиниках, но было быстро пресечено властями. В общем, соровские структуры, надо отдать им должное, в вопросах преумножения своей «паствы», которую они пытались подсадить на свои гранты, действовали нетривиально: среди проектов ФСК в 1998 году даже оказалась программа «профессионального развития школ милиции на территории пост тоталитарных стран», то есть на грантовую «иглу» пытались подсадить даже правоохранительные органы. И, надо признать, во взаимодействии с отдельными госорганами ФСК в итоге преуспел.

Урбанистика на грани фола

В 2010 году Фонд «Сорос-Казахстан» скромно заявил о своей новой роли посредника между государством, бизнесом и гражданским обществом в формировании общественной политики. Это заявление шло вразрез с действующим в стране законом «О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций в РК», который прямо запрещал деятельность на территории республики международных и иностранных некоммерческих организаций, цели или действия которых направлены на вмешательство во внутренние дела государства, но к этому времени соровские структуры закрепились в Казахстане – и чувствовали себя в нем как дома.

Вполне логично, что они и начали перестраивать этот дом на свой вкус – в буквальном смысле этого слова: ФСК вдруг стал проявлять большой интерес к городскому благоустройству (урбанизму), финансируя в крупнейшем городе Казахстана Алматы такие структуры как Urban Forum Kazakhstan, Arhcode Almaty, Urban Talks и City Solutions. Эти структуры пролоббировали изменения сложившегося облика Алматы через создание общественных пространств, преимущественно покрытых плиткой из бетона или гранита. И, в конце концов, своего добились: в 2016 году акиматом Алматы был создан Центр Урбанистики, главную скрипку в котором играли структуры ФСК.

Считается, что с подачи этих структур в 2017 году акиматом города было осуществлено преобразование Арбата, улиц Кабанбай батыра, Гоголя и площади Астана, а улица Панфилова превращена в пешеходную. Отличительным характером преобразования является то, что улицы Кабанбай батыра, Панфилова, Гоголя и площадь Астана вместо традиционного асфальта были покрыты бетонной плиткой, арыки, бывшие одной из достопримечательностей Алматы, в основной массе были убраны, а исторические чугунные ограды были срезаны. И тут некоторые эксперты вспомнили, что аналогичным образом «благоустраивался» центр Киева накануне майдана 2014 года.

В Киеве участники очередной «цветной» революции в 2014-м перекрыли центр города баррикадами из бетонной и гранитной плитки за рекордно короткие сроки, а сам Сорос в интервью британскому журналу The Guardian в 2019 году заявил, что киевский Майдан – это один из его лучших проектов. Можно назвать связь благоустройства алматинских улиц с киевским Крещатиком конспирологией, только вот в 2018 году несанкционированный митинг, организатором которого выступил беглый банкир Мухтар Аблязов, прошел в Алматы на улице Панфилова, всего через несколько месяцев после ее реконструкции, как будто на ней проводился некий тест-драйв…

Когда трансформироваться не значит уйти

Алматинский митинг в 2018 году был далеко не первой протестной акцией в Казахстане, в которой эксперты увидели «руку Сороса»: по мнению заместителя директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никиты Данюка, непосредственным организатором «земельных» митингов в Казахстане в 2016 году стал Международный фонд защиты свободы слова «Адил соз», грантодателями которого числятся ФСК, посольства США и Великобритании, Freedom House и Национальный фонд в поддержку демократии. ФСК также финансировал ряд структур и проектов, которые действуют в интересах запрещенной в республике партии ДВК.

Но в 2023-м году, после почти 30 лет работы Фонд «Сорос-Казахстан» объявил о сворачивании финансирования гражданских инициатив в стране и сообщил о регистрации под новым названием — CAPS Unlock (Central Asian Policy Studies). Этот региональный аналитический центр, по заявлениям его создателей, призван объединить исследователей Центральной Азии для выработки решений проблем стран региона. В учредителях новой структуры значатся бывший председатель ФСК Аида Айдаркулова и Наргиз Касенова, старший научный сотрудник Центра российских и евразийских исследований имени Дэвиса Гарвардского университета.

Среди получателей «финальных» грантов ФСК в республике были КМБПЧ (57,1 млн тг), ОФ «Крылья свободы» (23,8 млн тг), ОФ Международный Центр журналистики «MediaNet» (66,7 млн тг), PaperLab Общественный Фонд (81 млн тг), ОФ «Центр исследования правовой политики» (23 млн тенге). Почему слово «финальные» взято в кавычки? Хотя бы потому, что бывшее руководство ФСК не считает, что фонд закрылся и покинул страну: по словам Айдаркуловой, структура после трансформации возобновит свою деятельность в новом виде, поэтому нельзя говорить, что структуры «Открытого общества» ушли из региона.

А директор Казахстанского бюро по правам человека Евгений Жовтис сообщил, что бывшие сотрудники ФСК для продвижения своих идей создали новую организацию, формально не входящую в сеть OSI. При этом базирующийся в Берлине центральный офис «Открытого общества», по словам Жовтиса, продолжает поддерживать КМБПЧ, оптимистично настроена и руководитель другого «бывшего» клиента ФСК, ОФ «Еркіндік қанаты», Елена Швецова. Которая утверждает, что уход Фонда Сороса не будет большим ударом для этой организации, работающей в правозащитной сфере, поскольку у нее есть и другие источники финансирования.

Не исключено, что эти «другие» источники финансирования в конечном счете уходят корнями в материнский для всех соросовских структур Open Society Institute. Уж слишком долго ФСК разворачивал сеть своих «партнеров» в стране для того, чтобы в одночасье от нее отказаться, так что, скорее всего, нас ждет возобновление такой же бурной деятельности соровских структур после их ребрендинга. Тем более, что для их активизации освободились бюджеты в странах Евросоюза».», —

политолог Инна МИНАЕВА

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

В Алматы ожидается сильный снегопад

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Бокс

Головкин стал первым казахстанцем в Зале славы бокса

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

Новый автобусный маршрут запускают в Астане

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

В Шымкенте и Таразе ощутили подземные толчки, эпицентр — в Узбекистане

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

За 9 месяцев Алматы посетили 1,8 млн туристов

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта