Почему Турция десятки лет ждала свою АЭС, и при чем тут Казахстан - Караван
  • $ 499.65
  • 582.89
0 °C
Алматы
2025 Год
5 Декабря
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему Турция десятки лет ждала свою АЭС, и при чем тут Казахстан

Почему Турция десятки лет ждала свою АЭС, и при чем тут Казахстан

Строительство первой АЭС в Казахстане отдали российскому подрядчику. Церемония в честь начала работ состоялась в пятницу, 8 августа. Ожидания вполне позитивные, однако их омрачают проблемы с аналогичным проектом, который «Росатом» реализует в Турции.

  • 14 Августа
  • 20057
Rosatom Digital Press Office/АО «Аккую Нуклеар»

В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.

55 лет ожидания

Приведем краткую хронологию основных событий, связанных с «Аккую»:
1970 – начинаются официальные разговоры о строительстве АЭС;
1976 – недалеко от порта Мерсин выбрана площадка для размещения станции, этот выбор впоследствии не изменился;
2008 – проведен первый тендер на строительство;
2010 – правительства Турции и России подписали межправительственное соглашение о строительстве, владении и эксплуатации АЭС «Аккую»;
2011 – зарегистрирована дочерняя компания «Росатома», АО «Аккую Нуклеар» с полностью российским капиталом, которая будет заниматься строительство и эксплуатацией объекта;
2012 – Владимир Путин заявил, что Россия полностью выплатит 20 млрд долларов, необходимые для реализации проекта;
2018 – спустя 10 лет после тендера наконец начато собственно возведение станции;
2019, 2022, 2024 – должен был быть запущен первый энергоблок;
2025 – 8 июля было объявлено о начале пусконаладочных работ на первом энергоблоке.

Промежуток в 32 года между выбором места и тендером объясняется сложной экономической ситуацией в Турции в то время. Этот же фактор повлиял на то, что станцией владеет компания, подчиняющаяся иностранной госкорпорации.

Но даже так запуск АЭС все еще выгоден для Турции, которая вынуждена импортировать 75 % необходимых энергоносителей. «Аккую» после запуска всех блоков должна обеспечить до 10 % потребностей страны. Укрепится и энергетическая независимость – в конце концов, возможность получать ресурсы на территории своей страны выгодно отличается от необходимости, например, закупать природный газ за рубежом хотя бы тем, что снижаются риски при транспортировке. Кроме того, продавать электроэнергию «Аккую Нуклеар» обещает по фиксированной цене, что не может не радовать страдающих от высокой инфляции турков.

Еще один плюс – вливания в турецкую экономику, в том числе через закупку стройматериалов и обучение специалистов. Счет уже идет на миллиарды долларов.

Противников у проекта тоже хватает. Они отмечают, что раз «Аккую» будет находиться в иностранной собственности, это может привести к зависимости от РФ. Не говоря о том, что Россия фактически на сотню лет получит контроль над стратегически важным объектом на территории Турции и заодно НАТО.

Напряжение вызывает и тот факт, что «Аккую» находится довольно близко к другому стратегическому объекту – военной авиабазе Инджирлик, где хранится ядерное оружие и которую США используют во время военных операций на Ближнем Востоке. Недалеко находится и радиолокационная база НАТО в Куречике. В 2017 году Германия была вынуждена вывести с базы свой контингент из-за разногласий с турецкими властями. Американское присутствие на базе сохраняется.

Однако эксперты опасаются, что Россия может не только ввести в регион свои войска под предлогом безопасности АЭС, но и потребовать контроль над радарами в Куречике.

Отметим, что стоит учесть одно важное различие: «Аккую» Россия строит сама на свои средства и будет владеть ею, АЭС в Улкене будет полностью принадлежать Казахстану. Российская корпорация отказалась от проектов по типу «построй и владей», к каким относится и турецкая АЭС, из-за их высокой стоимости.

Проблемы с «Аккую»

Строительство в последние годы было крайне осложнено из-за антироссийских санкций. Так, власти Германии не выдали компании Siemens разрешение на поставки оборудования для АЭС, потому что опасались, что оно будет использовано не по назначению. В результате запуск снова задержался, хотя «Росатом» нашел замену благодаря китайским поставщикам. Но если война в Украине не прекратится, могут быть введены новые санкции, а значит, строители АЭС в Казахстане могут столкнуться с аналогичной проблемой. Однако казахстанские власти считают, что опасаться повторения ситуации не стоит.

«По последним данным, «Росатома» нет в санкционных списках. На случай возникновения каких-либо рисков, связанных с усилением санкций в отдельных странах в будущем, у нас будут предусмотрены соответствующие договорные механизмы, которые казахстанские компании применяли в других проектах. Например, есть возможность применения соответствующих санкционных оговорок и других правовых инструментов»,прокомментировали ситуацию в пресс-службе Агентства по атомной энергии.

И, конечно, есть фактор безопасности. После Фукусимы любая АЭС в сейсмоактивной зоне вызывает больше опасений, а Турцию трясет не только регулярно, но и сильно.  На сайте проекта написано, что «проект АЭС «Аккую» рассчитан на максимальное расчетное землетрясение магнитудой до 9 баллов», но ситуация может осложниться цунами. В Алматинской области настолько больших волн можно не бояться, но сейсмологическая обстановка оставляет желать лучшего.

Системные проблемы в строительном секторе приводят к тому, что многие здания, построенные на бюджетные деньги, не соответствуют стандартам, рушатся и идут трещинами намного раньше, чем должны.

Приведем некоторые примеры. Здание ветеринарного пункта в Аккуме было сдано в 2022 году, в 2023-м начало разрушаться, в этом году было признано аварийным. Школа в селе Даулет продержалась два года, родители детей, которые туда ходили, боялись за их жизни. Спортзал при школе № 125 в Шымкенте пришел в негодное состояние через 4 года после сдачи в эксплуатацию.

И это простые, с точки реализации, типовые проекты. Если такие же проблемы начнутся на АЭС, под угрозой окажется регион, в котором проживают миллионы людей.

Напряжение усиливает и тот факт, что СМИ сообщали о дефектах в зданиях «Аккую», в частности о трещинах в фундаменте.

Другой момент: атомной электростанции нужно очень много воды для охлаждения реакторов, и в Турции брать ее будут из моря рядом. Эксперты уже опасаются, что это может повлиять на температуру прибрежных вод, а значит — экосистему залива со всеми вытекающими последствиями, например, проблемами для местных рыбаков. Балхаш меньше Средиземного моря и уже страдает от не лучшего отношения. Речная вода приходит из Китая уже загрязненной. Местные предприятия, например, «Казахмыс», тоже вносят свой вклад в ухудшение ситуации, несмотря на регулярные проверки и штрафы.

Добавим, что согласно статистике в городе Балхаш заболеваемость раком легких выше, чем по региону, почти в десять раз. Гигантская стройка, которая займет не один год (если точнее, по плану речь идет про минимум 7 лет), вряд ли улучшит эти данные.

Электроэнергия все равно подорожает: для чего мы тогда строим АЭС

Кроме того, стоит обратить внимание на то, с чем могут столкнуться будущие работники стройки. В Турции «Росатом» привез для работы тысячи россиян с семьями, которые активно жаловались на задержку зарплаты, сложные условия и жесткое подавление протестов, вплоть до вмешательства правоохранительных органов. Сообщается, что некоторые работники уехали на родину после невыплаты денег в течение двух месяцев, что тоже отразилось на сроках строительства. Упоминалось, что от 25 тысяч рабочих на объекте остались всего 3 тысячи, в том числе из-за угрозы увольнения и потери обратных билетов в Россию, предусмотренных трудовыми договорами.

На жесткое обращение жаловались и турецкие граждане, которые работали на субподрядчиков.

Ждет ли казахстанских рабочих аналогичный сценарий? Покажет время. Но, раз платить им будут из казахстанского бюджета, опасаться, наверное, не стоит. В конце концов, наши госслужащие, по утверждениям соответствующих органов, получают свои зарплаты без задержки.

К слову, о турецких субподрядчиках — там тоже не заладилось. В одном случае недовольный расторжением контракта подрядчик даже собирался обратиться в Лондонский арбитражный суд.

Впрочем, в Казахстане производство стройматериалов и оборудования, мягко говоря, далеко от реализации своего полного потенциала, так что закупаться придется за рубежом, так что таких же вливаний в экономику, как в Турции, нам ждать не стоит. К тому же стройка будет вестись на деньги, взятые в кредит у России.

Таким образом, есть основания полагать, что в обещанные 7 лет проект не уложится, даже если в районе Балхаша не будет сильных землетрясений.

В тренде:

АЭС

В Казахстане официально объявили название первой атомной электростанции

Налоговый кодекс РК 2026

Какие льготы при оплате получат работники по договорам ГПХ в Казахстане в 2026 году

Убийство Яны Легкодимовой

Обвиняемые по делу Яны Легкодимовой получили пожизненный срок

Алматы

Элизабет Турсынбаева рассказала, почему не смогла сдать экзамен на получение водительских прав

МРП 2026

МРП на 2026 год утверждён в Казахстане

Землетрясение

Сведения о разрушениях на линию 112 не поступали - ДЧС Алматы

Бокс

Мельдоний у Алимханулы: кто еще из Казахстана попадался на "советском" допинге

Футбол

Прямая трансляция плей-офф Лиги конференций Бранн - Астана

Астана

В Астане девушка спрыгнула с моста

Азербайджан

Президент Казахстана принял участие в VII Консультативной встрече глав государств Центральной Азии

Шымкент

Наркомагазины с миллиардными оборотами ликвидировали в Казахстане спецпрокуроры

Иран

Иран заявил о полном прекращении обогащения урана

Война

Песков отреагировал на предложение Зеленского провести переговоры с Путиным в Казахстане

Нефть

Это удар не только по нефти: что атака украинских беспилотников на КТК значит для Казахстана

Закон

Токаев подписал Закон по вопросам культуры, образования и семьи

Туризм

Отменят ли "всё включено" в Турции

Медицина

Медицинские учреждения нарушали правила вакцинации и лицензирования в области Жетысу

Перейти к новостям спорта